обобщение опыта 2024
статья
доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования
В последние годы все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.
Согласно основным положениям проекта «Наша новая школа», приоритетной задачей образования становится развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, поэтому результатом деятельности учителя должна стать не только система знаний, но и набор ключевых компетенций, позволяющих эти знания добывать, овладевать умениями, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Технологии деятельностного метода – инструмент, позволяющий построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нем эффективно развивались способности учащихся.
Сегодня надо осваивать не просто одну или несколько из образовательных технологий, а необходимо изменить сам метод. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его деятельности, что и предусматривает деятельностный метод. Как же объединить деятельностный метод с продуктивными образовательными технологиями? Деятельностная парадигма вбирает в себя продуктивные технологии:
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии
- информационные технологии
- проектная технология
- технология развития критического мышления
- модульная технология
- технология мастерских
- кейс-технология
- технология исследовательской деятельности;
- технология групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии;
и т.д.
В условиях введения ФГОС нового поколения на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению, самореализации», к самостоятельному принятию решений, доведению их до исполнения и к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Еще Сократ говорил о том, что научится играть на флейте, можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Применение данного метода позволяет достигнуть стратегической цели – готовности к саморазвитию.
Сравним традиционный и деятельностный способы обучения. При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому часто не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. В основу деятельностного способа обучения положено личностное включение школьника, при котором все компоненты деятельности направляются и контролируются самостоятельно. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой. Ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс интеллектуального развития учащегося, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащийся в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:
1 шаг – мотивация (самоопределение к деятельности).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (выстраивается установка «хочу»), выделяется содержательная область (мобилизуется позиция «могу»).
2 шаг – актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которое фиксируется самостоятельно.
3 шаг – постановка учебной задачи (исследовательский этап).
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
4 шаг – построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога и т.д.
5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.
На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.
6 шаг – первичное закрепление знаний.
Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.
7 шаг – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
8 шаг – рефлексия деятельности (итог урока).
Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного метода. Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению, так и внедрением в практическую деятельность идей новых концепций. Таким образом, предлагаемая технология деятельностного метода может использоваться в качестве инструмента, предоставляющего учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, а управленцам – ту критериальную базу, которая обеспечит оценку эффективности деятельности учителя в новых условиях.
Основными дидактическими принципами деятельностного подхода являются:
- принцип деятельности, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
- принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
- принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
- принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о значении и месте науки в формировании естественной научной картины мира.
- принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
- принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне.
Перечисленные дидактические принципы являются в определённой мере необходимыми и достаточными для организации процесса обучения в новой парадигме образования. К каждому элементу системы предъявляются требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость.
Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования школы как системы образования, реализующей деятельностный подход.
Принципиальным отличием деятельностного метода от традиционного обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Итак, деятельностный метод ориентируюется на личность ученика, состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач.
Проблемное обучение
О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве» говорится: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ-прагматик, психолог и педагог предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Выготский и др.
Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской школе.
Вначале 60-х гг. группа ученых под руководством известного американского психолога А. Осборна провела анализ обширного исследовательского материала.
Из исследований видно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Группа сформулировала обобщённые черты подхода к обучению на основе решения проблем.
Приведу эту характеристику в пошаговой организации учебного процесса.
1) Постановка проблемы, поиск еѐ формулировки с различных точек зрения.
2) Поиск факторов для лучшего понимания проблемы, возможность еѐ решения.
3) Поиск идей; оценка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися.
4) Поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, выбираются лучшее из них.
5) Поиск признания найденного решения окружающими.
Проблема организации образовательного процесса может быть осуществлена с меньшим или большим ролевым участием школьников в проведении этого процесса.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Применяя проблемное обучение, обеспечивается высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Для реализации проблемного обучения используются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала. В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.
Технология мини-исследований
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными и применяться в трех направлениях:
- включение элемента поиска в задания для учащихся;
- раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;
- организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).
Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов В преподавании математики метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования (на элективных курсах, в кружках).
Для учителя наиболее привлекательным в данной технологии является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных действий, не оцениваемых учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности;
- воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в образовательном пространстве.
При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:
- выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
- структурирование задач, как например, возможностей для обучения;
- сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
- управление процессом обучения;
- использование современных образовательных и информационных технологий;
Именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю уникальную возможность преодолеть негативное отношение к предмету. Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям на учебных занятиях, необходимо строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося.
Выводы
Таким образом, в условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обеспечивает организацию учебной деятельности с четко заданной целью и гарантируемым результатом. Правильный выбор современных образовательных технологий с учетом предъявляемых к ним требований и внедрению их в практику школы позволит успешно решать сегодня основную дидактическую задачу школы в условиях введения ФГОС нового поколения − учить всех обучающихся, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование личности школьника.
Закончить своё выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....

Распространение педагогического опыта 2024 г
Распространение опыта:- педагогический советы;- научно-методические советы;- заседания МО;- педагогические чтения;- творческие отчеты;- конкурсы педагогического мастерства;- научно-практические конфер...