Доклад на тему Совершенствование педагогического процесса на уроках географии
материал

Попова Кристина Игоревна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

Совершенствование педагогического процесса на уроках географии

Подготовила: Попова К.И, учитель географии

        В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
      Образовательный стандарт второго поколения и новый Федеральный образовательный план нацеливают общеобразовательную школу и педагогов на деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике. Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из приоритетных ценностных ориентаций современной системы образования. Ведь только развитая личность способна осознанно и самостоятельно прогнозировать свою деятельность, решать поставленные перед собой задачи, вооружившись не только знаниями, умениями, навыками, но и способами и приёмами умственной деятельности, умениями применять полученные знания на практике.
 Педагог новой школы должен обладать достаточным профессиональным мастерством, чтобы создать ситуацию успеха для ребенка, для развития его личности.  

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса  обучающихся.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

Чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походах и экскурсиях, различным составом почв на даче и  огороде и т.д. Чтобы эффективно решать эти практикоориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно, ориентируясь на собственные наблюдения и опыт.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Личностно ориентированный подход к обучению  географии считаю ведущим при организации учебно-воспитательного процесса. Такое обучение направлено на развитие и саморазвитие ребенка, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Для формирования познавательного интереса на уроках географии  я использую разнообразные методы и приемы, наполняя их географическим содержанием. Например:

1.Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример.

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

2. Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: Расположите предложения в логической последовательности.

  • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
  • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
  • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
  • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Большое внимание на уроках уделяю поиску, сбору и выделению существенной информации из различных информационных источников. Например, про народы и страны по темам в 9 классе.

Первое, что я делаю, показываю небольшую презентацию об изучаемом государстве, где ярко прослеживаются его особенности, природа, климат и занятия населения.Обучающиеся собирают и выделяют информацию для дальнейшего поиска материала об интересующем государстве (Япония, Индия, Египет, Турция и т.д.). Где и каким образом ее добыть? Получили алгоритм, осуществляют поиск. Находят источники информации, используя карты, ресурсы интернет.

Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на  уроках   географии  заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.

При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:

  • стимулируется познавательный интерес к географии;
  • создаются условия для мотивации учащихся к учению;
  • развивается мышление и творческие способности ребёнка;
  • формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

Использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.

Более ярким, интересным и увлекательным позволяют сделать урок медиаобъекты – интерактивные карты, которые с одной стороны обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания карты. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Таким образом,  педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес  к географии, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...

Доклад по теме: «Применение педагогических технологий на уроках математики»

О педагогических технологиях, применяемых учителем на уроках математики....

Доклад на тему: "Использование кейс-технологии на уроках географии"

Доклад "Использование кейс-технологии на уроках географии....

Ирина Владимировна Куратова. Метод проектов как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности

Ирина Владимировна Куратова, учитель географии, ГБОУ школа № 76, Санкт-Петербург Метод проектов  как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной д...