Индивидуальная программа от 3 до 6 месяцев.
методическая разработка

Сайфуллина Екатерина Владимировна

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера. Это и является ведущим видом деятельности.

                                            Условия воспитания

Выполнение четкого режима дня. Сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа.

Занятие в первой и второй половине дня индивидуально по несколько минут. В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж рук, пальцев рук, лица, ног.

Массаж проводится 2-3 раза в день на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком в ходе выполнения массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s3do6mes.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урайский специализированный Дом ребенка

Индивидуальная программа

Воспитания обучения и развития

Ф.Имя ребенка--------------------------

Дата рождения--------------------------

Дата поступления------------------------

Дата составления-------------------------

Дефектолог--------------------------------

Педагог-куратор-------------------------                                                              

                                                 

Группа №2

Индивидуальная программа с 3до 6мес.

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера. Это и является ведущим видом деятельности.

                                            Условия воспитания

Выполнение четкого режима дня. Сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа.

Занятие в первой и второй половине дня индивидуально по несколько минут. В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж рук, пальцев рук, лица, ног.

Массаж проводится 2-3 раза в день на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком в ходе выполнения массажа.

                                              Виды упражнений

 1.Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6-8 раз отдельно по каждой руке.

 2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

 3. Спиральные движения пальца взрослого на раскрытой ладони ребенка, от ее середины до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-3 по каждой ладони (рисуем клубочек).

 4. Точечное нажатие большим пальцем и указательным, на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой. Все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.

 5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.  

 6. Ласковое поглаживание взрослым каждой руки ребенка по направлению от периферии к центру 5-6 раз.  

                           

                                             

Совершенствование восприятия.

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей.

2. Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука     (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.).

3.Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).

4.Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).

5. Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, веселая, строгая).

6.Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам).

7.Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).

Игра: «Игра с колечками»

Цель: Развитие умения способности длительно удерживать в поле зрения лицо или предмет; развитие одновременно со зрительным восприятием также других ощущений.

Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине» - лицом к лицу. Вам понадобиться плоское кольцо. Это может быть зубное кольцо, продающееся в аптеке, или кольцо из детской игры «Серсо». Проделайте в нем отверстие, прикрепив колокольчики и ленту, за которое вы будете держать кольцо. Покажите малышу колечко, покрутите его, потрясите. Перемещайте его по кругу, наблюдая, следует ли взгляд малыша за движением игрушки. Погладьте кулачки ребенка игрушкой, добиваясь разведения его пальчиков. Предоставьте ему возможность самому схватить колечко, протянутое над рукой. Если малышу трудно это сделать, помогите ему, подтолкнув его ручку по направлению к игрушке.

Разенкова Ю.А. стр.55

Игра: «Смелый пилот»

Цель: стимулирование смеха на эмоциональное обращение.

Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте малыша вверх и опускайте вниз, покачивайте его, приговаривая:

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки

Лучшего дела.

Разенкова Ю.А. стр.52

Игра:» Колокольчик динь – динь – динь»

Цель: развитие целенаправленных движений рук.

Вам понадобится колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш сам научиться направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывть их, усложните игровую задачу. Для этого этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звенящую прищепке к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его внимание, научите малыша направлять руку к колокольчику.

Разенкова Ю.А. стр.71

Социальное развитие.

С целью формирования у ребенка потребности в общении:

1.Вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого; использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.

2.способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.

3.Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств – отыскивание глазами взрослого, поворот на его голос, рассматривание его лица.

4.формировать (к 3 месяцам «Комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.

Игра: «игра с губками малыша»

Цель: способность появлению у малыша разнообразных активных действий.

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что- ни будь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте её в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок, пропевайте следующие слоги:
МА-МА-МА-МА!

ПА-ПА-ПА-ПА!

БА-БА-БА-БА!

Разенкова Ю.А. стр64

Игра: «В полюшке за бугром…»

Цель: поддерживание «комплекса оживления» эмоциональное общение.

Положите малыша на спинку, возьмите ножки ребенка в свои руки, придерживая голеностопный сустав, напевая веселую песенку, двигайте ножки ребенка вперед – назад:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой да, за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха чуть жива:

«Ох, ох, силы нет,

Отпусти меня, мой свет!»

Разенкова Ю.А. стр51.

Игра:» «Ненагляденький»

Цель: поддерживание «комплекса оживления» эмоциональное общение.

Наклоняясь над ребенком и удаляясь от него, потормошите и пощекочите его; улыбаясь малышу, напевно приговаривайте:

ОЙ, МОЙ МАЛЕНЬКИЙ,

НЕНАГЛЯДНЕНЬКИЙ,

МОЙ ХОРОШЕНЬКИЙ,

МОЙ ПРИГОЖЕНЬКИЙ.

ОЙ ТЫ, МОЙ СЫНОЧЕК,

ПШЕНИЧНЫЙ КОЛОСОЧЕК,

ЛАЗАРЕВЫЙ ЦВЕТОЧЕК,

СИРЕНЕВЫЙ КУСТОЧЕК!

Смотрите малышу в глаза, читайте стихи напевно, с ласковой улыбкой, называя ребенка по имени. Во второй части игры постойте молча рядом с ребенком, смотря ему в глазки и улыбаясь. Это позволит малышу проявить собственную инициативу в общении с вами.

Разенкова Ю.А. стр51.

Развитие речи и ознакомление с окружающими.

1.Способствовать формированию слуховых и зрительных связей, как основы понимания речи.

2.Побуждать прислушиваться к различным интонациям.

3.Формировать предпосылки активной речи; вызывать голосовые реакции. Способствовать развитию артикулярного аппарата.

Игра: «игра с губками малыша»

Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепетов.

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что- ни будь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвращайте её в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок, пропевайте следующие слоги:
МА-МА-МА-МА!

ПА-ПА-ПА-ПА!

БА-БА-БА-БА!

Разенкова Ю.А. стр64.

Игра: «Игра с подбрасыванием»

Цель: стимулирование появления отдельных слогов лепетов.

Малыш находится на вытянутых руках взрослого, одна рука придерживает грудь ребенка, а другая его таз. Подбрасывайте ребенка вверх – вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мягонькую,

Да молочненькую.

Поверните малыша лицом к себе и ещё раз прочитайте потешку.

Разенкова Ю.А. стр64.

Игра: «На боку».

Цель: Стимулирование появления у ребенка гуления.

Ребенок расположен на пеленальном столе в позе на боку.

Поднимайте полусогнутую ручку ребенка вверх (вдох), опускайте ее, тесно прижимая к боковой и передней поверхностям грудной клетки (выдох) (2-3раза). На выдохе ребенка пропевайте ему различные звуки гуления.

Повторите с ним это упражнение (2-3раза), переложив его на другой бочок.

Разенкова Ю.А.стр.64

Развитие движения.

1.Развивать движение, подготавливающее к ползанию.

2.Закреплять умение лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

3.Развивать упор ног. Упираться ногами в твердую поверхность при поддержке подмышки.

     4.Стимулировать повороты с живота на спину и наоборот.

Игра:» Бабочка на животике»

Цель: Развитие подготовительных к ползанию движений – поворачивания на бок, на живот, с живота на спину.

Приготовьте валик и бабочку, которую можно сделать из яркой оберточной бумаги, перевязав её по середине тесьмой. Под голову и шею ребенка кладут большой валик. Поддерживая малыша за плечи, на животик ему кладут бабочку, побуждая его посмотреть на нее. Если малыш хорошо поднимает голову, бабочку помещают на пальчики его ножек, побуждая ребенка еще больше приподнять голову, его можно будет уложить так на валик, чтобы его голова запрокидывалась назад. Малыша зовут, показывая ему бабочку, стимулируя подъем головы за передвигающей игрушкой.

Разенкова Ю.А.стр.65

Игра: «С опорой на кисти рук»

Цель: тренировка опоры на кисти рук

Если малыш умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. В начале малыша удерживают в таком положении, а потом контроль рук уменьшают.

Разенкова Ю.А.стр.66

Игра: «Поворот ножек»

Цель: тренировка поворотов со спины на бок.

Разместив малыша на столе в позе «на спине», согните его ножки в коленных суставах и поверните его в сторону. За поворотом его ног последует ротация тела и верхней части туловища.

Разенкова Ю.А.стр.67

 

Развитие действий с предметами.

1.Активизировать умение ребенка захватывать, ощупывать игрушку, весящую над грудью, манипулировать ею.

2.Брать игрушку из рук взрослого, из разных положений.

3.Перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Игра: «Отгадай откуда звон…»

Цель: развитие целенаправленных движений.

Подвесьте бубенцы над малышом в кроватке, две ленточки от бубенцов спустите к ручкам ребенка. Покачайте бубенцы. Концами ленточек прикоснитесь к тыльной стороне ручек малыша. Когда звон стихнет, потормошите малыша за грудку, читая стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы!

Раздавались удальцы:

Диги – диги – диги – дон,

Отгадай откуда звон!

Покачайте еще раз бубенцы, побуждая малыша схватить концы лент и самому позвонить.

Разенкова Ю.А.стр.70

Игра: «Колокольчик динь – динь – динь».

Цель: формирование зрительно – моторной координации рук; развитие основных функций руки – брать, держать, хватать манипулировать.

Вам понадобиться колокольчик или бубенцы на прищепке. Как только малыш научиться сам направлять руку к своей другой руке или ступне и захватывать их, усложните игровую задачу. Для этого используйте колокольчик или бубенцы, прикрепленные к прищепке. Прикрепите звенящую прищепку к рукавчику кофточки малыша, позвените, привлекая его внимание, научите малыша направлять руку к колокольчику.

Разенкова Ю.А.стр.71

Игра: «Вот погремушка».

Цель: Развитие и умение захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком погремушки – ребенок обязательно попытается ее взять. Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

Разенкова Ю.А.стр.72

Музыкальное восприятие.

1.Способствовать развитию музыкального восприятия, формированию навыка сосредоточивания на пении взрослых и звучание музыкальных инструментов.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии, радостное оживление.

3.Учить самостоятельно, греметь погремушкой, ударять по барабану, стучать ложками.

    Прослушивание музыкальных произведений Бетховена, Свиридов,   Шумана и др.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание мелодий «Звуки природы».

Прослушивание потешек, колыбельных воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Индивидуальная программа от 0 до 3 месяцев.

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки. Ведущими навыками в развитии на данно...

Индивидуальная программа от 6 до 9 месяцев.

Ведущим навыком в этом периоде является овладение ползанием.В этом возрасте появляется способность подражать, а также целенаправленно действовать с предметами. Выполнение четкого режима дня (сон ...

Индивидуальная программа от 9 до 12 месяцев.

Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой. Ведущим видом детской деятельности является предметная манипулятивная игра. Работа педагогического коллектива направлена на решение следующи...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...