Проведение урока с позиции технологии здоровья сбережения.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Поскольку "звеном" образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. (Н. К. Смирнов). Предлагаемые критерии оценки урока являются для Вас лишь ориентирами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология

здоровья в школе»).

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: 

  • Гигиенические условия в классе (кабинете);
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
  • Число использованных учителем видов преподавания;
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
  • Чередование видов преподавания;
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  • Физкультминутки и физкультпаузы;
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • Благоприятный психологический климат на уроке;
  • Преобладающее выражение лица учителя;
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
  • Темп и особенности окончания урока;
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Гигиенические условия в классе (кабинете):

  • чистота,

  •  температура и свежесть воздуха,

  • рациональность освещения класса и доски,

  • наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

     Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

   Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

 

  • опрос учащихся,
  • письмо,
  • чтение,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание наглядных пособий,
  • ответы на вопросы,
  • решение примеров, задач,
  • практические занятия и т. д.

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

 

Число использованных учителем видов преподавания:

  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,
  • самостоятельная работа и др.

Норма - не менее трех за урок.

Чередование видов преподавания

  • не позже чем через 10-15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

  •  методы свободного выбора (свободная беседа, выбор   действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

  •  активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Умение учителя использовать возможности  показа  видеоматериалов

 для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

  • Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

  • Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Физкультминутки и физкультпаузы

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.

Необходимо:

  •  Обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

  • интерес к занятиям,
  • стремление больше узнать,
  • радость от активности,
  • интерес к изучаемому материалу и т.п.
  • Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителями

             

Благоприятный психологический климат на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье

Преобладающее выражение лица учителя.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

 

  • улыбок,
  • уместных остроумных шуток,
  • использования поговорок,
  • афоризмов с комментариями, музыкальных

                 минуток

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

  • Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
  • Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

 

Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  • учащиеся имели возможность задать учителю

            вопросы    

  • учитель мог прокомментировать задание на дом,

  • попрощаться со школьниками.

Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  • Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Анализ урока

 Лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии

Список литературы.

Использовались материалы:

  • Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения урока с позиций технологии здоровьесбережения

Методические рекомендации по аализу урока по материалам книги Н.К. Смирновой...

Анализ проведения занятия с позиции технологии здоровьесбережения.

Анализ занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходо...

Анализ проведения урока с позиции здоровьясбережения

Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального, интеллектуального, личн...

Практикум «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»

Данная методическая разработка помогает 1.     Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.2.     Научить технике построения уро...

Практикум «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»

Практикум позволет1. Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.2. Научить технике построения уроков с позиции здоровье сбережения .3. Мотивация педагогов школы на создание...