Использование алгоритмов при изучении химии
методическая разработка по химии на тему

в данной презентации говорится о преимуществах использования алгоритмов при изучении химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon algoritm.ppt169 КБ
Microsoft Office document icon opredelenie_tipa_hs.doc30 КБ
Microsoft Office document icon raspredelenie_elektronov.doc37 КБ
Microsoft Office document icon stepen_okisleniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование алгоритмов на уроках химии как одна из форм подготовки к итоговой аттестации учащихся Козлович Юлия Павловна Учитель высшей категории МОУ ИТЛ № 24 г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Слайд 2

Зачем нужны алгоритмы? Среди всех предметов учебного плана средней школы, химия, пожалуй, один из самых сложных предметов. Задача каждого педагога – обеспечить максимальное усвоение, облегчить понимание такого важного и сложного предмета.

Слайд 3

Первое использование Применил (сформулировал) великий древневосточный математик IХ в Мухаммед ибн Мусса аль-Хорезми («из Хорезма») – algorithmi (латинская форма написания имени), он сформулировал правила выполнения 4х арифметических действий над числами в десятичной системе счисления. Древнегреческий математик Евклид алгоритмом назвал сформулированные им правила нахождения наибольшего общего делителя двух чисел.

Слайд 4

В ХХ в понятие алгоритм вышло за пределы математического изучения и нашло применение в различных областях науки и техники. Не может обойтись без алгоритмов и химия, т.к.

Слайд 5

Это правила составления химических формул и уравнений. Последовательность описания ХЭ, свойств веществ, протекания химических реакций. Рациональный способ решения расчетных, экспериментальных и др. задач. Оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ. И много другое… например, успешное их использование при подготовке к экзаменам – ГИА и ЕГЭ в целях повторения и закрепления ЗУН.

Слайд 6

Свойства алгоритмов. Массовость – возможность с помощью алгоритмов решать задачи определенного типа. Дискретность – обуславливает пошаговый (дискретный) характер алгоритма. Детерминированность (однозначная определенность) – ориентированность на определенного исполнителя. Результативность – последовательное выполнение всех предписываемых действий должно привести к решению задач за конечное число шагов, т.к. алгоритм всегда имеет целью получение искомого результата.

Слайд 7

Каким образом? Предлагаю учителям средней школы некоторые варианты алгоритмов для выработки соответствующих умений и навыков в школьном курсе химии, которые мы используем на уроках. Алгоритмы раздаются отпечатанными каждому учащемуся (можно использовать для этого обычный тетрадный лист) на уроке соответствующей темы. Можно также распечатать их в виде среднего плаката и вывешивать в кабинете при необходимости.

Слайд 8

Как работать с алгоритмами? Алгоритмы отрабатываются сначала в классе совместно с учителем, затем дома при выполнении домашнего задания. В результате алгоритм запоминается автоматически у более сильных учеников. При работе со слабоуспевающими учащимися проговариваем алгоритм снова и снова до тех пор, пока он не запомнится.

Слайд 9

Результат Личный опыт показывает высокую эффективность применения алгоритмов в обучении химии. Например…

Слайд 10

Из опыта Распределение электронов в атомах ХЭ. Определение типа хим связи. Степень окисления. Решение задач. Электролиз Формула органического соединения Название органического соединения

Слайд 11

Шпаргалки Химический идеал Типичные реакции Генетическая связь



Предварительный просмотр:

Алгоритм «Определение типа ХС в соединении»

1. Определи состав соединения – металл-неметалл  или неметалл-неметалл.

2. Установи тип ХС – ионная, ковалентная (полярная, неполярная).

3. Если связь ионная:

3. Если связь ковалентная:

4. Запиши электронное строение «соединяющихся» атомов по энергетическим уровням («ДУГИ»)

4. Запиши электронное строение ВЭУ каждого из  «соединяющихся» атомов в виде графической электронной формулы («СТРЕЛКИ», «квадратики»).

5. Выясни, сколько электронов может отдать металл для достижения «химического идеала»

5. Определи количество неспаренных электронов в атомах каждого ХЭ по графической электронной формуле.

6. Выясни, сколько электронов необходимо принять неметаллу для достижения «химического идеала».

6. Определи количество обобществляющихся электронов и количество образующихся общих электронных пар.

7. Стрелкой покажи переход электронов от металла к неметаллу.

7. Выясни значение электроотрица – тельности  ХЭ в соединении.

8.  Если необходимо – допиши атом металла (неметалла).

8. Запиши структурную формулу соединения, указав точками общие электронные пары в ( ), учитывая смещение общей электронной пары в сторону более ЭО-го ХЭ (если связь ков. пол.)

9. Укажи состав образовавшихся ионов.



Предварительный просмотр:

Алгоритм «Распределение электронов в атоме ХЭ»

1.  Запиши  химический символ элемента.

Распределение электронов в атоме ХЭ

Кол-во ē (N) на данном ЭУ:

N = 2n2

n –  номер ЭУ

1-й ЭУ

              1s

2-й ЭУ

                  2s…        

3-й ЭУ

               3s…       …                 3d

4-й ЭУ

               4s…      …      4d…      4f

2.  Слева снизу укажи заряд ядра его атома.

3.  Определи количество электронов в атоме ХЭ.

4.  Выясни количество энергетических уровней в атоме данного ХЭ ( = № периода!!!)

5. Запиши распределение электронов по ЭУ (под «дугами»)

6. Запиши графическую формулу 1-го ЭУ («квадратик», «стрелки»).

7.  Напиши электронную формулу 1-го ЭУ–1s

8. Запиши графическую формулу 2-го ЭУ («квадратик», «стрелки»).

9.  Напиши электронную формулу 2-го ЭУ – 2s

10.  Запиши графическую формулу 3-го ЭУ («квадратик», «стрелки»).

11.  Напиши электронную формулу 3-го ЭУ –  3s3d

12.  Если имеется 4-й ЭУ – запиши распределение электронов аналогично.

Количество электронов на ВЭУ = № группы.



Предварительный просмотр:

СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ

Степень окисления

Примеры

0

В атомах простых веществ:  Na, Fe, O2, N2, B

+

Металлы в соединениях:  Na+Cl, Fe+2Br2, Fe+3Br3, Ca+2O

Менее электроотрицательные ХЭ в соединения:  H+Cl, H2+O, NH3+, CH4+

          –

Неметаллы в соединениях: NaCl, FeBr2, FeBr3, CaO–2 

Более электроотрицательные ХЭ:   HF,  H2O–2, N–3H3

Алгоритм

составления формулы вещества по известной степени окисления.

  1. Запиши знаки ХЭ рядом.                
  2. Металл на первом месте, затем неметалл.                FeBr
  • Или: на первом месте менее электроотрицательный ХЭ, на втором – более электроотрицательный ХЭ.                                          NO
  1. По периодической системе определи степени окисления каждого ХЭ, учитывая характер ХЭ – металл (отдает электроны) или неметалл (принимает электроны)    

                                                            Fe+3Br – 1             N+3O– 2                                      

  1. Найди наименьшее общее кратное значение степеней окисления ХЭ, образующих вещество.                                                      3                        10

                                                                          Fe+3Br – 1             N+5O– 2

  1. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления металла (менее электроотрицательного ХЭ) → получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справо снизу этого ХЭ.                               3                         10

                                                            Fe1+3Br – 1             N2+5O– 2

  1. Раздели наименьшее общее кратное на степень окисления неметалла (более электроотрицательного ХЭ) → получишь индекс этого ХЭ, запиши индекс справо снизу этого ХЭ.                                3                           10

                                                               Fe+3Br3 – 1             N2+5O5– 2

  1. Назови соединение.

          FeBr3  –  бромид железа (III)

             N2O5 – оксид азота (V)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов при решении расчетных задач по химии

В данной работе приводятся алгоритмы решения некоторых наиболее распространенных типовых задач по химии, а также на конкретных примерах показана возможность использования таких алгоритмов. Работа пред...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ»

Техническое оснащение  кабинетов  информатики школ развивается с каждым годом быстрыми темпами, пополняется научно-техническая база, в настоящее время все школы города и области имеют доступ...

Использование алгоритмов на уроках математики при изучении темы «Производная»

Проблема формирования умения учиться затронута  в работе А.К. Марковой «Актуальные проблемы педагогической психологии». Она отмечает, что основной недостаток в обучении состоит в том, что главная...

Использование алгоритмов и инструкций при изучении некоторых тем русского языка

Существует большая группа обучающихся, которые испытывают трудности освоения программы по русскому языку. Им требуется адаптация учебного материала, алгоритмизация действий. Предлагаемые ниже материал...

Алгоритмы при изучении химии

Использование на уроках химии алгоритмов при составлении химических формул, уравнений химических реакций, решении расчетных и экспериментальных задач....

Алгоритмы в изучении химии

Алгоритмы помогут вам безошибочно составить электронную схему атома или определить продукты реакции при электролизе веществ...

Использование алгоритмов при изучении орфографии

В данной работе представлен опыт использования алгоритмов во время изучения орфографии в 5-11 классах....