Диалоговая технология
методическая разработка (11 класс)
В данной разработке представлено применение диалоговой технологии в процессе изучения темы "Логарифмические преобразования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialogovaya_tehnolog.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
В школьной среде происходит встреча учителя и ученика как обучающего и обучающегося, перерастающая затем в процесс обучения. Именно здесь мы совместно начинаем проектировать и строить такую образовательную среду, которая будет способствовать взаимодействию, а значит, и развитию школьника.
По Ожегову, Взаимодействие – это взаимная связь двух явлений, процесс воздействия объектов друг на друга, взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого, универсальная форма движения и развития.
В условиях введения новых образовательных стандартов необходимо воспитывать ученика, умеющего учиться, обучать детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником – это половина процесса успешного восприятия материала. В математике и других науках встает вопрос, «Что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?» В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог как форма организации обучения.
При взаимодействии с детьми во время обучения применение диалоговой технологии создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Учебный диалог в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В результате умелое использование диалоговой технологии значительно повышает уровень развития учеников.
Диалог (от греческого разговор, беседа) - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями - репликами, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Учебный диалог - это сложное целое, диалогическое единство, которое реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
· ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
· учебный диалог строго ограничен по времени;
· если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
· речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
Учитель в учебном диалоге:
1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;
2) является активным участником диалога.
3) помогает детям оформить свою мысль о предмете.
Для учебного диалога характерны следующие особенности:
-наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
-наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
-возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;
-наличие цели организации диалога;
-наличие обратной связи;
-наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога: учитель – ученик, учитель – класс, ученик – класс, ученик – ученик.
Самый распространенный вид диалога в школе учитель – класс. Такой диалог ещё называют вопросно-ответным, он требует к себе определенного мастерства от педагога. Данный вид диалога характерен для беседы.
Структура учебного диалога учитель-класс может быть такой:
1.Сообщение темы.
2.Постановка учебной задачи.
3.Совместный поиск решения учебной задачи; выслушивание разных точек зрения собеседников; корректировка (при необходимости).
4.Получение совместного правильного решения.
5.Обобщение.
Основное средство удержания внимания и развития диалога — это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию.
Далее мне хотелось бы показать возможное использования учебного диалога при решении задач на преобразование выражений, содержащих логарифм.
Тема “Логарифмы” является традиционной в курсе алгебры и начал анализа средней школы, но очень трудно дается учащимся из-за сложности материала, концентрированности изложения. Изучается она в конце курса алгебры 11-го класса /по учебнику Мордковича/, поэтому очень мало времени отводится на изучение данного материала. В КИМах ЕГЭ по математике задания с логарифмами встречаются часто.
Когда ученик неглубоко понимает смысл понятия логарифма, он старается угадать правильный ответ на заданный вопрос. Поэтому при диалоговом методе учитель получает информацию о знаниях ученика и дополнительными вопросами уточняет ход мысли.
Например необходимо найти значение выражения
log20.04
0,5 + log√7 0,5 - log1/7 4.
- Какие нужно выполнить преобразования к первому слагаемому, что бы применить основное логарифмическое тождество?
log20,04 log2 0,22 log2 5-2
0,5 = (2-1) = (2-1) = 52 = 25.
Обычно учащиеся быстро находят правильный ответ 25, применяя основное логарифмическое тождество.
2) Какие формулы применить ко второму и третьему слагаемым? (Недостаточно знаний)
3) Сформулируйте цель. (Вывести новую формулу, позволяющую упростить второе и третье слагаемые)
4) Далее предлагается выдвинуть гипотезу.
5) Можно воспользоваться ранее изученной формулой: log а b n = n· log a b ,
при возведении в п – степень подлогарифмического выражения логарифм умножается на п. А если в п – ю степень возводится основание логарифма, что теперь будет происходить с логарифмом? (ответ – его нужно на п разделить)
log a m b= (1/m) log a b
6) Можно ли ее доказать? (Доказательство можно найти в учебнике).
Log a m b= (1/m) log a b)
7) Какой можно сделать вывод. Значит эта формула верна,
8) примените ее для третьего второго и третьего слагаемых.
Ученики решают и получают ответ 25.
log√7 0,5 = log 71/2 2-1 = 2*(-1)*log7 2 = -2 log7 2 , и log 1/7 4 = log7-1 22 = -2 log72.
Окончательно получаем: 25 - (-2 log7 2 ) + (-2 log72) = 25.
Следующее задание : Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
log2x + log2(x + 2) = 3. (1)
1) (- ∞ ; -2]; 2) (-2; 2); 3) [2; 4]; 4) (4; + ∞).
Диалог можно начать так:
- При решении уравнений, заменяя сумму логарифмов на логарифм произведения, можно получить посторонние корни (в этом состоит проблема).
- Как можно их выявить? (предлагается гипотеза: двумя способами – через ОДЗ ил проверкой):
- Одна группа учеников самостоятельно выполняет задание I способом, другая – II способом.
Далее по одному ученику из группы показывают и комментируют свои решения. Остальные слушают, находят ошибки, и дополняют, а затем записывают решения.
Рассмотрим третий пример: решение неравенства (С3) log0,5х (0,25х2 - 1,25х +1,5) ≤ 1. (это задание по номером 15 по новому из ЕГЭ)
Заранее дома три ученика готовят три способа решения неравенства и излагают их на уроке. Остальные после прослушивания обсуждают достоинства каждого из них.
1 способ решения основывается на решении системы неравенств, с использованием ОДЗ.
Второй способ – это метод интервалов.
3 с – графический способ.
Ответ: (0;l] U(3;6].
После обсуждения ученики приходят к выводу, что все три способа по-своему интересны.
Очень продуктивно используется учебный диалог на уроках геометрии. Например Тема: «Площадь трапеции» в 8 классе. При выводе формулы для вычисления площади трапеции учитель предлагает учащимся воспользоваться ранее изученными формулами вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей. Ребята предлагают различные способы:
а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников;
б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников;
в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника.
В главе «Четырехугольники» в процессе изучения темы «Квадрат» учащимся уже знакомы такие виды четырехугольников как прямоугольник, ромб и их свойства. Учащиеся должны сформулировать определение квадрата. На что они дают два разных определения: «Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны» или «Квадратом называется ромб, у которого все углы прямые». Оба определения верные. Предлагается обсудить почему имеет право быть каждое из них.
В рассмотренных примерах педагог направляет беседу на основе проблемных вопросов, стимулируя учащихся, помогает им увидеть затронутые проблемы с разных сторон, сделать. Диалоговая технология побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выходы из ситуации, сопоставлять факты;
Так же оправдано применение диалоговой технологии во внеурочное время, в частности при организации учебно-исследовательских работ с учащимися.
На первом этапе при выборе темы исследования ученик ведет как внешний диалог с учителем, так и внутренний диалог с самим собой. Обсуждает такие вопросы, как: какой творческий проект мне выбрать? Зачем этот объект труда мне нужен? Пригодится ли он мне или окружающим? и т.п. Внутренний диалог с самим собой дает возможность для самовыражения учащихся. Важно помочь учащимся обрести уверенность, чтобы они не беспокоились, будут ли приняты или осмеяны их соображения.
На 2-м этапе ведется анализ интеллектуальных, материальных возможностей учащихся для выполнения работы. В процессе работы учащимся при помощи учителя необходимо определить, владеют ли они достаточным объемом знаний и умений, необходимыми для выполнения исследования. Смогу ли я выполнить данный творческий проект? Достаточно ли у меня для этого знаний и умений? Имеются ли у меня все возможности для выполнения данного проекта? И с учетом этого работать над проектом.
На этапе сбора и обработки необходимой информации осуществляется поиск материала для его выполнения. В процессе поиска постепенно ставятся более сложные задачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность. От педагогической стратегии учителя зависит эмоциональная мотивация посредством создания ситуации успеха и удовлетворенности результатами поиска.
На 4-м этапе, в процессе выполнение исследования учащиеся используют для его выполнения имеющиеся знания и умения из различных учебных дисциплин, а корректировка деятельности осуществляется по вопросам для обдумывания типа: Считаете ли вы, что...? Правильно ли я поняла ваше сообщение...? Вы согласны со мной, что...? В результате будет создаваться благоприятная атмосфера для обсуждения вопроса, ученик получает возможность обдумать высказанное мнение или вопрос, внести поправки в изложенную позицию.
5.На заключительном этапе исследования учащиеся осуществляют оценку качества работы (своей и чужой) и защиту работы. Особую значимость при этом имеет педагогическая оценка не столько в виде оценки - отметки, сколько в оценочных суждениях педагога, так как она стимулирует активность учащихся в диалоге, их потребность раскрыться, высказаться, быть услышанным.
На всех этапах выполнения проекта для учителя в диалогическом взаимодействии важно не только «владение словом», но и доброжелательное, внимательное отношение к каждому ученику, что бы у учащихся создавалось впечатление, что инициатором исследовательской деятельности являются они сами и появлялась внутренняя необходимость в деятельности по выполнению этого проекта.
Таким образом, использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
К слабым сторонам проблемно-диалогового обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Поэтому необходимо учитывать эти особенности и применять грамотно диалоговую технологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы"
Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся...
Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.
Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...
проект "Диалоговые технологии как средство формирования рефлексивных компетенций учащихся 8 класса".
проект создан для формирования рефлексивных компетенций учащихся 8 класса....
ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
Cистеме общего образования принадлежит важная роль в подготовке человека к жизни в быстро изменяющемся обществе. В связи с этим школу можно рассматривать как важней...
Тема: Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии
Методическая разработка доклада педагогического совещания в школе по педтехнологиям.Автор составитель: учитель биологии Салчак Инга Павловна дата создания 25.03.14г. Тема: Диалоговые ...
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные
Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...