Влияние применения технологии критического мышления на уровень мотивации учащихся на уроках английского языка
статья
Целью современного образования является не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование функциональной грамотности, универсальных учебных и внеучебных компетенций, умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Этой цели соответствует технология развития критического мышления, поскольку приемы технологии развития критического мышления – это приемы работы с информацией.
Технология развития критического мышления – это универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Она используется в разных предметных областях, в том числе и в преподавании английского языка, позволяя сильным учащимся развивать свой талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.
Можно ли применяя технологию КМ повысить мотивацию учащихся старших классов к изучению английского языка? Подобный вопрос стал темой исследования в действии, проведенного на уроках английского языка в старших классах, результаты которого отражены в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybkina_yu._km_i_motivatsiya.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Рыбкина Юлия Григорьевна
Целью современного образования является не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование функциональной грамотности, универсальных учебных и внеучебных компетенций, умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Этой цели соответствует технология развития критического мышления, поскольку приемы технологии развития критического мышления – это приемы работы с информацией.
Технология развития критического мышления – это универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Она используется в разных предметных областях, в том числе и в преподавании английского языка, позволяя сильным учащимся развивать свой талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.
К сожалению, на уроках порой приходится сталкиваться с низкой активностью, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще.
В последнее время данная проблема проявляется в старших классах: нежелание изучать предмет, если он не сдается на экзаменах. Конечно, если учащиеся ориентированы на обучение за рубежом, либо они осознают, что иностранный язык им будет нужен в будущем, такой проблемы нет. Однако, в большинстве случаев, если учащийся не выбирает английский язык предметом по выбору, то бывает трудно добиться от него положительного отношения к изучению предмета.
Возникает противоречие. С одной стороны, требования современности предполагают владение иностранным языком, в частности английским, его устной и письменной формой, на должном уровне, и все это осознают. С другой стороны, сложно говорить о должном развитии навыков устной речи, чтения, письма, поскольку отсутствует какая-либо мотивация к изучению языка.
Каким же образом можно повысить мотивацию учащихся старших классов к изучению английского языка? Подобный вопрос стал темой исследования в действии, проведенного на уроках английского языка в старших классах.
Известно, что мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Сила и структура мотивации влияют и на эффективность учебной деятельности. Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации [3]. При наличии побуждающего мотива наши действия становятся более энергичными и последовательными, чем при отсутствии такового. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого трудно от него ожидать. Мотивация побуждает учащегося «выкладываться». В результате при прочих равных условиях (способность, подготовленность) различная степень мотивации обусловливает различную успеваемость учащихся.
То, какие именно мотивы функционируют в процессе учения и какие из них оказываются доминирующими, зависит от ряда причин. Среди них – интерес, один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека, а также характер возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся.
Говоря о возрастных особенностях, можно отметить, что старшеклассники с их возросшей умственной пытливостью отрицательно относятся к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания и т. п.). Им импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор [4].
Кроме того, учащиеся старшего школьного возраста характеризуются возросшей общительностью. Старшеклассникам свойственно такое душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность в деятельности, в признании. В нем старшеклассники ищут и находят доказательства своей социальной и человеческой ценности.
Вышеназванные аспекты могут быть реализованы путем применения групповой формы работы, или обучения в сотрудничестве, когда группы учащихся, работают вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Групповая форма работы основана на понимании обучения как естественного социального процесса, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение.
Причины для использования технологии критического мышления и групповой работы вполне согласуются с возрастными особенностями старшеклассников – это возможность обмениваться идеями и опытом, вместе находить пути решения задач, предлагать и обмениваться идеями об альтернативных способах работы.
Как отмечают Смит Б. и МакГрегор Дж. (1992), в коллаборативной среде обучения учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции и принимать активное участие в образовательном процессе. Они развиваются и в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, и вынуждены выражать и защищать свои идеи.
Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, ученики, работающие в группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах [2, стр. 230].
Таким образом, можно предположить, что применение активных форм обучения, таких как технология критического мышления, групповая работа, обмен мнениями в процессе обучения, совместное выполнение заданий могут положительно сказаться на мотивации старшеклассников.
Для исследования были выбраны ученики 10 класса, поскольку для них особенно актуальна проблема мотивации.
Проанализировав результаты входного анкетирования, проведенного на начальном этапе исследования, можно отметить, что школьные занятия привлекают большинство учеников возможностью общения. Лишь 10% учащихся учатся с интересом, то есть отличаются наличием внутренней мотивации. 12% старшеклассников вообще не мотивированы на учебу, отметив, что учатся из-за родителей, либо потому, что так принято.
Уроки вызывают интерес, если приходится слушать, обсуждать что-либо, у 45% учащихся, 40% привлекает возможность групповой работы, 15% предпочитают работу с компьютером. Ни один из опрашиваемых не выбрал в качестве интересных форм работы индивидуальную и связанную с чтением, выполнением письменных упражнений.
Что касается изучения английского языка, 50% учеников ответили, что учат предмет из-за школьных оценок, 15% ориентированы на сдачу экзаменов, 5% отметили, что язык нужен для будущей профессии, и 30% изучают язык, так как им это интересно.
Таким образом, среди учащихся лишь у 30% прослеживается достаточно высокая мотивация.
Однако, большинство (85%) отметили, что им нравится процесс обучения, если они работают с друзьями, если обучение осуществляется через интересные задания с обсуждением.
Исходя из результатов анализа уровня мотивации учащихся и возрастных психолого-когнитивных особенностей старшеклассников, тема исследования была определена следующим образом: «Влияние применения технологии критического мышления на уровень мотивации учащихся на уроках английского языка».
Цель исследования в действии состояла в рассмотрении, насколько успешно повлияет технология критического мышления на повышение мотивации учеников 10 класса на уроках английского языка.
Основное внимание при этом было направлено на учеников среднего и низкого уровней. Поскольку у сильных учащихся практически всегда присутствует высокая мотивация, было важно проследить, насколько изменится отношение к обучению именно у немотивированных, средних и слабых учеников и повлияет ли каким-либо образом изменение мотивации на активизацию деятельности и на усвоение учебного материала.
В ходе уроков учащимся были предложены самые разнообразные задания, направленные на развитие основных навыков – аудирования, говорения, чтения, грамматических навыков. Задания, предлагаемые ученикам, охватывали лексические и грамматические вопросы. Типы заданий подбирались в соответствии со стратегиями критического мышления. Поэтому учащиеся составляли кластер, участвовали в мозговом штурме, работали с текстом и лексическими упражнениями, отвечали на тонкие и толстые вопросы, работали с различными таблицами, заполняли диаграмму Венна, создавали и защищали постеры, работали с аудио и видеороликами, писали синквейн, шифровали сообщения, используя компьютерный сленг, выполняли грамматические упражнения с последующей самопроверкой (с использованием ключа и критериев оценки).
Следует отметить, что наибольший интерес вызывают задания творческого характера – создание рисунков, постеров, кластера. Однако, несмотря на то, что в этой работе в основном задействованы все, при защите выступал один человек из группы (в основном, сильный ученик), а остальные не были задействованы в работе по развитию речи. Таким образом, при планировании урока необходимо лучше продумывать организацию ответов так, чтобы в демонстрации навыков устной речи были задействованы все учащиеся.
При выполнении грамматических заданий учащиеся работают самостоятельно. После самопроверки по ключу, учащиеся самостоятельно, пользуясь полученными критериями, оценивают свои работы. Следует отметить, что, справляются с ними учащиеся хорошо. Исходя из этого, можно сделать вывод о положительном влиянии совместной работы и взаимопомощи в группе на усвоение грамматического материала.
Анализируя степень влияния различных форм и методов работы на мотивацию, можно отметить, что применение стратегий критического мышления и диалога в обучении также влияют на повышение мотивации, как и групповая форма работы.
Исследование продемонстрировало, что критическое мышление и групповая форма работы повысили мотивацию учащихся на уроках английского языка. Учащиеся были вовлечены в работу, заинтересованы работой в сотрудничестве, мотивация к работе на уроке была достаточно высокой. Ребята смогли ощутить уверенность, почувствовать положительные аспекты взаимопомощи. Доказательства этого процесса были получены в проведенных интервью, анкетах, обратной связи.
Можно сделать вывод, что при использовании на уроках английского языка стратегии критического мышления, учащиеся стали получать большое удовлетворение от самого процесса обучения и его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, ученики самостоятельно добывают знания, исследуют, вместе выдвигают идеи и концепции различными способами, активно участвуют в критическом анализе, синтезе новых знаний, творят, развивают доверие к самим себе и понимание ценности собственных мнений и идей, относятся с уважением к мнению других. Работа в группах развивает такие качества как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности, помогает ученикам осмыслить учебные действия, даёт каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку. Каждый учащийся имеет возможность утвердиться.
Применение технологии критического мышления формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты. Все эти процессы относятся к саморегуляции учебной деятельности самими учениками. Групповая форма учебной деятельности предполагает включение учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль, при этом ученики с высокими учебными возможностями, успешно справляясь с заданием, помогают менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, в результате он сам усваивает материал глубже и основательнее.
Таким образом, применение стратегий критического мышления на уроках английского языка значительно повышает мотивацию и позволяет учащимся применять свои знания и навыки в микрогруппе, формировать навыки монологической и диалогической речи, умения анализировать, работать с текстами.
Литература
1. Smith, B.L., MacGregor J.T. (1992) What is Collaborative Learning? National Centre on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University.
2. Руководство для учителя (2012), АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
3.Мотивация учебной и педагогической деятельности, [онлайн на: http://www.rae.ru/monographs/77-2804]
4.Райх Лейла Гивиевна. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников, [онлайн на: http://www.murlicey.ru/ uchitelskaya/spps /vmeste_s_uchitelem /487-vozrastnye-osobennosti-uchebnoy-deyatelnosti-starsheklassnikov. html]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.
Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передав...
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...
Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...
Технология критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
Технология критического мышления через чтение и письмона уроках английского языка...