Дефектологическое сопровождение в коррекционной школе 8 вида
материал по теме
Доклад представляет краткий обзор по деятельности педагога-дефектолога в коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дефектологическое сопровождение в школе осуществляет коррекцию недостатков познавательной и эмоциональной сферы, а также сенсорных и двигательных недостатков обучающихся.
Целью сопровождения является обеспечение своевременной специализированной помощи детям с нарушением интеллекта при освоении ими программного минимума содержания образования в условиях коррекционной школы VIII вида.
Деф. сопровождение представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку — в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так родителям и учителям — в форме рекомендаций.
Неоднородность состава детей школы, проявляется в способности к овладению знаниями и умениями, социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых качеств.
Известно, что основной дефект умственно отсталых детей заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления. Поэтому общая коррекционная работа со всеми школьниками, имеющими интеллектуальные отклонения, заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня учащихся, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне.
Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций (пространственной ориентировки, работоспособности, моторики и др.)
Для повышения качества обучения такой категории детей в нашей школе функционирует класс, где обучаются дети со сложными и множественными нарушениями развития.
Уровень познавательного, сенсомоторного и эмоционально-волевого развития представителей данной группы детей не позволяет овладевать рекомендованной Программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в полном объеме. Обучение этих детей требует не только соблюдения специальных условий, но и снижения уровня требований к достижениям. Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения детей со сложными дефектами на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой в рамках учебных планов и с учетом рекомендаций по обучению детей со множественными нарушениями было разработано вариативное календарно-тематическое планирование по основным предметам школьного цикла.
Обучение данной категории детей проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.
Работу деф. сопровождение можно разделить на несколько этапов:
1 этап – первичное обследование, на котором определяется уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков ребенка.
На основании результатов, полученных на 1 этапе, составляются индивидуальные программы работы для каждого ребенка и формируются подгруппы для занятий.
2 этап – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
—сенсорное и сенсомоторное развитие;
—формирование пространственно-временных отношений;
—умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
—нормализация ведущей деятельности возраста;
—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
—готовность к восприятию учебного материала;
—формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ учителя-дефектолога с программным учебным материалом.
На данном этапе, примерно в середине учебного года, проводится обследование, для того чтобы констатировать результативность и определить эффективность занятий.
3 этап – обследование, которое проводится в конце года, с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
В процессе обучения используются специальные компьютерные программы,что позволяет повысить эффективность обучения, компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно.
Работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития является личностно-ориентированной, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывает зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка обеспечивает гибкую адаптацию индивидуальной программы.
Получая, таким образом образование, учащиеся овладевают действительно полезными для них знаниями, умениями и навыками, достигают максимально доступного им уровня жизненной компетенции, осваивают необходимые формы социального поведения, оказываются способными реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник индивидуального сопровождения в коррекционной школе-интернат
Методическая разработка в помощь учителям и воспитателям коррекционной щколы-интернат VIII вида...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
Статья для работников коррекционных школ...
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...