Методические рекомендации по преодолению отставания при реализации рабочих программ учебных предметов
методическая разработка

Малых Валентина Александровна

Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи учителям  образовательного учреждения по обеспечению полноты и качества реализации рабочих программ учебных предметов  при отставании по различным причинам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_o_poryadke_preodoleniya_otstavaniy.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 513

Невского рай она Санкт-Петербурга

Малых В.А., методист

Методические рекомендации

по преодолению отставания при реализации

рабочих программ  учебных предметов

        Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи учителям  образовательного учреждения по обеспечению полноты и качества реализации рабочих программ учебных предметов  при отставании по различным причинам (природные факторы,чрезвычайные ситуации, карантин, не запланированные ранее праздничные ивыходные дни, болезнь учителей и другие).

При разработке рекомендаций по преодолению отставания при реализации рабочих программ  учебных предметов использованы следующие нормативные  документы:

- Федеральный закон от 29.12,2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 7);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (раздел II, пункт 10);

- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от

29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2,4.2.2821-10 Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (глава X, пункт 10.5);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования».

         Мероприятия по преодолению отставания при реализации рабочих программ

учебных предметов включают три направления:

- мониторинг реализации рабочих профамм в соответствии с учебным

планом и календарным учебным графиком;

- коррекция рабочих программ учебных предметов;

- планирование и реализация мероприятий по преодолению отставания.

1.Мониторинг реализации рабочих программ

1.1. В соответствии с п.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3

«Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет

ответственность за невыполнение в полном объеме образовательных программ

учебных предметов в соответствии с учебным планом,

1.2. Согласно требованиям «Квалификационного справочника должностей

руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные

характеристики должностей работников образования»), утвержденного

приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, заместитель

директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за

качеством учебно-воспитательного процесса, объективностью оценки

результатов образовательной деятельности обучающихся, обеспечением уровня

подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального

государственного образовательного стандарта,

1.3. Контроль за выполнением учебного плана, календарного учебного

графика, рабочих программ учебных предметов, соответствия записей, внесенных учителями в классные, электронные  журналы, содержанию рабочих программ учебных предметов (поурочно-тематическое планирование) осуществляется по итогам каждого учебного периода - полугодия (два раза в год-10-11 классы) , четверти (четыре раза в год – 2-9 классы).

1.4. По результатам проверки заместитель директора по учебно-

воспитательной работе составляет сводную таблицу, в которую вносит

информацию о количестве планируемых и фактически проведенных уроков,

причинах  невыполнения рабочей программыучебного предмета, необходимости осуществления коррекционных мероприятий.

1.5. Сводная таблица может быть размещена на доске объявлений для

информирования учителей о состоянии выполнения рабочих программ учебных предметов (приложение 1).

1.6. Итоги контроля заместитель директора по учебно-воспитательной работе

представляет на заседании методического объединения (совещания при

директоре, заседании административно-методического совета, малого

педсовета, и т.п.) с приглашением учителей для объяснения причин и

обсуждения способа компенсации допущенного отставания. Результаты

обсуждения отражаются в протоколах и локальных актах.

1.7. По итогам проводимого мониторинга выполнения рабочих программ учебных предметов отставание по предмету в 1-й четверти  ликвидируется во 2-й четверти и т.д. В 4-й четверти  за месяц до окончания учебного года  (до 25 апреля)

проводится итоговый мониторинг выполнения рабочих программ учебных предметов. По  итогам мониторинга проводится их окончательная корректировка.

Примечание: Реализация не в полном объеме образовательной программы в

соответствии с учебным планом влечет наложение  административного

штрафа на должностных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 19.30

главы 19 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 Яй195-Ф3

 (Данный пункт не применяется при возникновении чрезвычайной ситуации).

2. Порядок внесения корректив в рабочие программы

2.1. Согласно требованиям Квалификационного справочника  должностей

руководителей,  специалистов и служащих (раздел Квалификационные

характеристики  должностей работников образования), утвержденного

приказом  Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, учитель

обеспечивает выполнение рабочей программы по предмету.

2.2. При необходимости корректировки рабочей программы, на основании

решения методического объединения (совещания при директоре, заседании

административно-методического совета, малого педсовета, и т.п.) директор

издает приказ о корректировке рабочей профаммы с указанием способа

коррекции (приложение 2).

2.3. Данный приказ является основанием для внесения учителем записи в лист

коррекции рабочей программы (приложение 3) и начала осуществления

мероприятий по преодолению отставания по освоению содержания образования

при реализации рабочей профаммы,

2.4. Факт проведения компенсационных мероприятий учитель фиксирует в

соответствующей графе листа коррекции рабочей программы учебного предмета.

2.5. При коррекции рабочей программы следует изменить количество часов,

отводимых  на изучение раздела (темы) учебного предмета курса, дисциплины

(модуля).

Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения раздела (темы) из рабочей программы.

Корректировка рабочей программы должна обеспечить прохождение учебной программы учебного предмета и выполнение ее практической части качественно и в полном объеме.

3. Реализация плана мероприятий по преодолению отставаний  при

реализации рабочих программ

3.1. Режим работы общеобразовательной организации, продолжительность

учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и кружков, занятий по

внеурочной деятельности определяется календарным учебным графиком на учебный год , разрабатываемым организацией самостоятельно.

3.2. Выполнение рабочей программы в полном объеме учитель может обеспечить проведением дополнительных учебных занятий взамен отсутствующего учителя.

3.3. При отсутствии возможности проведения дополнительных занятий,

корректировка рабочих программ учебных предметов с целью ликвидации отставания учащихся по освоению содержания образования учебных предметов,

может быть осуществлена  следующими способами:

- использованием резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по разделам (темам) содержания образования;

- слиянием близких по содержанию тем уроков;

- укрупнением дидактических единиц по предмету;

-организацией блочно-модульной технологии подачи учебного материала;

- заменой традиционной урочной системы обучения лекционно - семинарскими

занятиями, увеличением доли самостоятельной работы учащихся;

- уменьшением количества аудиторных часов на письменные опросы

(сочинения, эссе) и др.;

-предоставлением  обучающимся права на изучение части учебного материала

самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в

форме зачёта, написания сообщения, реферата, подготовки презентации и

т.п.;

- использованием телекоммуникационной сети Интернет для организации

дистанционного обучения. При этом элементы дистанционных образовательных технологий должны использоваться в порядке и на условиях, установленных ст. 16 Федерального закона от 29,12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» и  Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №02.

 

приложение 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 513

Невского района  Санкт-Петербурга

Сводная таблица

«Выполнение рабочих программ учебных предметов»

п/п

Количество часов по плану

Количество часов по факту

Отставание

(количество

часов)

Не пройденные темы (разделы)

Контрольные работы

Практические

работы

Причина

отставания

план

факт

план

факт

Класс, предмет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

приложение 2

Примерная форма приказа

ПРИКАЗ

от  20__ г.        №___

О внесении корректив в рабочие программы учебных предметов

В соответствии с Положением о мероприятиях по преодолению отставаний при

реализации рабочих программ учебных предметов, утвержденного приказом  

№ __   от _________________ 201__г. и  на основании решения методического объединения   №____   от_________ 201___г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Разрешить внести коррективы в рабочую программу по__________________________

наименование предмета по учебному плану

Ф.И.О.

в 201 - 2010 учебном году в связи с тем, что учителем

по причине _________ не

проведены уроки по____________________________________ в количестве______ часов.

разделу (теме)

2. Обеспечить преодоление допущенного отставания по изучению программного

материала следующим пособом___________________________________________.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе________________________________ _________

                 Директор    (подпись Ф.ИО.)

                  С приказом  ознакомлены:

                  Заместитель директора по УВР   (подпись Ф.ИО.)

                  Учитель    (подпись Ф.ИО.)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 513

Невского района  Санкт-Петербурга

Сводная таблица

«Выполнение рабочих программ учебных предметов»

начальное общее образование

201- -201_ учебный год

п/п

Название предмета по учебному плану

Класс

Количество часов по плану

Количество часов по факту

Количество выданых

часов

Отставание

(кол-во

часов)

Причина

отставания

1

Русский язык

4-1

Не запланированные ранее праздничные и выходные дни

4-2

4-3

4-4

2

Литературное чтение

4-1

4-2

4-3

4-4

3

Английский язык

4-1

4-2

4-3

4-4

4

Математика

4-1

4-2

4-3

4-4

5

Окружающий мир

4-1

4-2

4-3

4-4

6

ОРКСиЭ

4-1

4-2

4-3

4-4

7

Музыка

4-1

4-2

4-3

4-4

8

Изобраз. искусство

4-1

4-2

4-3

4-4

9

Технология

4-1

4-2

4-3

4-4

10

Физическая культура

4-1

4-2

4-3

4-4

Дата__________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для учителей физики по преодолению неуспеваемости учащихся",

В этой статье я рассказываю , как работаю со слабоуспевающими детьми....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Методические рекомендации по организации проведения внеурочной работы по предмету биология.

Преподаватель «Автодорожного колледжа» Ильина А.С.Методические рекомендации по организации проведения внеурочной работы по предмету биология.В помощь учителям биологии, для более регулярно...

Методические рекомендации "Обучение с применением дистанционных технологий по предмету физическая культура"

Методические рекомендации "Обучение с применением дистанционных технологий по предмету физическая культура"...

Консультация для родителей "РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ."

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатоло...

"Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии"

Специальные приемы обучения и воспитания ребенка с особенностями в развитии...

«РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ»

Консультация учителя дефектолога для родителей. «РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ»...