Индивидуальная программа от 0 до 3 месяцев.
методическая разработка

Сайфуллина Екатерина Владимировна

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки. Ведущими навыками в развитии на данном этапе является зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

1.выполнение четкого режима дня (сон на воздухе 3раза в день по 2часа).

2.Игры – занятия в первой и второй половине дня по 2 – 4 минуты (индивидуально).

3.В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук и ног.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урайский специализированный Дом ребенка

Индивидуальная программа

Воспитания обучения и развития

Ф.Имя ребенка--------------------------

Дата рождения--------------------------

Дата поступления------------------------

Дата составления-------------------------

Дефектолог--------------------------------

Педагог-куратор-------------------------                                                              Группа №2

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, который ласкает ребенка, разговаривает с ним, показывает различные игрушки. Ведущими навыками в развитии на данном этапе является зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

1.выполнение четкого режима дня (сон на воздухе 3раза в день по 2часа).

2.Игры – занятия в первой и второй половине дня по 2 – 4 минуты (индивидуально).

3.В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук и ног.

Массаж рук.  Ручки лежащего на спине, слегка поглаживают от кисти к плечу. Скрещивание рук на груди – очень плавно.

Массаж ног.  Правую ножку ребенка придерживаем правой рукой, левую – левой. Массаж производят от стопы к паховой области, при этом не задевая коленную чашечку. Скользящие шаги. Попеременно сгибать, затем скользить по поверхности. Толкание ножками. Повороты со спины на живот, влево, вправо. Повороты с живота на спину.

Массаж спины: позвоночника, «парение» над столом. Поднимание головы из положения лежа на спине.

Социальное развитие.

С целью формирования у ребенка потребности в общении:

1.вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого. Использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении.

2.Способствовать возникновению у ребенка улыбки в ответ на улыбку взрослого.

3.Способствовать появлению у малыша разнообразных активных действий в качестве средств общения – отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица.

4.Формировать (к 3м месяцам) «комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым.

Игра: «Вари кашу круту»

Цель: Развитие у малыша умения фиксировать лицо взрослого и улыбаться в ответ на эмоциональное обращение к нему.

Возьмите малыша на руки  в позу, называемую «под грудью», нежно поглаживайте ему ручки, ножки, проведите  пальчиком по щечкам и шейке, улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки. Перед кормлением и во время кормления ласково приговаривайте:

Гу-ту-ту,гу-ту-ту,

Вари кашу круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка!

Ю.А.Разенкова

Игра: «Одеваем малыша»

Цель: Развитие у малыша умения фиксировать лицо взрослого и улыбаться в ответ на эмоциональное обращение к нему.

После купания, вытирая и одевая малыша, приговаривая:

На перинку,на простынку,

Не на край-на серединку,

Положили голыша,

Завернули крепыша!

Ю.А.Разенкова

Игра: «вместе с птицами пою»

Цель: установление и поддерживание доверительных отношений с ребенком.

Ход занятия: положить ребенка на пеленальный стол, нежно и ласково прижимая его к себе, говорите:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- с добрым утром!

- С ясным днем!

— вот как славно мы поем!

Положите свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы он полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед – назад, мягко и на певно.

С.Н.Теплюк.

Совершенствование восприятия.

1.Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой (10-15 дней) плавное слежение за движущейся игрушкой (1месяц), следить за передвигающимся вокруг манежа (к 3м месяцам).

2.Учить ребенка фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20дням), длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого (2 месяца).

3.Прислушиваться к голосу взрослого, негромкому пению, разнообразным звукам ближайщего окружения.

4.Вызывать у ребенка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление).

Игра: «Кто у нас хороший»

Цель: стимулирование первой мимолетной улыбки.

Одну свою руку подложите под шею и головку малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, которая называется «на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Деточка (…) хорошая!

Деточка (…) пригожая

Ю.А.Разенкова

Игра: «Еду-Еду»

Цель: стимулирование улыбки в ответ на эмоциональное общение

Ход: Возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте его опускайте:

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке,в красной шапке,

По ровной дорожке,на одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг…в ямку,Бух!

Ю.А.Разенкова

Игра: «Где мама?»

Цель: развитие длительного сосредоточения.

Ход: Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык,надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка, обхватите ее за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом и ласкать его. Убедитесь, что он смотрит на вас, наклоняйте голову в право и влево, напевая какую нибудь песенку. Эта игра научит ребенка длительно следить за вашим лицом.

С.Н.Теплюк

Развитие речи.

Игра: «С губками ребенка»

Цель: Стимулирование у малыша звуковой активности

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что ни - будь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: опускайте нижнюю губу, поднимайте верхнюю к носику (2-3раза). Поглаживая губы ребенка, округлите их, пропойте «О-о-о», соберите губки в трубочку и пропойте: «У-у-у», опустите нижнюю челюсть ребенка, скажите: «А-а-а». Если в ходе веселой этой игры у малыша возникнет желание «поговорить» с вами, поддерживайте его инициативу, вступив с ним в перекличку.

Ю.А.Разенкова

Игра:» Поглаживание»

Цель: следить взглядом за разговаривающим взрослым, прислушиваться к его голосу.

Ход: Вам понадобиться комочек цветной ваты. Возьмите пуховку и покажите ее ребенку. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте.

Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля.

Ля,ля,ля,ля,ля,ля,ля.

Да,да,да я пою,

Детке песенку свою!!!

С.Н.Теплюк

Развитие движения.

Игра: Лицом в низ»

Цель: стимулирование и развитие двигательной активности.

Ход: Малыш находиться на руках взрослого «на весу», лицом в низ: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой – противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте ребенка лицом в низ, удерживая его в воздухе и приговаривая:

Раз,два,три,четыре,пять!

Катилась торба,с высокого горба.

В той торбе

Хлеб,соль,пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Положите малыша на кровать, а затем вновь повторите это упражнение (2-3раза), пока малыш не устанет.

Ю.А.Разенкова

Игра:» Клубочек»

Цель: Тренировка приподнимания и кратковременного удерживания головы в положении «на спине».

Руки ребенка скрещивают на груди или вокруг коленей с супинацией предплечий малыша. Ноги сгибают и подводят к животу. Пояс верхних конечностей выводят вперед и слегка отрывают от опоры, ожидая, что ребенок приподнимает голову. В такой позе полного сгибания (эмбриональная поза) малыша можно покачать вперед – назад:

Ой,качь,качь,качь.

Привезет отец калач,

Дочке-саечку,

Сынку-балалаечку!

Ой,качь,качь,качь,

Привезет отец калач!!!

Ю.А.Разенкова

Игра: «На мяче»

Цель: Тренировка приподнимания и кратковременного удерживания головы в положении «на животе».

Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки малыша в области кистей. При этом ребенка аккуратно раскачивают вперед-назад.

Ю.А.Разенкова

Развитие действий с предметами.

Игра: «Натолкнись на игрушку»

Цель: активизация хватательного рефлекса

Положите малыша под подвешенную игрушку. Покачайте игрушку для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Погладьте ручки ребенка и подтолкните их по направлению к игрушке. Если ребенок не пытается захватить их, поднимите руки ребенка так, чтобы кулачки ребенка, прикоснулись к игрушке. Если при прикосновении ребенок не раскрывает ладонь, раскройте кулачки ребенка, погладьте их и помогите захватить игрушку. Понаблюдайте за ребенком. Если ребенок не повторяет попытки дотронуться до игрушки, повторите все игровые приемы.

Ю.А.Разенкова

Игра: «Мамин пальчик»

Цель: активизация хватательного рефлекса

Погладьте ручки малыша, добиваясь разведения его пальчиков. Вложите свои большие пальцы в ладошки малыша, стимулируя хватательный рефлекс. Малышу будет веселее, если вы споете ему песенку, выполняя это упражнение:

Гуля,гуля-голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький.

Ю.А.Разенкова

Музыкальное воспитание.

1.Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, поющего взрослого.

2.способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление).

Прослушивание музыки произведений Бетховена, Свиридова, Шумана.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание колыбельных песен.

Прослушивание мелодии «Звуки природы»

Прослушивание потешек, пестушек, прибауток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Индивидуальная программа от 3 до 6 месяцев.

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера. Это и является ведущим видом деятельности....

Индивидуальная программа от 6 до 9 месяцев.

Ведущим навыком в этом периоде является овладение ползанием.В этом возрасте появляется способность подражать, а также целенаправленно действовать с предметами. Выполнение четкого режима дня (сон ...

Индивидуальная программа от 9 до 12 месяцев.

Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой. Ведущим видом детской деятельности является предметная манипулятивная игра. Работа педагогического коллектива направлена на решение следующи...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...