Статья "ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления"
статья по математике (9 класс)
ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipichnye_oshibki_oge_po_matematike.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Галсанова Людмила Баторовна
Магистрант, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (г. Улан-Удэ)
Учитель математики МБОУ Иройская СОШ Селенгинского района
ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления.
В данной статье говориться об ошибках учащихся, которые наиболее часто допускаются на ОГЭ по математике. Также рассматриваются пути решения данной проблемы для успешной сдачи экзамена.
Итоговая аттестация – первая серьёзная проверка освоения основной образовательной программы основного общего образования. Результаты, полученные выпускниками на ГИА – это и результат освоения ими школьной программы, и оценка работы учителя.
Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что ее изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. В ходе ОГЭ учащийся должен продемонстрировать наличие у него опорных знаний, позволяющих изучать математику в старшей школе.
ОГЭ проверяет не только знания по предмету, но и умение читать и понимать прочитанное, внимательность и аккуратность в оформлении решений (запись ответов в бланк), умение проверять свои решения.
Можно утверждать, что полученные учащимися баллы в большинстве случаев могли бы быть значительно выше. Это возможно в случае, если школьники более критично отнеслись бы как к приводимым ими ответам, так и к заполнению бланков и записи решения задач с развернутым ответом.
Ошибки, которые допускают обучающиеся в 1 части экзаменационной работы, можно условно делить на три группы: технические, содержательные, связанные с невнимательным чтением условия задачи.
Технические ошибки – это, во-первых, неграмотное заполнение бланка с кратким ответом.
Рассмотрим примеры:
1) К заданиям, где требуется установить соответствие, а это соответствие в КИМах предлагается привести в форме таблицы, учащиеся нередко переносят в бланк ответов как «А2Б4В3», или «2,4,3», или «2;4;3», или «2 4 3» вместо верного «243».
2) Запятую или точку с запятой ученики также часто приводят и в ответах к заданиям, где требуется указать номера верных (неверных) утверждений, в то время как имеется указание на то, что ответом к этим заданиям является последовательность цифр, записанных в любом порядке без пробелов и использования других символов.
3) Нередко ученики в бланк ответов вписывают единицы измерения, что нельзя делать, – если единицы длины, веса и т.п. еще можно верифицировать вручную, то знак градусов компьютер может принять и за ноль.
4) Случается, что задача учащимся решена неверно и в неверном ответе содержится знак радикала – в этом случае следовало бы пересмотреть решение, но школьники упорно пытаются вписать знак арифметического квадратного корня в клетки бланка ответов.
5) В некоторых работах встречается, что числа написаны небрежно, иногда бывает невозможно понять, что написано 6 или 0, 5 или 6, 1 или 7, 3 или 9.
Далее – содержательные ошибки.
Все задания, которые имеют жизненные формулировки, имеют реальные числовые данные, поэтому следует сопоставлять ответ с реальной ситуацией, делать проверку, прикидку результата. Это относится и к «чисто математическим» задачам. Между тем, можно нередко встретить неверные ответы, для которых даже грубая прикидка говорит об их ошибочности.
Покажем это на нескольких примерах:
В задаче требуется найти высоту равностороннего треугольника со стороной 54√3. Приводимые иногда ответы «9» или «162» значительно меньше или больше верного – для исключения таких ответов достаточно попробовать привести геометрическую конструкцию с данными, которые известны в условии и получены в ответе.
Дана задача: «Найдите корень уравнения . Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них». Число 9, являющееся большим корнем данного уравнения, представляется ошибочно записанным в ответ, но все другие числа, отличные от меньшего второго корня 8 (а их нередко, причем различные, и указывают в ответе), не проходят элементарную проверку подстановкой.
Дано задание: «27 выпускников школы собираются учиться в технических вузах. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?». Встречаются работы, в которых ответом к данной задаче указывалось число 8,1, что явно противоречит здравому смыслу.
Следующая группа ошибок в заданиях с кратким ответом связана с невнимательным чтением условия задачи.
Вот некоторые примеры:
В одном задании требовалось полученный ответ округлить до целого числа, чего не сделали некоторые учащиеся, записывая верный точный ответ с дробной его частью.
В задании требовалось указать номер первого отрицательного члена заданной последовательности. Видится, что приводимый иногда ответ «–3» явно не есть номер члена прогрессии, а сам этот член заданной прогрессии.
В задании на чтение графиков требовалось по заданной диаграмме указать число стран, а которых средний балл тестирования отличается от среднего балла российских участников не меньше, чем на 15. Учащиеся представляют ошибочный ответ - перечисляют названия стран, а не их количество.
Анализ выполнения заданий с развернутым ответом показывает, что одной из самых больших проблем выпускников 9 класса является прочтение условия задачи и его содержательная интерпретация на математический язык.
Задание № 20 – Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы.
Типичные ошибки:
- потеря корня;
- неправильно сформированный ответ;
- к нулю или между собой приравнены два абсолютно разных по значению выражения;
- содержательные ошибки, наличие которых не позволяло засчитать это задание;
- логически незавершенные решения при полученном верном ответе, что свидетельствует о несформированном навыке логически верно записывать интуитивно понятное решение;
- вычислительные ошибки.
Задание № 21 - Текстовая задача.
Типичные ошибки:
- перевод содержания задачи на математический язык;
- составление уравнений, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся;
- вычислительные ошибки при решении уравнения;
- наличие неправильно сформированного ответа в части отсутствия именованных величин.
Задание № 22 – Функции и их свойства. Графики функций.
Типичные ошибки:
- неправильно построен график;
- записано верное значение параметра, но не указано, как оно получено;
- отсутствуют единичный отрезок на координатных осях, направления координатных осей.
Задание № 23 - Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Типичные ошибки:
- неверное построение чертежа к задаче;
- решают частную задачу, изменяя фактически ее смысл;
- неправильно указан признак подобия треугольников;
- неверно найдены сходственные стороны;
- неверно решена пропорция;
- вычислительные ошибки.
Задание № 24 - Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Типичные ошибки:
- неверное построение чертежа к задаче
- неполное доказательство;
- путают свойства и признаки параллелограмма;
- интуитивно понятные факты не доказывают, считая их очевидными, а также не умеют математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Задание № 25 - Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин. Различать взаимное расположение геометрических фигур на плоскости, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Типичные ошибки:
-доказательство верное, но записи неаккуратные, иногда просто невозможно понять, что написано учеником;
- присутствуют только отдельные факты, по сути, не связанные с тем, что необходимо доказать;
- неправильно понимают условие задания;
- использовали неверные методы решения.
Выводы:
Основные проблемы, возникающие при написании выпускниками экзаменационной работы:
- неумение понять суть вопроса, содержание задания, приводящее к построению неверного хода решения;
- недостаточно развитые умения смыслового чтения, не позволяющие построить адекватную математическую модель по условию задания;
- вычислительные навыки слабо сформированы;
- неспособность грамотно сформулировать решение в письменном виде, небрежное оформлении письменного решения задачи;
- недостаточные геометрические знания, слабая графическая культура;
- неумение проводить анализ условия задания при решении практических и ситуационных задач, неумение применять известный алгоритм в нестандартной ситуации;
- недостаточно развиты аналитические навыки.
Пути преодоления:
1. Рабочая программа должна не только эффективно использовать учебное время при изучении текущего материала, организации повторения и подготовки выпускников к итоговой аттестации, но и составлять часть целостной системы, позволяющей учитывать освоение проблемных тем в каждом классе, а также ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.
2. Необходимо проводить диагностические работы, направленные на выявление уровня подготовки учащихся по отдельным темам, что позволит спланировать индивидуальную и групповую работу обучающихся.
3. При изучении нового материала и его отработке необходимо сочетать различные методы обучения: традиционные и интерактивные, направленные на организацию самостоятельной работы каждого ученика, что также позволит устранить пробелы в знаниях и умениях, и поможет проводить подготовку к аттестации дифференцированно для слабых и сильных учеников.
4. Особое внимание следует уделять формированию навыков самоконтроля и самопроверки выполненных заданий.
5. Необходимо повышать уровень вычислительных навыков, развивать умение пользоваться справочными материалами, читать условие и вопрос задачи, записывать математически верно решение задачи, применять знания в нестандартных ситуациях.
6. Со слабоуспевающими школьниками необходимо выделить круг доступных ему заданий, помочь освоить основные математические факты, позволяющие их решать и сформировать уверенные навыки их решения. Для «средних» учеников необходимо использовать методику, при которой они смогут перейти от теоретических знаний к практическим навыкам, от решения стандартных алгоритмических задач к решению задач похожего содержания, но иной формулировки и применению уже отработанных навыков в новой ситуации. Для сильных учеников требуется создание условия для продвижения: дифференцированные по уровню сложности задания, возможность саморазвития, помощь в решении заданий второй части.
7. «Нарешивание» заданий Открытого банка ОГЭ необходимо для формирования устойчивых навыков решения, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, позволяющей сформировать у учащихся общие учебные действия, способствующие более эффективному усвоению изучаемых вопросов, а также дифференциации обучающихся по уровню подготовки.
8. В процессе подготовки к ОГЭ должны участвовать все стороны: дети, школа и родители, поэтому необходимо своевременно знакомить родителей с нормативными документами по подготовке к экзаменам, информировать их о процедуре итоговой аттестации, о всевозможных методических рекомендациях и ресурсах, о результатах пробных испытаний и текущей успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неуспеваемость учащихся и пути ее преодоления
В статье представлены причины школьной неуспеваемости и методы решение этой проблемы как со стороны педагогов, так со стороны учащихся и их родителей...
Методические приемы решения заданий части С: типичные ошибки учащихся.
В заданиях Части 2 сделан акцент:на проверку владения алгебраическим аппаратом;на проверку освоения базовых идей математического анализа;на проверку умения логически грамотно излагать свои аргументы;н...
Типичные ошибки учащихся при решении пробных заданий ОГЭ (модуль «Алгебра») и методы их предотвращения
При выполнении пробных заданий ОГЭ учащимися допускается ряд типичных ошибок, в связи с чем, была предпринята попытка их систематизировать и предложить методы их предотвращения....
Доклад по теме «Причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления»
В докладе представлен анали педагогического опыта по преодолению учебной неуспеваемости....
"Речевые ошибки учащихся и пути их устранения"
Данная работа представляет собой научно-методический трактат на тему "Речевые ошибки учащихся и пути их устранения". В работе представлены основные типы ошибок школьников, подобраны стилисти...
Типичные ошибки учащихся при подготовке к ОГЭ по истории
Работа содержит примеры ошибок, которые допускают учащиеся при написании основного государственного экзамена по истории. Ошибки прокомментированы и приведены примеры правильных ответов и правильного о...
Написание эссе по предмету «Английский язык» и типичные ошибки учащихся
Как добиться наилучшего результата в процессе написания эссе на английском языке....