Методы и приёмы развития коммуникативной компетенции
методическая разработка (9 класс)

Методы и приёмы развития коммуникативной компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы развития коммуникативной компетенции на уроках предметов гуманитарного цикла.

Задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка.

Обучение устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: и в средствах массовой информации, и в художественной литературе, и в публицистике, и в повседневном общении.

Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно  говорить и писать в разных условиях общения

            Что же такое коммуникативная компетенция и в каких умениях она    проявляется?

              Коммуникативная компетенция – это способность к полноценному    речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, которая выражается в умении          

     - самостоятельно вступать в контакт с любым с любым типом собеседника (по                              возрасту, статусу и т.д.), учитывая его особенности;

- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

- стимулировать собеседника к продолжению общения;

- грамотно разрешать конфликты в общении;

- оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Коммуникативная компетентность (осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.  Поэтому формирование коммуникативной компетенции служит не только практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего - воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

               Каждый урок, независимо от предмета, должен способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции, так как он строится на общении и сотрудничестве учителя и учащегося. Но особая роль, конечно же, отводится урокам русского языка и литературы как основным предметам гуманитарного цикла.

Коммуникативные качества речи:

  1. Точность речи связывается с точностью словоупотребления.
  2. Понятность речи связана с эффективностью устного слова.
  3. Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков.
  4. Богатство и разнообразие речи определяется богатством словаря.

Все эти коммуникативные качества речи повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

              С целью формирования коммуникативной компетенции использую такие методы и приёмы, как лингвистический анализ текста, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, мини сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.

         На уроках применяю разнообразные приемы работы: выразительное чтение преподавателя, актерское чтение по фонограмме, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание и др.

 Наиболее результативными являются следующие методы и приёмы:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- различные виды диктантов и изложений;

- редактирование текста;

- тематические (речевые) уроки;

- мини-изложение и мини-сочинение;

- сравнение 2-х текстов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- коммуникативные и игровые ситуации и пр.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию.

- все формы учебного диалога;

- доклады и сообщения;

- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

- обсуждения, дискуссии, диспуты;

- упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;

- выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

-вовлечение учащихся в работу театральных студий.

        Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий (лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - коммуникация, семинар, деловая игра и др.), использование элементов современных образовательных технологий (проблемного, интегрированного, разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий).

                      Особо хочу остановиться на работе с текстом.

        Текстоориентированный подход в современной методике преподавания русского языка является приоритетным, что связано прежде всего с коммуникативной направленностью обучения. Текст выполняет особую, только ему присущую функцию: обеспечение формирования компетентной языковой личности.

              Задача учителя-словесника - научить ребят мыслить и излагать свои мысли грамотно и осознанно, ясно, благозвучно и логично, свободно и непринуждённо, эмоционально и живо. В этом и заключается коммуникативная компетенция или, иначе говоря, речевое умение. Именно в тексте происходит реализация всех языковых уровней, именно текст разных типов и стилей речи становится образцом для обучения высказыванию.        Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи.

         Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

           В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные оттенки. Текст - это язык в действии. «Язык в действии - это совокупность всех человеческих способностей... Способность объясняться, способность продуцировать тексты, способность извлекать лежащий на основе текстов коммуникативный план, способность осуществлять коммуникацию... И это далеко не все».

    Через использование лингвистического анализа текста происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Художественные тексты, которые используются на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Лингвистический анализ является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности.  

        Именно формирование коммуникативной компетенции создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с языкового анализа текста и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки.

                Использование текста при изучении русского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

                   Уроки русского языка и литературы – благодатная почва для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. С этой целью на своих уроках использую разнообразные методы, направленные на развитие коммуникативной компетенции, устной и письменной. Остановлюсь на некоторых из них.

1.Диалог «ученик – ученик».

Учащиеся получают следующие задания:

- расскажите товарищу материал заданного на дом параграфа;

- выполните указанное упражнение, предварительно обсудив варианты его выполнения;

- разбейте текст нового  параграфа на две логические мысли, распределите их между собой, прочитайте внимательно свою часть, постарайтесь доходчиво изложить материал товарищу (при необходимости обратитесь к учителю или к кому-то из одноклассников);

- обсудите с товарищем прочитанную книгу, докажите, что ее стоит прочитать всем ( определитесь, кто будет выступать);

- получив задание, определите, какой из предложенных словарей вам необходим для его выполнения, возьмите нужный словарь, выполните задание.

     Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ГИА,ЕГЭ задания части С, выпускник применяет те виды компетенций,

которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста - это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"

Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов ...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции учащихся

В статье рассказывается о методах и приёмах. используемых учителем в своей работе с учащимися....

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...