Самоанализ урока
методическая разработка

Материал содержит два варианта самоанализа урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание самоанализа урока

Предложите учителям план самоанализа урока. Он позволит педагогам структурировать свою работу, а вам – проконтролировать уровень компетентности учителя.

 

Структурный компонент

Содержание структурного компонента

Этап 1. Характеристика класса

Межличностные отношения

Лидеры; аутсайдеры; круги желаемого общения каждого ученика; наличие группировок и их состав; взаимодействие структур личных взаимодействий

Развитие школьников

Недостатки физиологического развития учащихся, которые могут помешать качественно освоить образовательную программу:
– дефекты зрения, слуха, речи;
– соматическая ослабленность;
– особенности высшей нервной деятельности;
– чрезмерная заторможенность или возбужденность.
Недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы, волевой сферы, эмоциональной сферы отдельных учащихся

Характеристика психических свойств

Отсутствие познавательного интереса, установки на учение; недостатки в отношении личности к себе, учителю, семье, коллективу

Некачественные образовательные результаты учащихся

Пробелы в фактических знаниях, во владении общеучебными умениями, дефекты в привычках и культуре поведения

Воспитательное воздействие школы

Недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы

Воспитательное воздействие семьи и социума

Недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды

Этап 2. Внешние связи урока

Место урока в образовательной программе

Место и роль данного урока в теме или разделе, характер его связи с последующим и предыдущими уроками, его роль для учащихся в освоении системы понятий или отдельного понятия, роль в формировании универсальных учебных действий (УУД) на этом и последующих уроках

Этап 3. Цели и задачи урока

Реальность цели для результатов учеников

Конкретный результат, которого надо добиться в знаниях и способах деятельности, исходя из специфики ученического коллектива.
Воспитательное воздействие, которое учителю необходимо оказать на учеников, например, начать, продолжать, закончить развивать личностные результаты.
Практическое применение результата, например, поняли или нет ученики важность результатов работы на уроке для дальнейшей жизни, понимают ли они, где можно применить знания и способы деятельности

Этап 4. Анализ эффективности замысла урока

Характеристика замысла урока

Содержание учебного материала на уроке.
Как его будут усваивать ученики.
Методы обучения, которые помогут школьникам усвоить содержание учебного материала.
Формы организации познавательной деятельности, которые помогут ученикам усвоить материал.
Контроль деятельности учеников:
– какую часть материала школьники могут усвоить сами, а какая часть требует помощи учителя;
– что именно из учебного материала необходимо прочно запомнить, а что ученику можно использовать только для иллюстрации;
– что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться, чтобы освоить новые способы действия или знания;
– как закрепить вновь изученное;
– что будет интересным и легким, а что – трудным;
– каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты целей урока.
Оценка деятельности учащихся:
– насколько учитель объективно оценивал результаты;
– знакомы ли школьники с критериями оценки;
– насколько хорошо они понимают и могут прокомментировать критерии;
– могут ли выполнить самооценку своей работы и взаимооценку;
– насколько критерии оценивания связаны с процедурой внешней оценки образовательных результатов (Всероссийские проверочные работы)

Этап 5. Структура урока

Влияние структуры урока на образовательные результаты

Характеристика учебно-воспитательных моментов урока и задач для каждого структурного момента урока.
Объединение моментов урока в этапы, которые положительно или отрицательно повлияли на ход урока, помогли или помешали сформировать у школьников образовательные результаты.
Реализация методов обучения, форм организации познавательной деятельности, развитие самостоятельности учеников в разных моментах и на разных этапах урока, доказательство оптимального выбора методов обучения для моментов и этапов урока

Этап 6. Образовательные результаты учеников на уроке

Предметные результаты и УУД

Соответствие структуры урока ее целям, задачам и сформированным предметным и метапредметным образовательным результатам учеников.
Соответствие структуры урока возможностям обучающихся: могли ли ученики освоить учебный материал, выполнить предложенные задания, как помог учитель освоить учебный материал и достичь результатов, в какой степени сформировал или развивал самостоятельность учеников.
Наиболее удачные и неудачные действия учителя и учеников с точки зрения достижения образовательных результатов.
Влияние стиля отношений учителя и учащихся на формирование образовательных результатов учеников

Личностные результаты, взаимоотношения учеников и учителя

Формирование системы ценности учеников, их отношения к основным нравственным объектам, с которыми ученик встречается на уроке (люди, он сам, коллектив, труд, Родина).
Деятельность учителя, которая мотивировала учеников общаться, была направлена на создание ситуации успеха для каждого ученика.
Негативное и позитивное в поведении класса и отдельных учащихся, причины такого поведения.
Значение урока для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учащимися

Этап 7. Выводы

Вклад урока в развитие личности ученика

Вклад урока в дальнейшее развитие личности учеников: способствовал ли урок дальнейшему развитию у школьников потребности в самоизменении, стремлении учиться, развитию самостоятельности.
Качество знаний и способов действия, которые ученики получили на уроке, насколько результаты школьников соответствуют целям урока


«Содержание самоанализа урока»
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее:
https://1zavuch.ru/#/document/117/46703/bssPhr1/?of=copy-2618b5d600

Как учителю подготовить самоанализ урока

Сергей Воровщиков, профессор, старший методист ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», д. п. н.

Порекомендуйте учителям подготовить самоанализ урока по этапам. Для каждого этапа есть подробное описание действий педагога. А чтобы учителям было проще составить самоанализ урока, предложите им таблицу. Используйте результаты самоанализа педагогов, чтобы проконтролировать урок в рамках ВСОКО.

Этап 1. Характеристика класса

Учитель начинает самоанализ урока с краткой характеристики класса, в котором проводит занятие. Рассказывает о межличностных отношениях в классе; дисциплине, внимании, активности учеников; школьниках, которые имеют проблемы со здоровьем.

Пример характеристики класса

У детей в классе складываются хорошие дружеские отношения. Большинство детей обладает высоким уровнем коммуникативности. Но часть детей застенчивы и трудно идут на контакт. Поэтому я на уроке запланировала и провела работу в парах. Дисциплина в классе неплохая. Есть дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время сидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять правила поведения в классе. В классе три девочки с ослабленным здоровьем.

Этап 2. Внешние связи урока

На этом этапе самоанализа учитель определяет место урока в разделе курса. Если на уроке ученики получают новые знания и осваивают новые способы действий, то педагог рассказывает, как им поможет уже изученный материал.

Пример определения места урока в разделе курса

Урок «Какая бывает вода?» – второй по теме «Родная природа. Декабрь». В содержании урока я предусмотрела задания, с помощью которых ученики узнают о роли воды в жизни и ее свойствах.

Если учитель проводит не первый урок в учебной теме, то в самоанализе отмечает, какие темы класс хорошо изучил, а над чем школьники будут дополнительно работать. Когда урок обобщающий, то педагог в самоанализе указывает темы, которые повторяли ученики. Еще учитель отмечает, как школьники будут использовать полученные знания и способы действий в дальнейшей работе.

Этап 3. Цели и задачи урока

Учитель должен конкретно сформулировать цель, чтобы во время урока было легче определить степень ее достижения. Когда педагог формулирует цели, он учитывает знания, которые должен усвоить каждый ученик. Также учитель анализирует действия с учебным материалом, чтобы его освоить.

Пример формулировки цели урока

Исходя из темы, я поставила цели урока: расширить знания учеников о воде и создать условия для развития у них учебно-познавательного интереса и обогащения опыта групповой работы.

В целях урока педагог определяет не только предметные, но и метапредметные и личностные образовательные результаты, которых должны достичь ученики. Определить УУД поможет классификация общеучебных умений.

В самоанализе можно указать не только конкретные УУД, но и уровни освоения каждого: понимание, узнавание, воспроизведение, творчество.

Пример желаемых результатов на уроке

На уроке окружающего мира в 1-м классе я указала, что метапредметные результаты урока – овладеть общеучебными умениями на уровне узнавания:

1.1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

1.3. Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведенное время.

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результат деятельности, интервью, дискуссии и полемика.

Этап 4. Анализ эффективности замысла урока

В этой части самоанализа учитель рассказывает, какие и почему выбрал педагогические технологии, приемы и методы для урока.

Пример использования педагогического приема на уроке

Для мотивации к учебной деятельности я использовала прием отсроченной отгадки, чтобы заинтересовать детей, активизировать их мыслительную деятельность. Учитель должен обязательно вернуться к загадке в конце урока, чтобы ученики смогли ответить, почему они не смогли отгадать ее в начале урока.

Чтобы дети корректно выполняли конкретные действия на уроке, учитель описывает в метапредметной карте урока ориентировочную основу действий. Он разрабатывает алгоритм, который поможет выполнить задания, инструкцию, план или памятку, чтобы ученики смогли выполнить работу.

Пример ориентировочной основы действий

В метапредметной карте урока по теме «Какая бывает вода?» я указала, а потом продублировала в самом конспекте правила работы в группе.

Этап 5. Структура урока

На этом этапе самоанализа учитель анализирует структуру своего урока. Начать нужно с мотивации детей к учебной деятельности. Педагог называет условия, которые создал в начале урока для того, чтобы заинтересовать учеников решать учебные задачи. Например, на уроке по новой теме можно использовать этап выявления затруднений. Учитель предлагает детям ответить на вопрос, который основан на неизученном материале, и помогает сформулировать, почему они не могут ответить на него. Прием позволит школьникам определить цель и задачи урока. На этапе освоения предметного содержания урока учитель рассказывает, как ученики выполнили план и справились с затруднениями.

Далее в самоанализе учитель должен объяснить, что делал в разные учебно-воспитательные моменты урока. Педагог рассказывает о положительных и отрицательных результатах урока. Он называет методы обучения и формы организации образовательной деятельности учеников, которые помогли или помешали школьникам освоить предметное содержание и освоить новые виды деятельности.

Учитель доказывает фактами из урока, что выбрал оптимальные методы обучения для всех этапов урока.

Пример анализа этапа урока

На уроке окружающего мира, чтобы дети определили тему, я предложила прослушать аудиозапись со звуками воды.

Этап 6. Образовательные результаты учеников на уроке

Учитель рассказывает, каких результатов достигли ученики на уроке. Педагог объясняет, как конкретная часть урока повлияла на результат.

Предметные результаты. Учитель показывает в самоанализе, что у него есть система объективной оценки образовательных результатов ученика, и она не противоречит внутренней системе оценки качества образования в школе. Педагог перечисляет, какие его действия на уроке помогли ученикам достичь результатов «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Объясняет, почему именно такое количество учеников работало с заданиями блока «ученик получит возможность научиться». Перечисляет, какие еще ученики смогли бы достичь уровня «ученик получит возможность научиться» и как планирует работать с ними. Объясняет, какие трудности он помог преодолеть детям во время работы с заданиями уровня «ученик научится», поясняет их причину.

Метапредметные результаты. Учитель рассказывает, когда анализирует урок, каких результатов достигли ученики и как он помог им достичь этого уровня результатов.

Пример достигнутых метапредметных результатов

На уроке по теме «Какая бывает вода?» я организовала работу в группах, чтобы изучить новый материал. Групповая работа помогла слабоуспевающим ученикам понять новый материал.

Личностные результаты и воспитательная сторона урока. Педагог анализирует воспитательную деятельность на уроке, которая повлияла на развитие личностных результатов учеников.

Пример достигнутых личностных результатов

На уроке окружающего мира в 1-м классе я предложила детям провести самооценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Это повышает у детей степень позитивных ценностных ориентаций учения.

Этап 7. Выводы

В выводах учитель объясняет, удалось ли решить конкретные задачи урока и получить желаемые результаты обучения, избежать учебной перегрузки учащихся, сохранить мотивацию к учебе. Педагог рассказывает о достоинствах и причинах недостатков проведенного урока.


«Как учителю подготовить самоанализ урока». С.Г. Воровщиков
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее:
https://1zavuch.ru/#/document/16/41408/bssPhr1/?of=copy-95692a6688


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...