Использование алгоритмов при изучении орфографии
учебно-методический материал

Чех Мария Игоревна

В данной работе представлен опыт использования алгоритмов во время изучения орфографии в 5-11 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie.docx19.2 КБ
Файл metodicheskoe_obedinenie_prezentatsiya.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов при изучении орфографии

(Выступление в рамках конкурса "Учитель года - 2016")

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Готовясь к конкурсному испытанию, я думала о том, как сделать моё выступление не бесполезным. Хочется, чтобы этот конкурс был в первую очередь не соревнованием, а обменом опытом. О творчестве на уроках языка и литературы мне говорить труднее, проще показать сам процесс, что я и надеюсь сделать во время открытого урока и мастер-класса. Да и творчество - дело индивидуальное. У каждого  - своё. Сегодня же я поделюсь, как мне кажется, небесполезным опытом обучения детей орфографии с помощью алгоритмов. (Слайд №1)

  

Мы знаем, что объём знаний, которые должны усвоить дети растёт с каждым годом, при этом времени на изучение предметов больше не становится. Задача учителя в таких условиях  - сделать путь овладения тем или иным навыком наиболее коротким. Как быстро и эффективно научить детей правильно писать и почему орфография так тяжело даётся большинству ребят? (Слайд №2)

Первая причина, на мой взгляд, в том, что одно и то же правило в наших учебниках разбросано по разным темам. Например "О-Ё после шипящих" мы изучаем в следующих темах "О-Ё после шипящих в корне", "О после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных", "Ё после шипящих в глаголах",  "Ё после шипящих в причастиях".  (Слайд №3) В итоге ребёнок, глядя на слово с такой орфограммой чаще всего просто не может понять, с чего ему начать, потому что в голове "каша" из нескольких правил. Определять часть речи? Разбирать слово по составу? Подбирать проверочное? Определять ударение?  Что уж говорить о таких сложных орфограммах, как Н,НН или НЕ с разными частями речи.

Столкнувшись с этой проблемой, я пришла к необходимости объединить все правила в блоки и разработать пошаговую инструкцию, следуя которой ребёнок безошибочно выбирает правильную букву. Скоро я продемонстрирую, как это работает.

"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат."  (Слайд№ 4, 5, 6, 7)

Каковы же свойства алгоритма? 

– дискретность алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что процесс решения задачи, определяемый алгоритмом, разделен на отдельные элементарные действия (шаги). Алгоритм представляет последовательность указаний и команд, определяющих порядок выполнения шагов процесса;

– определенность алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что каждая его команда понятна исполнителю, не оставляя при этом места для ее неоднозначного толкования и неопределенного исполнения. Описание алгоритма должно быть таким, чтобы его мог выполнить пользователь.

– результативность алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что решение задачи происходит за конечное число шагов и за конечное время.

– массовость алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи, должен быть применим для решения задач этого типа при всех допустимых значениях исходных данных.

Естественно, чтобы начать работу с алгоритмом, ребёнок должен обладать определёнными навыками. Например, он должен уметь выделять корень слова, определять часть речи. Но и здесь я постаралась облегчить ребятам жизнь. Как именно, сейчас объясню.

СЛАЙД№8

Для начала возьмём простую орфограмму. Вот как выглядит алгоритм по её применению. Нужно сказать, что эту орфограмму дети успешно усваивают уже в 5 классе, ещё не зная, что такое причастие, знакомство с которым произойдёт лишь в 7-ом классе. Итак, посмотрим, как он работает. Слово речонка. Шаг 1. В какой части слова орфограмма? За корнем. Определи часть речи. Она отглагольная или нет? В слове нет действия. Значит, пишу букву О.

Копчёная колбаса. Орфограмма в корне? Нет. За корнем. Слово от глагола? Да. Коптить. Значит, пишем букву Ё.

После второго занятия применение алгоритма доходит до автоматизма.  (СЛАЙД№10) Комментарий сжимается до слов: за корнем, отымённое - пишу О. За корнем отглагольное - пишу Ё. В корне, есть чередование - пишу Ё. И т.д. При таком алгоритме значительно сокращается количество исключений, потому что "стажёр, ухажёр и т.д." подчиняются общему алгоритму. За корнем, отглагольное - пишу букву Ё.

Вот ещё одно правило. (СЛАЙД№10) Например, при написании окончаний существительных ребятам в учебнике предлагается определить склонение существительного, затем определить падеж и, предварительно запомнив, какую букву в каком падеже нужно писать, сделать свой выбор. По-моему, выучить это ребёнок просто не может. И большинство ребят пишут наугад. Я со своими учениками разработала такой алгоритм. Не знаю, Е или И писать на конце существительного. Что делать? 1.Поставь в начальную форму и посмотри, на что заканчивается слово. Если на МЯ, пиши ЕНИ,

Если на ИЙ, ИЯ, ИЕ - пиши ИИ. Если не на МЯ и не на ИЙ, ИЯ, ИЕ  - определи склонение. 1 склонение - подставь слово река. На берегу речонки (реки). Если 2 склонение - Е, если 3 - И.  Такое правило звучит ненаучно. Но нужно начать работать с ним, чтобы убедиться, насколько оно здорово работает.

Ещё более эффективный способ применения алгоритмов - это самостоятельная разработка их детьми. Можно дать им сформулированные в учебнике правила на одну и ту же орфограмму и предложить в группе разработать единый алгоритм. Задание сложное и интересное. Не огорчайтесь, если алгоритмы детей будут несовершенными. Мои алгоритмы тоже трансформировались несколько раз, прежде чем получили окончательный вид.  Вы поможете детям завершить работу. Но ощущение самостоятельно добытого знания останется.

Таким образом, работа над орфографическим правилом никогда не превращается в зубрёжку . Мои ученики никогда не учат правила. И я этим горжусь. Всё запоминается на уроках.  Работа с алгоритмом требует постоянного анализа, синтеза, сопоставления, противопоставления и конкретизации, рассуждения и доказательства, то есть как нельзя лучше способствует умственному развитию детей.

Приведу для примера ещё один алгоритм. Н,НН во всех частях речи.  (СЛАЙД№11,12, 13, 14) Для сравнения. В пособии Драбкиной и Субботина, предназначенном для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и любимом мной, как и многими учителями, правило Н,НН во всех частях речи занимает 4, 5 страницы формата А4. Многие ребята, обречённо глядя на это правило, понимают, что оно им не под силу. Я предлагаю им алгоритм, который занимает тетрадный разворот, если записан разборчиво и крупно. Двигаясь по стрелкам, как по указателям в лабиринте, они приходят к правильному написанию слова. Опять-таки повторю, что через несколько занятий, в случае с Н,НН это 3-4 урока, применение правила доводится до автоматизма.  Вот как выглядит самый сложный алгоритм. Но как бы он ни был сложен, если вы сами попробуете с ним работать, то убедитесь в том, что это самый  простой из всех предложенных в учебниках и пособиях способ избавиться от ошибок с этой орфограммой.

Работая с алгоритмами, можно давать ребятам различные задания (СЛАЙД 15):

 Разработать алгоритм самостоятельно;

Дать алгоритм с пропущенными звеньями, которые ученики должны дополнить. Или дать алгоритм с примерами, но без формулировок вопросов (шагов). Они должны сами их обозначить.

Объяснить написание слова, проговорив алгоритм.

Восстановить нарушенную последовательность алгоритма и т.д.

Конечно, как у любой технологии, у технологии алгоритмизации есть свои условия успешности. Главное условие, при котором этот способ обучения будет работать на все 100% ,  - систематичность. У каждого моего ученика есть портфолио, в котором записаны все изученные правила в виде алгоритма или просто удобной схемы. Этими алгоритмами можно пользоваться на каждом уроке и даже во время контрольных работ, так как  новый образовательный стандарт предполагает проверку не столько знаний, сколько умения их добывать. Мне же выгодно, чтобы ученики как можно чаще заглядывали в свои тетради с правилами. БОльшая вероятность того, что они их запомнят.

Результаты, которые показывают мои ученики, говорят о высокой эффективности выработанной системы. И если учителя заинтересуются ею, то я с радостью поделюсь своими разработками. Найти некоторые из них можно на недавно созданном мной учительском сайте.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование алгоритмов при изучении орфографии

Слайд 2

«Как наиболее быстро и эффективно научить детей правильно писать и почему орфография так тяжело даётся большинству ребят?»

Слайд 3

С чего начать?! Подбирать проверочное?! Определять часть речи?! Разбирать по составу?! РечОнка ? РечЁнка ?

Слайд 4

«Алгоритм – такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый материал».

Слайд 5

Свойства алгоритма: – дискретность алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что процесс решения задачи, определяемый алгоритмом, разделен на отдельные элементарные действия (шаги). Алгоритм представляет последовательность указаний и команд, определяющих порядок выполнения шагов процесса;

Слайд 6

Свойства алгоритма: – определенность алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что каждая его команда понятна исполнителю, не оставляя при этом места для ее неоднозначного толкования и неопределенного исполнения. Описание алгоритма должно быть таким, чтобы его мог выполнить пользователь.

Слайд 7

Свойства алгоритма: – результативность алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что решение задачи происходит за конечное число шагов и за конечное время. – массовость алгоритма – свойство алгоритма, означающее, что каждый алгоритм, разработанный для решения некоторой задачи, должен быть применим для решения задач этого типа при всех допустимых значениях исходных данных.

Слайд 8

Галч ? нок, копч ? ный, ш ? лковый, ш ? рты, печ ? т… Сомневаетесь? О или Ё? Шаг1 Проверь, ГДЕ орфограмма, В КОРНЕ или ЗА КОРНЕМ? В корне За конем Есть чередование шЁлк - шЕлка Нет чередования шОрты , шОв Ё О Отглагольное слово или отымённое? Отглаг . Печёт (печь) Копчёный (коптить) Отымённое галчОнок свечОй О Ё

Слайд 9

Проблема в корне – не зевай: Ё на Е скорей меняй! У глагольных после корня Букву Ё пиши спокойно! В именных за корнем О Это знаем мы давно!

Слайд 10

Е, И на конце существительных Шаг 1. Поставь слово в начальную форму и посмотри, на что оно заканчивается. На МЯ? - Пиши - ЕНИ пламЕНИ На ИЙ, ИЯ, ИЕ? Пиши – ИИ гербарИИ Определи склонение . 1 скл . м,ж.р.-а,-я . 2скл. м,ср.р.-о,-е , 3скл. ж.р. да нет да нет Подставь слово РЕКА По дорожк ? – по рек Е По дорожк Е Пиши Е в овраг Е Пиши И на пристан И

Слайд 11

НН Действуй по алгоритму и не ошибёшься! Н ?

Слайд 12

Действие №1 Определи часть речи! Отымённая (прил.отымённое, н ар. отымённое, с уществительное.) Отглагольная (причастие, о тглагольное прил., о тглагольное нар.) Применяй правило №2 Применяй правило №1

Слайд 13

Правило №1 для отымённых (НЕ ОТ ГЛАГОЛА) слов Определи, от какого слова и при помощи какого суффикса образовалось слово! НН Н АН ( кож-АН-ый ) ЯН ( серебр -ЯН- ый ) ИН ( топол -ИН- ый ) 1. ОНН ( станци -ОНН- ый ) ЕНН (солом-ЕНН- ый ) ЁНН ( отым -ЁНН- ый ) 2 . Н Н (карман-Н- ый ) + ветре н ый Н о! безветре нн ый, подветре нн ый + с текля нн ый о ловя нн ый деревя нн ый Запомни!!! Румяный, багряный, р ьяный, пьяный, пряный, свиной, зелёный

Слайд 14

Правило№2 1. Полая или краткая форма? Полная форма Краткая форма 2.Определи часть речи! Причастие (можно заменить глаголом) Отглаг . п рил., о тглаг . н ар. (Нельзя заменить глаголом) Тучи рассеяны =рассеялись Дети рассеянны =невнимательные Н 2.Есть ованн , ёванн ? Сколько в полной, Столько в краткой. (чаще НН) да НН нет 3.Есть зависимое слово? да нет 4.Определи вид! СВ НСВ НН Н НН

Слайд 15

Формы работы с алгоритмом: Объяснить написание слов, используя готовый алгоритм. Дополнить алгоритм с пропущенными звеньями (шагами). Восстановить нарушенную последовательность алгоритма. В алгоритме есть примеры, но не прописаны «шаги». Разработать алгоритм самостоятельно.

Слайд 16

Работа с алгоритмами при изучении орфографии требует постоянного анализа, синтеза, сопоставления, противопоставления, конкретизации, рассуждения, доказательства, то есть как нельзя лучше способствует умственному развитию детей.

Слайд 17

Спасибо за внимание! chekh1981@mail.ru chekh.jimdo.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

Использование алгоритмов при изучении геометрического материала по математике.

В материале представлены алгоритмы для обучающихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ»

Техническое оснащение  кабинетов  информатики школ развивается с каждым годом быстрыми темпами, пополняется научно-техническая база, в настоящее время все школы города и области имеют доступ...

Использование алгоритмов на уроках математики при изучении темы «Производная»

Проблема формирования умения учиться затронута  в работе А.К. Марковой «Актуальные проблемы педагогической психологии». Она отмечает, что основной недостаток в обучении состоит в том, что главная...

Использование алгоритмов и инструкций при изучении некоторых тем русского языка

Существует большая группа обучающихся, которые испытывают трудности освоения программы по русскому языку. Им требуется адаптация учебного материала, алгоритмизация действий. Предлагаемые ниже материал...

Использование алгоритмов при изучении химии

в данной презентации говорится о преимуществах использования алгоритмов при изучении химии...