Выступление на секции КМО
материал

Эртине Елена Артуровна

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетенции как условие повышения качества преподавания русского языка»

   

           В последние годы в нашей республике значительно понизился уровень владения русским языком. Это указывается в различных документах.

   Недостаточное знание русского языка – государственного языка Российской Федерации и Республики Тыва, языка межнационального общения  – для многих талантливых детей служит серьезным препятствием полностью реализовать свои возможности, а иногда и просто закрывает дорогу в жизнь, поскольку в современных условиях общества  для достижения успеха требуется отличное владение русским языком.

            Одной из главных стратегических задач, отмеченных в Концепции развития образования до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки РТ, является задача «через обучение языкам воспитывать высококультурную языковую личность».

          Поэтому повышение качества образования является одной из актуальных проблем, как для Тувы, так и для всего мирового сообщества.                Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником.

                          Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей.
Компетенция - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Включает в себя:

1.знания, которые должны быть усвоены;
2. умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;
3. развитие личности школьника.


            Одной из ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы является коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.
     Формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.             Мы привыкли к тому, что речь учителя на уроке преобладает, «убивая» речь ученика. Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса?

- Главная роль отводится урокам русского языка, именно к развитию речи каждого ученика. Речевому развитию всегда уделялось и уделяется серьезное внимание, оно является неотъемлемой частью любого урока. Тщательно проводится работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним речи.

            Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения.

         При переходе учеников из начальной школы в 5 класс, учитель-предметник совместно с администрацией школы проводит диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д.

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

    Методам, ориентированных на устную коммуникацию относятся

все виды пересказа, все формы учебного диалога,  
доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и  проекты, требующие проведения опросов, обсуждение, дискуссия, диспут, выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

Методам, ориентированных на письменную коммуникацию относятся

сочинения и изложения, подготовка заметок и статей в СМИ, телекоммуникационные тексты, сообщения, участие в конкурсах сочинений.

Сочинения, как никакой другой вид творческой работы, формирует главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умении переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Одним из самых эффективных методов и приемов, с помощью которых организуется речевая деятельность учителя и ученика, является проведение творческих миниатюрных работ. Сочинение-миниатюра таит в себе неограниченные возможности и могут играть важную роль в том, чтобы школьные уроки «открывали глаза и окрыляли сознание»

     
        Очень важно, чтобы каждый учащийся в течение учебной четверти неоднократно оказался в роли говорящего, произносящего перед классом 2-3 минутный ответ, и не менее важно, чтобы результатом работы было ощущение успеха или осознание его перспективы. Поэтому задача учителя заключается в создании рабочей атмосферы, условием чего является не только общий интерес к предмету, но и владение культурой общения.
Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося.

     В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику.

    Чтобы возникли предпосылки для успешного развития речевых возможностей детей, нужно придерживаться следующих принципов:

I. От простого – к сложному. Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности уроков развития речи.

Можно, например, предложить такие виды заданий:

  1. Составить текст по опорным словам и словосочетаниям на тему «Золотая осень»: разноцветный ковер, ласковое солнце, низкое небо, звонкая тишина, приближение холодов, шаловливый ветерок.
  2. Продолжить составление текста по данному началу на тему «Робкие шаги осени»: Вот и лето прошло. Наступили осенние деньки. Сентябрь разлил разноцветные краски…
  1. 3. Составить текст на тему «Осень в Туве», дополнив его вступлением и заключением: У нас, в любимой родине, в родной Туве осень золотая особой прелестью сердце очаровывает…….
  2. Написать сочинение-миниатюру по иллюстрациям на тему «Волшебная осенняя пора».
  3. Создать текст на тему «Осень – чудесное время года» по знаковой схеме.
  4. Написать сочинение-миниатюру по личным впечатлениям «Осень – мое любимое время года», «Осень… Унылая пора (или праздник природы)».

      Такие творческие работы мотивируют  учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. На искусственно созданным условиях ученикам легче, интереснее выразить свои мысли, обогащается словарный запас учащихся.

     Системная работа по данной части учителя отражается при выпускных экзаменах. Самым главным критерием является внешняя оценка на ЕГЭ. Выполняя задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком, его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Использование технологий, совместимых в преподавании русского языка и литературы, может стать залогом достижения одной из ключевых целей образования – формирования коммуникативной компетенции. Сформированная речевая компетенция – ключ к успеху не только в процессе обучения и прохождения итоговой аттестации по русскому языку  в 9 и 11 классе, но и в дальнейшей взрослой жизни.

Литература.

  1. Корнеева И.Г. Использование презентаций на урок// Справочник заместителя директора школы. – 2008.- №2.- с. 36-39
  2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. Пояснительная записка.
  3.  Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - С. 31
  4. Прищепа Т.А. Создание проблемных ситуаций на уроках// Справочник заместителя директора школы. -2008.- №8.- с. 52-57.
  5. Психология детства.- СПб.: «прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2003, с. 259-263.
  6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Изд.3. М., 1963, с. 103-119
  7. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. – СПб, 1899
  8. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Выступление на секции учителей русского языка и литературы. Август 2015

Описание применения кейс-технологий на уроках русского языка и литературы...

Выступление на секции учителей географии по теме"Проектирование моделей учебных программ, методик изучения тематических блоков с учетом реализации требований ФГОС

В своем выступлении учитель рассказал о проектировании учебных программ, методик изучения тематических блоков в условиях ФГОС...

Выступление на секции учителей географии

Проектирование метапредметных практико-ориентированных заданий по географии. (Из опыта работы)...