Типичные ошибки на уроках математики
статья (5 класс)
Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоёмких» тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipichnye_oshibki_na_urokah_matematiki.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки на уроках математики
Анализируя программу по математике в 5-ом классе, можно отметить, что важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:
- умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;
- выполнять основные действия с десятичными числами;
- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;
- использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
- округлять числа до любого разряда;
- определять порядок действий при вычислении значения выражения.
Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоёмких» тем.
Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
низкий уровень мыслительной деятельности;
- отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
- отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
- неразвитое внимание и память учащихся;
- недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.
На уроках математики использую следующие приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок:
1) игры, игровые моменты и занимательные задачи;
2) тесты «Проверь себя сам»;
3) математические диктанты;
4) творческие задания и конкурсы;
5) исследовательские работы.
Часть приемов применяю при работе со всем классом, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, подбираю для группы учеников по результатам тестирования.
В своей работе учителя придерживаюсь определенных принципов. Один из них (наиболее важный) можно сформулировать следующим образом: работу в классе на каждом уроке выполняю всем классом, а не группой успевающих учеников. То есть стараюсь создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса.
В целях выполнения этой задачи на уроках математики часто используются игры.
Но в отличие от начальной школы назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в привлекательной, интересной для детей форме. При этом во время игры в группе главным действующим лицом на уроке становятся сами дети, а не учитель.
Игра «Запомни числа».
Цель игры: развитие внимания, памяти учащихся и коммунальных способностей.
Условия игры. Учитель называет какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.
Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроится на рабочий лад, создать хорошее настроение.
Игра «Пропусти число».
Цель игры: развитие внимания учащихся и оценка знаний, полученных на предыдущих уроках.
Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания числа, начиная с 0,1, причем числа, содержащие 3 или кратные 3, следует пропускать. Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.
В данной игре условия можно менять, в зависимости от изучаемой темы, например, при счете пропускать простые числа или числа, кратные 5,10 и т. д. Эту игру хорошо использовать в начале урока вместо опроса.
Игра «Исправляем ошибки».
Цель игры: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания, умения обосновывать свою точку зрения.
Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд и жюри, в которое входит учитель и несколько учеников. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Приведу пример заданий для такой игры по теме «Натуральные числа».
«-Сегодня героем нашей игры будет Незнайка. Он будет сравнивать числа, решать примеры, уравнения и задачи. Не все у Незнайки будет получаться. Вам придется ему помочь».
1. Незнайка сравнил числа. Внимательно посмотрите, все ли он сделал правильно. Найдите ошибки и объясните их.
32568>32658; 4589<4588;
1523650>152365; *****<****
2. Незнайка решил несколько примеров на сложение и вычитание натуральных чисел. Найдите ошибки и объясните их.
72568 98561 2345
+ 25351 - 74540 - 1541
97819 25021 3886
3. Незнайка решил уравнение 125 – (25 + х) = 20 двумя способами, но ответы не совпали. Почему? Найдите ошибки и объясните их.
Способ I. (125 – 25) – х = 20
100 – х = 20
х = 100 – 20
х = 80.
Способ II. 25 + х = 125 – 20
25 + х = 105
х = 105 + 25
х = 130.
Но не всегда использование игры полностью целесообразно. Это может быть связано, например, с большим количеством времени, которое требуется на проведение всей игры. В этом случае оправдано использование игровых моментов или занимательных задач, которые имеют непривычную форму или необычны в организации выполнения задания. Игровые моменты несут те же функции, что и игры, но требуют меньше времени на подготовку и проведение. Они являются элементами игры, не требующими обучению правилам. К тому же использование игровых моментов и занимательных задач полностью согласуется со вторым принципом – разнообразия видов деятельности; смена вида деятельности – лучший отдых.
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в школе. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для школьников довольно сложными.
Формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Презентация к уроку «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Дополнение к методической разработке урока...
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Типичные ошибки при выборе профессии
Конспект урока по профессиональному самоопределению. Тема: Типичные ошибки при выборе профессии. Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы про...
Диагностико-коррекционный способ работы над ошибками на уроках математики
статья для преподавателей...
Типичные ошибки на уроках русского языка и математики в начальной школе и пути их устранения
Типичные ошибки на уроках русского языка и математики в начальной школе и пути их устранения...
Конспект урока по теме "О типичных ошибках при решении логарифмических уравнений и неравенств"
Даннная разработка может быть интересна для учителей, которые хотят обратить внимание учащихся на типичные ошибки при решении логарифмических уравненияхи неравенств....
Статья "ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления"
ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления....