Доклад на тему: «Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных УУД»
статья

Баталова Дарья Александровна

Доклад на ШМО гумманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gruppovaya_rabota_i_kommunikativnye_uud.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО на тему: «Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных УУД»

Баталовой Дарьи Александровны, учителя русского языка и литературы МАОУ Повадинской СОШ ГО Домодедово

Одной из задач современного учителя является формирование универсальных учебных действий, призванных помочь обучающимся в самостоятельном усвоении новых знаний, умений и навыков. Среди УУД особенно выделяются коммуникативные, ведь от степени их сформированности может зависеть и формирование регулятивных и личностных УУД. Таким образом, организация таких условий, в которых коммуникативные УУД получат свое естественное развитие, – важная цель учителей русского языка.

Среди наиболее эффективных способов формирования и развития коммуникативных УУД часто называют использование на уроках групповых форм работы, подразумевающих активные межличностное общение и взаимодействие.

Вспомним, что именно относят к коммуникативным УУД:

1) планирование общения, определение его целей, задач, функций участников и способов взаимодействия;

2) сотрудничество с другими людьми в нахождении информации, умение задавать вопросы;

3) умение слушать и слышать, а также учитывать интересы и позицию собеседника при взаимодействии;

4) умение грамотно и четко выражать свои мысли, а также корректировать свои высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

5) контроль за действиями других людей, их объективная и уместная оценка, умение грамотно предлагать способы коррекции ошибок и недочетов;

6) эффективное разрешение конфликтных ситуаций.

Все аспекты коммуникативных УУД получают свое развитие при групповой работе. Докажем это на примере урока по русскому языку в 5 классе, посвященного повторению темы «Имя существительное».

В начале урока класс делится на примерно равные группы, каждой из которой учитель дает одну или несколько подтем. Задача учащихся – подготовить теоретический и практический материал по предложенной теме.

Одной из групп даны темы «Имя существительное как часть речи (категориальное значение и вопросы начальной формы)» и «Синтаксическая роль имен существительных». Работа учащихся в данной группе будет состоять из следующих этапов:

1. Подготовительный: учащиеся делят задание на несколько частей и распределяют их между собой;

2. Основной: каждый член группы разрабатывает выбранную часть задания, затем все участники группы суммируют и корректирует информацию и упражнения;

3. Заключительный: учащиеся представляют свою работу остальному классу, учитель и другие ученики проверяют уровень подготовленности всех аспектов задания, выполняют предложенные учащимися упражнения;

4. Рефлексивный: учитель и другие учащиеся оценивают работу группы, отмечают достоинства и недостатки выступления.

На каждом из этапов учащиеся будут активно взаимодействовать друг с другом. На первом этапе они самостоятельно (в крайнем случае – при помощи учителя) распределят внутри своей группы обязанности. Ученикам нужно будет распланировать работу так, чтобы она оказалась посильной каждому из участников группы и чтобы не возникло конфликтных ситуаций. К примеру, теоретический материал (категориальное значение, синтаксическая роль имен существительных и вопросы) скорее всего будут готовить слабые ученики, потому что он очень простой и изучается уже с 1-го класса, а за практическую, т.е. творческую часть возьмутся ученики более сильные, способные самостоятельно составить задание к упражнениям и сами упражнения. Всё это затрагивает сразу несколько аспектов коммуникативных УУД: прежде всего 1-ый, названный выше, но также и 3, 4, 6.

На втором этапе у учащихся будет активно формироваться 2, 5 и 6 аспекты коммуникативных УУД, т.к. от того, насколько сплоченно будут действовать ученики внутри группы и насколько качественно каждый из них выполнит свою часть задания, будут зависеть оценка всей группы и уровень их самопрезентации. Сильным учащимся нужно будет проверить, как справились с заданием слабые учащиеся, а слабые могут дополнить упражнения собственными примерами – так будет осуществляться контроль за действиями других членов группы.

На третьем этапе особое развитие получит 4 аспект, т.к. ученики будут представлять свой мини-проект и учитель, а также другие учащиеся особое внимание уделят тому, насколько четко и понятно группа излагает подготовленный материал и отвечает на возникающие вопросы.

И на последнем, рефлексивном этапе у учащихся будет формироваться  2 и в особенности 3 аспекты, ведь они должны будут выслушать оценки и комментарии к работе их группы от остального класса, а также выяснить для себя, как можно было скорректировать работу на подготовительном этапе.

Если рассматривать детально, то мы увидим, что на каждом из этапов групповой работы будут формироваться все или почти все коммуникативные УУД, но выше мы назвали только те, которые будут развиваться особенно интенсивно.

Таким образом, групповая форма работа на уроках русского языка действительно является действенным средством формирования коммуникативных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы на уроках русского языка как средство формирования УУД

В данной статье раскрываются методы и приемы организации групповой работы на уроках русского языка в национальных классах основной школы. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

"Групповая работа на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных УУД"

ull;коммуникативные универсальные учебные действия выступают в качестве важного компонента в развитии умения устанавливать необходимые контакты с окружающими и согласовывать действия с учетом мнения...

Доклад на тему: « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Доклад на тему:« Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»...