Формы и методы организации воспитательной работы.
статья
Педагогические методы воспитания предполагают воздействие на сознание человека. В основу их классификации Ю.К. Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и методы стимулирования деятельности.
Основными методами формирования сознания являются: беседа, рассказ, лекция, пример, диспут, убеждение, анализ воспитывающих ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы организации воспитательной работы. | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
Тема:
«Формы и методы организации воспитательной работы»
Галсановой И.Ю.
2018г.
Формы и методы организации воспитательной работы.
Педагогические методы воспитания предполагают воздействие на сознание человека. В основу их классификации Ю.К. Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и методы стимулирования деятельности.
Основными методами формирования сознания являются: беседа, рассказ, лекция, пример, диспут, убеждение, анализ воспитывающих ситуаций.
К условиям эффективности методов формирования сознания, по мнению Г.М.Каджаспировой, относятся: опора на личный опыт воспитанников, на практическую коллективную деятельность, создание эмоционального подкрепления, активизация восприятия, учет уровня воспитанности детей и детского коллектива. Убеждение как метод воспитания представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути — убеждение словом и (или) убеждение делом. Слова и дела авторитетного педагога, обладающего высокой культурой и профессиональным мастерством, всегда выступают наиболее сильным фактором воздействия на умы и чувства. К средствам убеждения относятся логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия воспитуемого или текущие события в коллективе.
Основными функциями, реализуемыми методом убеждения являются:
- формирование знаний о морали, труде и общении;
- формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
- обобщение и анализ собственного опыта;
- трансформация общественных ценностей, норм и установок в индивидуальные.
Пример как метод воспитания предполагает систематическое воздействие на сознание воспитуемых силой показа положительных действий других лиц с целью формирования образа для подражания. В качестве средств воспитания в данном случае используются примеры из жизни великих людей, из области литературы, искусства и т.д.
Наиболее эффективным средством, как показывает практика, выступает личный пример педагога. Важную роль в создании образцов для подражания в последнее время играют не всегда гуманистически ориентированные эталоны, формируемые средствами массовой информации и низкопробных литературных источников. Основными функциями метода примера является иллюстрация и конкретизация общих проблем, а также активизация собственной душевной работы воспитанников. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно уже опирается на активную внутреннюю работу.
Беседа – вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению и анализу поступков и выработке нравственных оценок. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего выступают нравственные, моральные и этические проблемы. Цель этической беседы – углубление нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. В практике школьного воспитания используют плановые и неплановые этические беседы. Поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события и поступки обучающихся (беседа с провинившимся воспитанником).
Рассказ – небольшое по объему связное изложение (повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий или поступков.
Анализ воспитывающей ситуации – способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создание самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
К основным методам организации деятельности и формирования опыта поведения относятся: поручение, приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации, педагогическое требование, коллективное мнение.
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к цели деятельности и самой деятельности, организация деятельности на основе образца, организация активной самостоятельной позиции, опора на успех и на общественное мнение. Опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности воспитуемых, которая является источником воспитания в этой группе методов.
Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. А.Н. Леонтьев обращал внимание на то, что деятельность воспитывает лишь тогда, когда она личностно значима и имеет «личностный смысл». Позиция должна быть активной, а их функции — постоянно меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.
Поручение – передача воспитаннику определенных функций выполнения общественно-полезного дела и ответственности за него. Поручения могут быть кратковременными и длительными, постоянными и сменяемыми, трудовыми, спортивными, культурно-массовыми и др.
Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача или как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. Требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид непосредственного указания или инструкции. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительно применяются косвенные требования. Коллективное мнение как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых с оценкой их деятельности.
Приучение — это организация регулярного выполнения воспитуемыми определенных действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Оно содействует формированию устойчивых привычек. Его средствами выступает соблюдение установленных этических и нравственных норм, а также выполнение существующих правил (личной гигиены, общения и др.). Приучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методика требует объяснять воспитуемым, что, как и зачем нужно делать. В то же время приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий для формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности людей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение отведенной роли в общей деятельности.
Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Однако педагогу необходимо учитывать, что приучение и упражнение эффективны лишь тогда, когда опираются на положительные мотивы деятельности людей и в свою очередь формируют их.
Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.
Методы стимулирования поведения и деятельности – это пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Основными методами этой группы: соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий.
Условия эффективности: учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей воспитанников, опора на общественное мнение, правильная дозировка и точная эмоциональная направленность. Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Их психологической основой является переживание, самооценка воспитуемого, осмысление поступка, вызванные оценкой педагога и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения людей с помощью его оценки.
Поощрение — совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Этот метод также может рассматриваться как выражение положительной оценки, одобрения и признания качеств, поступков и поведения воспитуемого или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует человека к улучшению его поведения. К числу средств поощрения относятся похвала, благодарность педагога и взрослых, награждение книгами или другие материальные награды. При этом эффективным также считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений воспитателя, его поощрительных обращений; выделение поступка или действий воспитуемого как примера для подражания. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но также мотив и способ деятельности, приучать воспитуемых ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.
Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности. При этом в зависимости от целей к числу ее средств педагогика относит безличную критику, критику-похвалу, стимулирующую критику, критику-надежду, критику-сожаление, критику-сопереживание, критику-аналогию, критику-удивление и критику-упрек.
Наказание — метод стимулирования, способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки его поступков, порождающих чувство вины и раскаяния. Наказание как метод педагогического стимулирования предполагает меру воздействия, применяемую к личности за какой-либо проступок. Смысл наказания заключается в том, чтобы откорректировать поведение воспитанника, добиться выполнения социально-значимых требований. Целью наказания является разрешение конфликта, а не причинение страдания. Метод наказания эффективен, если воспитанник осознает его справедливость, переживает факт совершения ошибки.
Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать очевидные последствия проступка и предъявляемые требования выступают как вполне справедливые (сломал – почини; разбросал - собери).
Принуждение — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. С точки зрения отечественной педагогики оно выступает крайним методов воспитания и применяется лишь тогда, когда другие не позволяют достичь желаемого воспитательного эффекта. В отечественной педагогике в 20-е гг. XX в. был период отказа от принуждения как метода воспитания, так как считался унижающим личность и имеющим негативные последствия. Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение принуждения: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение воспитуемого, дает ему возможность понять ошибку. В воспитательной деятельности необходимо учитывать, что метод принуждения требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора таких средств его реализации, которые не унижают достоинство личности. К их числу можно отнести замечание или категоричное требование педагога, предупреждение о возможном привлечении к более строгой ответственности, обсуждение в коллективе или вызов на педсовет исключение из школы.
В учебной литературе кроме рассмотренных педагогических методов воспитания находят отражение и некоторые другие, наиболее общие способы воспитательного взаимодействия с личностью. К их числу можно отнести введение новых видов деятельности, изменение содержания общения, метод «взрыва» и др. Однако, их смысл также заключается в воздействии на сознание воспитуемого и содержательно включает в себя рассмотренные ранее методы воспитания. В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективно применение методов воспитания другой видовой группы — психологической. Их действие направлено на подсознание воспитуемого. Как показывает педагогический опыт, наиболее эффективными из них является:
- метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса);
- метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение);
- метод рационального воздействия (основное средство — внушение).
Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Инновационные формы организации воспитательной работе
"Инновация"- для каждой школы, это свое,что-то новое.. В своем докладе отразила, каккие "инновационные" формы мы применяем в своей работе. Для кого-то этот доклад покажется неинтересным, а кто-т...
Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях
Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм...
Статья. Формы и методы внеурочной воспитательной работы
Основными целями моей работы воспитателем в школе-интернате является формирование общей культуры личности воспитанников, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви ...
круглый стол: Новые методы организации воспитательной работы в группе
Без знания ребёнка –его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания....
Методическая разработка "ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ"
Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителям...
Формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)
В статье рассматриваются формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)....
«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».
Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...