Критическое мышление - буклет
методическая разработка
В подготовленном буклете рассматриваются различные методы и приемы технологи развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie_25.09._-_buklet_pptx.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
- К. М. есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным пунктом К. М.
- К. М. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- К. М. стремится к убедительной аргументации.
- К. М. есть мышление социальное.
Цель ТРКМ:
формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия |
Вызов | Осмысление | Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умений навыков и способов мышления; умения работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости.
- Появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
- Создаются условия для вариативности и дифференциации;
- Используется положительное стимулирование учеников;
- Формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Технологические этапы
Приемы используемые на стадии вызова:
- «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
- Проблемные вопросы;
- «Толстые и тонкие» вопросы;
- Рассказ-предположение по ключевым словам;
- Перепутанные логические цепочки;
- Кластеры;
- Таблицы
Приемы, используемые на стадии осмысления:
- Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал».
- Ведение различных записей: бортовой журнал;
- Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые на стадии рефлексии:
- Резюме (Я понял(а), что…).
- Синквейн;
- Кластер;
- Возврат к ключевым словам;
- Устный круглый стол;
- Различные виды дискуссий;
- Написание творческих работ;
- Исследование по отдельным вопросам.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРКМ
Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации:
- «V» – уже знал
- «+» – новое
- «-» – думал иначе
- «?» – не понял, есть вопросы.
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия. «Понятийное колесо» - Свое название приём получил из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Сюжетная таблица
Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: кто? – что? – когда? – где? – почему?
«Дерево предсказаний»
Этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева – это тема,
«листочки» – прогнозы, «веточки» - аргументы.
Прием "Fishbone" (фишбоун).
С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.
Шесть шляп мышления
«Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Белая – перечень фактов.
Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).
Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему.
Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.
Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....