Доклад "Нравственно–этическое воспитание младших школьников".
методическая разработка

Сивова Любовь Николаевна

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nrav-etich._vospit._doklad.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ №52 г.Москва

Тема: Нравственно–этическое воспитание младших школьников.

                                                Воспитатель: Сивова Л.Н.

2017-2018 учебный год

Нравственно-этическое воспитание младших школьников.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

     Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А Ухтомский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.

Актуальность этического образования школьников.

    Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.

Роль школы в решении проблемы этического воспитания школьников.

Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, т. к. решение данной проблемы одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, а этическое воспитание должно стать его органичной составной частью. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.

    Цель  нравственно – этического направления  воспитательной работы - формирование у  учащихся младших классов культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения, приобщение учащихся к нравственным ценностям, накопление знаний о нормах и требованиях морали.

   Задачи:

- формировать привычку употребления слов вежливости;

-знакомить с правилами поведения в общественных местах;

-учить умению анализировать свое поведение, свои поступки;

-уметь разыгрывать житейские ситуации, высказывать мнение, искать выход.

      Начальное образование не включает этику как учебный предмет. Элементы этического воспитания присутствуют на каждом уроке учителя начальных классов, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности младшего школьника, включая свободное общение на улице, поведение в общественных местах и т. п.

   Традиционные методы и формы нравственно-этического воспитания:
 Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.                                                                                                                                                                                                                                          Этические беседы строятся примерно по такому сценарию:                                                                    -сообщение конкретных фактов, их объяснение и анализ с активным участием всех собеседников; -обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;                                                                                                                     -обобщение наиболее существенных признаков, конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка правила;                                                                                                      -применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

  Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, помочь самостоятельно прийти к правильному выводу. В школе первой ступени этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Примерные темы и содержание этических бесед:

Темы этических бесед

Основное содержание и время 25–30 минут

Кто это выдумал?

Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения.

Ты вышел на улицу

Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД

Хозяин и гости

Правила приема гостей.
Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя.

Разговор о разговоре

Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие.

Правила поведения в школе

Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.

Школа вежливости

Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.

Доброе слово – что ясный день

Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

Человек среди людей

Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру.

Можно и не ссориться

Дать понятие детям о саморегуляции в критических ситуациях, воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учимся быть добрыми

Формирование представлений ребенка о доброте, милосердии, сострадании.

Твой труд  дома (инсценировка )

Учить выполнять свои обязанности по дому, воспитывать уважение к старшим.

Давайте жить дружно.

Я учусь дружить.

Чем я богат.

Добрые и злые дела.

Береги свое время и время других.

Как теряется время.

У меня зазвонил телефон.

Телефонный разговор.

Мы читаем земляка-Самуила Маршака.

Чтение-лучшее учение.

Кем быть?

Терпение и труд рядом живут.

Уважай старших.

Дал слово - держи.

Честность - прежде всего.

       Нельзя говорить о полноценном нравственно-этическом воспитании, если это будет воспитание только через этические беседы и классные часы. Поэтому, если говорить о системе воспитания, то оно должно проходить красной линией на каждом уроке.    

                                                                                                                     

                   Роль чтения в формировании нравственности.

      Материал в учебниках подобран таким образом, что каждое многие  упражнения  в русском языке и каждое произведение литературного чтения являются материалом для нравственной беседы. Что же обеспечивает эффективность этого воспитания? Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, проанализировать и сделать выводы. Если на уроках русского языка нравственному воспитанию мы отводим не так много времени, то уроки литературного чтения – это простор для чтения, разыгрывания, обсуждения, анализа и вывода тех ситуаций, с которыми знакомимся.                     Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой. Например, после чтения рассказа “Печенье” ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательными к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос “Добрый ли я человек и почему я так думаю?» Ее же произведение “Долг”, в котором не было сказано о дружбе ни слова, вызвало у детей моментальную реакцию: после слов Вани “И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда!” - дети хором крикнули: ДРУЖБУ! Ребята стали наперебой рассказывать, как они дружат и берегут дружбу. Такие истории помогают ребятам проанализировать поступки героев и выбрать правильное решение.                                                                                                                                           Всем известно, что самым любимым жанром у детей является сказка.                                                                                На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить. Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Многие сказки мы разыгрываем. Дети это очень любят.  

       

Занятие на тему: “Дружба – чудесное слово”.

Задачи: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Оборудование:  плакат “Дружба – какое  чудесное слово”, грамзапись песни “Улыбка”, карточки со словами-качествами друга, карточки с буквами слова “дружба”, пословицы о дружбе написать на доске.

Ход мероприятия

Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.

(На доске – буквы, ребята складывают из букв слово дружба)

Воспитатель: Какое слово получилось?

Ученики: Дружба

Воспитатель: Наш классный час называется: “Дружба – чудесное слово”.

(Название вывешивается на доску)

– Как вы понимаете слово дружба? (Выслушиваются ответы детей)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Ученик:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытей для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Беседа.

Воспитатель: Дружба нужна детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?

Ученики: Наверное, с улыбки.

Воспитатель: Точно так же считает поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню “Улыбка”. Послушайте, а кто знает – подпевайте.

(Звучит песня)

– О чем эта песня?

– У кого в классе есть друзья?

– Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Работа с пословицами.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем пословицу.

( Дети читают с доски: “Друг познается в беде”.)

– Как понимаете ее? (Выслушиваются высказывания детей)

– Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? ( “Нет друга – ищи, а нашел – береги”.  “Новых друзей наживай, а старых не теряй”. )

Разбор ситуации.

Ученик.

Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.

Ученик.

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня без задних ног.
С. Я. Маршак

Воспитатель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель:

. А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей)

Физминутка.

Выполняется под песню “Улыбка”.

Групповая работа.

Воспитатель: Каким же должен быть друг? Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Воспитатель: Какие качества вы выбрали и почему?

– Почему оставили карточки со словами “злоба, хвастовство, эгоизм, равнодушие”?

– Почему распадается дружба?

– Что нужно сделать, чтобы сохранить дружбу?

(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске)

Правила дружбы.

-Уступать

-Не бояться просить прощения, если обидел друга

-Не грубить

-Не жадничать

-Помогать друг другу

-Быть честным

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Практические упражнения.

“Мостик дружбы”
Воспитатель просит по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.

Упражнение-тренинг
Воспитатель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты?

Поведение итогов.

Почему “дружба” такое чудесное слово?

Какие чудеса могут произойти, если все вокруг подружатся?

«Нравственно-этическое воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения»

        Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач школы.

        Важнейшее место в формировании нравственности принадлежит урокам чтения. На этих уроках дети усваивают такие понятия, как «дружба», «товарищество», «чувство долга», «справедливость».

        Во втором классе дети уже лучше знают друг друга, и, помимо товарищеских отношений, между ними возникают и дружеские контакты. Воспитатель, используя тексты для чтения, может расширить представления детей об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качествах (чуткости, отзывчивости, справедливости и взаимопомощи), показать им, что мешает настоящей дружбе. К.Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

        Подбор художественных произведений осуществляется таким образом, чтобы на их основе можно было развивать нравственную культуру во взаимоотношениях учащихся.

        Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

        Вопросы для обсуждения предлагаемых произведений углубляют понимание детьми поступков героев и их оценку. Этические беседы, проводимые на основе этих произведений, вызывают обычно большой интерес у детей, если они затрагивают отношения ребёнка с близкими, товарищами, если воспитатель поднимает вопросы об ответственности человека перед людьми, Родиной, миром природы. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно учатся выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

        Очень важно обращать внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младшего школьника нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные. Часть текстов в книгах для чтения очень определенно ставит и отвечает на вопросы, связанные с нравственностью, например стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Но и здесь нельзя забывать о такте. Обсуждая с детьми такие важные для них проблемы, как: «кого мы назовём хорошим товарищем, а кого плохим, кого грубым, жадным, кого добрым, отзывчивым» и т.д. воспитатель должен стараться, чтобы учащиеся, оценивая героев рассказа, смогли с этих же позиций оценить и себя. Однако прямо переносить эту оценку на кого-либо из детей или побуждать детей к этому нельзя. Вопрос воспитателя: «А кто у нас похож на жадную девочку из рассказа «Синие листья?». Дети чувствуют себя неловко, молчат. Будет правильно сказать: «Пусть каждый из вас подумает, не похож ли он чем-нибудь на Катю?». Прямой перенос оценки отрицательного персонажа возможен только по отношению к некоторым детям, которые не задумываются над своими поступками.

        Тексты в книгах для внеклассного чтения воспитатель подбирает с учетом возраста детей. Дети глубоко переживают содержание прочитанных рассказов; они радуются успехам героев; дают положительную оценку их поступкам; возмущаются поведением «плохих» героев. Воспитатель читая сказку, рассказ, интонацией подчеркивает переживания героев.

        Чтобы усилить понимание детей, надо предложить 2-3 рассказа на одну тему. Очень хороши для этого рассказы В. Осеевой.

        После прочтения всегда задаются вопросы о прочитанном; потом свободное обсуждение (обычно выслушивание мнений учащихся); если есть какое-то непонимание, направляю в нужное русло, но так, чтобы дети сами сделали выводы.

        Кроме бесед, вопросов, мы делали рисунки к прочитанным произведениям. Красиво оформить рисунок; обратить внимание на обложку книги – это способствует развитию эстетического вкуса.

        Для усиления впечатлений можно использовать музыкальные произведения. Прочитав какое-то произведение, сказку, стихи, можно дать прослушать кусочек музыкального произведения. Особенно, если стихи о природе, чтобы подчеркнуть красоту природы. Все это способствует формированию основы нравственных и эстетических представлений.

        Из собственного опыта:

        Всем известно, что самое большое впечатление оказывается на душу ребенка в младшем школьном возрасте, то есть в первом, втором классе. Поэтому у меня такая практика, кроме повседневных бесед, разговоров, этических бесед и т.д. – воспитание нравственности в большей степени через чтение рассказов Л. Толстого, В. Осеевой и других авторов.

        Два примера:

  1.  Один мальчик иногда любит соврать. Прочитала рассказ «Лгун». Обсудили всё. Прошло немного времени. Подходит учащийся и говорит: «Это правда, что тем, кто один раз соврет – не верят больше?». Я говорю: «Да! Это правда». Он подумал и говорит: «Я больше не буду врать».
  2. Все знают, что у наших воспитанников особенно часто встречается такая черта, как жадность, вседозволенность. Читали рассказ В. Осеевой «Пёрышко». Разобрали, ответили устно на вопросы; потом предлагаю: «Пусть каждый из вас подумает и ответит кратко на листочке на 2 вопроса: - Можно ли брать у других что-либо без разрешения?

- Что ты пожалел дать другу и сколько раз?

        Ответили искренне, чем порадовали меня. И пусть в старших классах кто-то чуть-чуть будет преувеличивать и иногда пожадничает, но вот это зернышко нравственности в них будет развиваться. И очень большой помощник в этом – книга, чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания младших школьников "Культура поведения"

Цель программы: формирование навыков культурного поведения.  Задачи: Создать условия для освоения и присвоения этических норм поведения детьми.  Организовать  системную работу по п...

Вокальное воспитание младших школьников в эстетическом классе

Сообщение предназначена для преподавателей музыки и хорового пения, работающих с младшими школьниками в классе хорового пения....

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....