Педагогическая статья "Современные проблемы и задачи техники и инновационных технологий"
статья
Предварительный просмотр:
ФИО | Есионова Ольга Николаевна |
Место работы | УККК – интернат филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского» |
Должность | Учитель биологии |
Учёная степень, звание | |
Страна | Россия |
Адрес и полное наименование организации | |
Тема доклада | Современные проблемы и задачи инновационных технологий в педагогике |
Тематическое направление работы | Современные проблемы и задачи техники и инновационных технологий |
Телефон | |
Адрес электронной почты | |
Форма участия (очная/заочная) |
Есионова Ольга Николаевна
учитель биологии
УККК – интернат филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского»
РФ, Ростовская обл., г. Морозовск
E-mail: shuleva84@mail.ru
Аннотация:
Каким будет наше завтра, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас чётко определен результат обучения выпускников средней и высшей школы – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь педагогу приходят инновационные педагогические технологии.
Современные проблемы и задачи инновационных технологий в педагогике.
Образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими инновационный потенциал страны, является одним из факторов конкурентоспособности экономики России. Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени, может помочь внедрение технологических инноваций в образовательный процесс.
Повышение компетенции учителей и преподавателей в области максимально эффективного использования информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, создание и развитие универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления — задача современной школы.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я считаю следующее: - «Это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер».
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К их числу можно отнести:
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса;
- организация форм взаимодействия кластерного образования, обеспечивающего гарантированные результаты обучения.
В отличие от технологических процессов на производстве, где возможно выполнение чётких и последовательных действий (операций), предписываемых инструкциями и нормативами, в педагогической деятельности педагог в первую очередь должен осмыслить значимость каждого действия для достижения поставленной цели, соотнести эти конкретные педагогические действия с основными характеристиками процесса обучения, особенностями развития личности, спецификой учебного предмета и пр. Все действия его должны быть целесообразны, а потому педагог, реализующий педагогические технологии, должен быть не просто их исполнителем, а, прежде всего, субъектом, умеющим адаптировать их к конкретным условиям, в которых протекает процесс обучения.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
В образовательной подготовке воспитанников-кадет нами используются различные инновационные технологии, а именно:
- технология развития критического мышления и письма.
- здоровьесберегающие технологии
- технология объяснительно-иллюстративного обучения
- информационно – коммуникационная технология
- технология творческих мастерских и др.
А так же огромное внимание уделяется развитию технологии проектов, где учащиеся проявляют свою компетентность, коммуникабельность и стремление к новым знаниям. Это такие проекты как: «Создание школьного планетария», «Мир казачьего зарубежья», «Облачные технологии», «Симметрия вокруг нас», «Плавание тел», Влияние атмосферного давления на здоровье человека», «Влияние умственно-эмоциональных трудовых нагрузок на сердечно-сосудистую систему».
При этом неотъемлемой частью любого изучаемого курса, посредством которой реализуются на практике современные педагогические технологии, является методический комплекс, который, по-нашему мнению, должен включать в себя:
- видеокомпьютерную систему, с помощью которой педагог проводит лекционные и практические занятия в специально оборудованной аудитории;
«скриншот» — специальный раздаточный материал, специфика которого состоит в том, что помимо справочно-информационной функции, он выполняет функцию активизатора творческой деятельности кадет при заполнении ими специально разработанных схем, блоков, указателей и т.д. набор интерактивных технических и программных средств обучения.
Педагоги УККК – интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Морозовске Ростовской области используют в своей работе элементы нескольких технологий, применяют оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец своей технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Таким образом, следует отметить, что инновационные педагогические технологии ориентированы на получение конкретного результата, приобретение знаний в процессе деятельности, а также способствуют социализации учащихся в процессе обучения и после окончания учебного заведения, творческому и интеллектуальному развитию личности наших кадет.
А в подведении итогов, следует отметить главное:
Инновационные технологии – технологии особенные!
Для их реализации в образовательном процессе надо УЧИТЬСЯ!!!
Список литературы:
- Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень, 2013.
- Габбасова Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2016
- http://900igr.net/kartinki/pedagogika/Pedagogicheskietekhnologii/Pedagogicheskie-tekhnologii.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
"Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"
Доклад на I краевом съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: усп...
Презентация : "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"
Презентация к докладу на I съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровс...
Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»
Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...
Участие в III Научно-методической конференции по проблеме «Инновационные технологии в образовательном процессе».
В материале представлен конспект урока английского языка в 10 классе "Bad Travel Experience" в рамках технологии проблемного обучения....
Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий.
Приобщение детей к чтению в условиях современной школьной библиотеки....
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....