Проведение урока с позиции технологии здоровья сбережения.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Поскольку "звеном" образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. (Н. К. Смирнов). Предлагаемые критерии оценки урока являются для Вас лишь ориентирами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_provedenianaliz_uroka_s_pozitsii_tehnologii_zdorovesberezheniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе»).
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете);
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- Число использованных учителем видов преподавания;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
- Чередование видов преподавания;
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Преобладающее выражение лица учителя;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- Темп и особенности окончания урока;
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
- чистота,
- температура и свежесть воздуха,
- рациональность освещения класса и доски,
- наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- решение примеров, задач,
- практические занятия и т. д.
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания
- не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
- Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
- Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.
Необходимо:
- Обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
- интерес к занятиям,
- стремление больше узнать,
- радость от активности,
- интерес к изучаемому материалу и т.п.
- Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителями
Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье
Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- уместных остроумных шуток,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями, музыкальных
минуток
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
- Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
- Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
- учащиеся имели возможность задать учителю
вопросы
- учитель мог прокомментировать задание на дом,
- попрощаться со школьниками.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
- Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
- Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Анализ урока
Лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии
Список литературы.
Использовались материалы:
- Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ проведения урока с позиций технологии здоровьесбережения
Методические рекомендации по аализу урока по материалам книги Н.К. Смирновой...
Анализ проведения занятия с позиции технологии здоровьесбережения.
Анализ занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходо...
Анализ проведения урока с позиции здоровьясбережения
Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального, интеллектуального, личн...
Основные параметры проведения урока с позиций здоровьесбережения.
методическая разработка рекомендации...
Практикум «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»
Данная методическая разработка помогает 1. Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.2. Научить технике построения уро...
Практикум «Моделирование урока с точки зрения здоровье сбережения»
Практикум позволет1. Познакомить педагогов с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.2. Научить технике построения уроков с позиции здоровье сбережения .3. Мотивация педагогов школы на создание...
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
Методические рекомендации...