Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.
опыты и эксперименты
Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании технологии "Языкового портфеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 489.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Макаровой Нины Васильевны, учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия №3» по теме «Фестиваль инновационных практик «Стратегия будущего – 2019» (25.03.2019)
Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.
Тема: Техника формирующего оценивания «Языковое портфолио».
Цели и задачи методики языкового портфолио
При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Поэтому сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков.
Портфолио ныне широко применяется в зарубежной практике, причем диапазон его использования постоянно расширяется.
Все больше стран включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования: от высшей до начальной школы. Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий – электронный портфолио – и ориентированных на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций». Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса, – создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом
Европы Европейский языковой портфолио.
Для реализации технологии языкового портфолио я использую УМК «Горизонты» автор: Аверин. Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду.
Технология языкового портфолио (Language Portfolio) - это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда. Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Для этого необходимо создание у учащихся личной заинтересованности в результате обучения, что, в свою очередь, возможно только за счёт повышения внутренней мотивации в изучении языка. Технология языкового портфеля даёт возможность расширения рамок учебного процесса за счёт включения индивидуального опыта учащегося в межкультурном общении с носителем языка. Речь идёт о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания и возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля, в основу которого положены документы Совета Европы.
Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Технология портфолио направлена на то, чтобы сделать процесс обучения осознанным, управляемым, целенаправленным. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. Ученики наравне с учителями отвечают за всё происходящее в классе.
При обучении второму иностранному языку возникает ряд проблем, связанных прежде всего с недостаточным пониманием учащимися необходимости изучения ими второго иностранного языка и, как следствие, недостаточной мотивированностью учащихся. Поэтому мы рассматриваем работу с языковым портфелем как важное средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения именно второму языку. В ситуации, когда дети довольно хорошо владеют английским или другим иностранным языком, особенно важно показывать детям их прогресс в обучении, учитывая сложность освоения немецкого языка как второго и при небольшом количестве часов.
Структура языкового портфолио.
Что же такое языковой портфель? Это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Языковой портфель (ЯП) включает:
а) языковой паспорт, в котором отражены сведения о владельце ЯП, об изучении им иностранных языков и опыте межкультурного общения;
б) языковую биографию, в которой отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком»; лист целеполагания и рефлексии, в котором ученик констатирует, что он уже умеет делать и ставит перед собой новую цель, определяя сроки ее достижения. По истечении срока, ученик проводит рефлексию; учебный дневник, в котором отражается, что нового узнал и чему научился ученик за прошедший месяц;
в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков, в том числе перечень сертификатов и дипломов.
Начиная работать по этой технологии, учитель должен сам хорошо разобраться в этом вопросе и представить её не только учащимся, но и их родителям. Это первый и необходимый шаг.
Методика работы с языковым портфолио
Следующий шаг — непосредственно заполнение языкового паспорта.
Языковой паспорт — не статичная форма работы. При приобретении нового опыта языкового общения или расширении межкультурной компетенции (поездки, встречи, обучение за рубежом и т. д.) учащиеся фиксируют эти события в паспорте.
Далее работа ведётся в двух направлениях: 1) пополнение досье, 2) накопление и анализ материалов языковой биографии.
Очень часто, говоря о портфолио, имеют в виду исключительно накопление ученических работ, грамот и дипломов. На самом деле это относится только к языковому досье. Дипломы, грамоты за призовые места или участие во всевозможных конкурсах, результаты итоговых работ и любые письменные работы учащегося — это и есть его досье. В нём отражено его творчество как в урочное, так и во внеурочное время: сочинение или комикс на немецком языке, текст роли в школьном спектакле в рамках работы языкового кружка, письмо другу о впечатлениях пребывания в языковом лагере и т. д. Работы всегда интересны и оригинальны независимо от объёма.
Языковая биография — раздел, требующий серьёзной и постоянной работы. Прежде всего учитель сам должен хорошо понимать, к каким умениям идут учащиеся в каждом конкретном задании, главе, виде речевой деятельности. Необходимо проанализировать материал учебника, рабочей тетради, раздаточного материала, рекомендации к урокам.
В УМК «Горизонты» существует стройная система работы по портфолио:
1. В начале темы проведите ознакомление с предстоящей работой, поставьте перед учащимися конкретные задачи: «Чему они научатся в этой главе? Что будут уметь?». Используйте титульную страницу главы.
2. В начале каждого урока отведите несколько минут для постановки задачи по формированию конкретных умений: «Чему мы научимся на этом уроке? Что будем уметь?».
3. В конце урока и главы подведите итоги итоги: «Что мы теперь умеем?».
4. Почти каждый урок предоставляет учащимся в учебнике или рабочей тетради задания по портфолио, помеченные значком . Учащиеся выполняют их самостоятельно в классе или дома.
Это приучает их к саморефлексии. Задания не могут обсуждаться в классе, их результаты — это сугубо личное дело каждого ребёнка. Учитель может корректировать их индивидуально. Учитель обсуждает и даёт свои рекомендации по заданиям наедине с учеником, на консультациях или при работе всей остальной группы, например над письменным заданием. Свои задания по портфолио ученик может вырезать или копировать и вкладывать в своё досье.
В конце каждой главы в рабочей тетради есть рубрика портфолио Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt? Она относится к языковой биографии каждого учащегося. Перед работой учащиеся повторяют весь материал по пройденной главе и выполняют задания по портфолио сначала дома, а в последующих главах только в классе. Эти задания тоже не оцениваются учителем, так как они направлены исключительно на развитие навыков самоанализа у самих учащихся. Учитель обсуждает результаты этой работы также только в индивидуальном порядке.
Проводите уроки по пополнению папок и анализа успехов. Приглашайте родителей, чтобы продемонстрировать им, что уже умеют их дети. Воспитание чувства успешности — один из принципов портфолио.
Завершая какой-либо этап обучения, учащийся должен хорошо себе представлять, чему он научился и какие умения он должен продемонстрировать в конце темы, четверти, года. С этой целью в авторской программе есть описание умений и навыков, требуемых при выполнении заданий итогового контроля, их можно предоставить учащимся заранее, чтобы они могли оценить себя сами и быть уже психологически готовыми к плановым проверочным работам.
Эффективность использования технологии ЯП
Я применяю технологию языкового портфолио в 5 б классе. Эта новинка принесла в образовательный процесс нечто новое и интересное. Применение методики дало следующие рузультаты:
1)Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. Успеваемость участников проекта составляет 100 %. Качество знаний растет.
Сравнительный анализ качества знаний
1-ой , 4 –ой и 5-ой контрольных работ по немецкому языку в 5б классе
Первая контрольная работа | четвертая контрольная работа | Пятая контрольная работа |
35% | 50% | 53% |
Успеваемость по четвертям
класс | Период | Кол-во уч-ся | % качества знаний | % успеваемости |
5б | 1 четверть | 17 | 76,5 | 100 |
2 четверть | 16 | 50,0 | 100 | |
3 четверть | 16 | 62,5 | 100 |
Данные результаты показывают личную заинтересованность каждого учащегося.
2) учащиеся расширили рамки учебного процесса за счет посещения внеурочных занятий;
3) Правильно подобранные учебные задания формируют способность к объективной самооценке, рефлексии.
4) Листы самооценки помогают школьникам сформировать шкалу ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности.
5) В процессе обучения есть возможность выстроить к ученику собственную образовательную стратегию. Задания имеют дифференцированный и разноплановый характер;
6) Учащиеся, благодаря портфолио, имеют возможность самостоятельно сравнивать полученные результаты с предыдущими, анализировать их.
Подведя итоги, можно сказать, что языковой портфолио - это инновационная технология, позволяющая обеспечить информацией о динамике уровня владения иностранным языком, материалами об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка.
25.03. 2019.
Учитель немецкого языка Макарова Н.В.
МБОУ «Гимназия №3»
Руководитель ММО Минаева Г. В., заместитель
директора по УВР МБОУ «Гимназия №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-262123-1370277911.jpg)
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Представлен опыт технологии обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-544605-1578924204.jpg)
Техника формирующего оценивания "Языковое портфолио" как средство повышения качества обучения по второму иностранному языку.
Сегодня во всем мире идет речь о технологии языкового портфолио, как о технологии самого успешного на сегодняшний день инструмента в изучении иностранных языков. Мои достижения при использовании техно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-559779-1424369243.jpg)
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Данная посвящена методам и приёмам обучения в сотрудничестве....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-486499-1412258028.jpg)
«Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»
доклад на тему «Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1369322-1638688832.jpg)
Использование современных образовательных платформ как средство повышения качества обучения на уроках русского языка.
С появлением Интернета все сложнее заинтересовать ребенка, недостаточно просто провести урок по учебнику. Приходится находить современные инновационные средства, для того чтобы интерес шко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268097-1371658408.jpg)
Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в изучении иностранного языка
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом...
Аудирование как средство повышения качества обучения иностранным языкам
В этой статье рассматривается проблема формирования кросс-культурной компетенции путем развития навыков аудирования...