Работа в парах сменного состава на уроках русского языка
статья
В статье рассматриваются различные методики работы в парах сменного состава на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_parah_smennogo_sostava_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 160.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы в парах сменного состава на уроках русского языка
В современном обществе по ФГОС особое значение отводится формированию коммуникативных компетенций обучающихся. Но можно ли сформировать коммуникативные умения при традиционном обучении? Когда на уроке новую тему, например, однородные члены предложения и знаки препинания при них, учитель разбирает со всеми учениками. Ученики дают свои примеры, анализируют их. Потом даются самостоятельная работа в классе и домашнее задание. В классе и дома ученики выполняют упражнения самостоятельно, т.е. индивидуально, а проверяются опять же во время общеклассной работы. Взаимопроверка, даже если и практикуется, то она существенного значения не имеет. Упор делается на письменную работу, которая каждым учеником должна выполняться самостоятельно. Вот как примерно формулируется задание сразу же после знакомства с правилом об однородных членах предложения:
Упражнение №… Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными сказуемыми, потом — с однородными второстепенными членами предложения. И дальше даются предложения:
1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Весело и дружно работают ребята. И т. д.
Разве это задание нельзя выполнять совместно, работая в паре?
Вместе с напарником его выполнить гораздо легче. Чтобы сделать это упражнение, его вовсе не обязательно записывать. Достаточно сначала выделить устно все предложения с однородными сказуемыми, а затем также устно указать предложения с однородными второстепенными членами. К такой работе оба ученика могут, приступать одновременно. В этом случае, например, первый ученик (№1) читает первое предложение и говорит: «В этом предложении есть два однородных сказуемых: светит и греет». Далее включается второй ученик. И так, обсуждая вместе, они выполняют все упражнение. Переписывать это задание или не переписывать в тетрадь, может уточнить учитель.
Посмотрим еще одно задание из учебника.
Упражнение №… Составьте три предложения из данных слов:
- Охраняет, пионерский, пожаров, патруль, от, насекомых, вредных, лес, от, и.
- Школьники, корм, расчищают, животным, лес, заготавливают, и.
- Желуди, собирают, для, ребята, посадок, будущих, и, молодыми, за, дубками, ухаживают.
Первое предложение разберите по членам предложения и по частям речи.
Составить из перечня слов предложение, разобрать его по членам предложения и по частям речи гораздо лучше вдвоем, чем одному. Конечно, потом можно выполнить упражнение и письменно. Или в паре выполнить работу только с первым предложением, а остальные — порознь, но с последующей проверкой. Анализ заданий и упражнений по авторским учебникам «Русский язык» подтверждает, что упражнения могут выполняться в парной работе почти все. Однако многие упражнения, в целях здоровьесбережения могут быть выполнены устно или в основном устно и только частично — письменно.
Почему акцент делается больше на устном выполнении упражнения? Да потому, что работа в паре — это в основном устное общение. Письмо требует уединения: кому нужно много писать, тот делает это обособленно, индивидуально.Почти все упражнения можно выполнять в парах сменного состава, а в большинстве случаев это и целесообразнее.
Разумеется, при этом существенно меняется методика работы каждого ученика. Например, я выучил правило и выполнил к нему упражнение. Если после этого я начинаю работу с кем-то из моих учеников, то, естественно, я проверю, как он усвоил правило (теорию), и затем предложу ему выполнить вслух то упражнение, в котором я уже силен. Если мой партнер выполнил то же самое упражнение, то мы ограничимся только взаимопроверкой. Если же упражнения разные, то он выполняет новое для него под моим контролем, а затем другое упражнение выполняю, я под его контролем. Таково общее правило, но по каждому учебному предмету, по каждой теме оно конкретизируется до бесконечности разнообразно.
Решение задач и примеров в парах сменного состава
В каждом классе учитель, готовя своих учеников к совместной работе в парах, обучает их ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу. Ученик, который уже знает, как выполнить задание, ведет себя как учитель: «Прочитай задание. Что нужно сделать? Как ты будешь это выполнять?
Если для ученика задание оказалась непосильным,, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с выполнением данного задания . Если он двум-трем ученикам объяснит, как выполняется задание, то обогащается новыми приемами решения и тема перестает быть для него непонятной.
Какие виды работы в парах сменного состава существуют?
Методика взаимообмена заданиями
Эту методику разработал старший преподаватель кафедры высшей математики Красноярского университета, кандидат физико-математических наук Манук Ашотович Мкртчян; сначала он работал со студентами университете, а потом и с учащимися школ Красноярска. Методика применима при изучении различных учебных предметов. Описание приема работы.
В классе выдаются карточки с заданиями двух видов. Каждый выбирает себе ту карточку, которая ему более понятна. Пары составляются из учащихся с разными заданиями. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова, а Петров обучает Иванова. После объяснения каждый самостоятельно выполняет здание. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, и пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника.
Разучивание стихотворений
Знание наизусть стихотворений, песен, художественной прозы представляет огромную духовную ценность. Но как организовать разучивание стихотворений в классе, на уроке? Обычно учат стихи каждый сам по себе. Некоторые любят произносить фразы вслух, тогда они лучше и быстрее их запоминают. Другие читают вполголоса, закрывают глаза, стремятся все воспроизвести. Но в классе 30-40 учеников, и чтение стихов вслух мешает работе. Не все в такой обстановке могут выучить наизусть стихотворение или какой-нибудь художественный текст. Однако многие учителя выработали способ изучения стихотворений и художественной прозы в парах сменного состава. Как это происходит?
Ученики могут разучивать стихотворения в парах сменного состава по-разному. Можно сразу дать 10-15 стихотворений, и класс все эти стихотворения учит наизусть одновременно. Для того, кто достаточно знаком с коллективной формой учебных занятий, в этом нет ничего особенного. Но мы начинаем с более простого случая, когда весь класс, все учащиеся учат только одно стихотворение. Для коллективных учебных занятий такой случай не является нормальным. Ученики должны иметь разные темы, разные задания, и только при этом условии возможна настоящая нормальная, коллективная работа. То, что все учащиеся класса учат одновременно одно и то же стихотворение, это дань традиционному обучению, пережиток группового способа обучения. Но в начальной школе, пока период переходный, с этим приходится считаться.
Работа с текстом. Метод поабзацной проработки текстов (статей)
Методика А.Г. Ривина, является одновременно простой и сложной. Простой, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст, задание), составляет простой план. Сложность заключается, в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5—12 -строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объема) он уже штудирует с другим, третий — с третьим и т. д. В чем заключается работа с первым партнером? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста и, затем, оба приступают к его анализу:
- о чем говорится в этом абзаце?
- какое заглавие ты предлагаешь?
- почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца?
- нельзя ли дать более точное заглавие?
Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряженная умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывается друг другу согласованное, во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера.
Как происходит работа с другим партнером? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: «Слушать или рассказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то, например, я как участник занятий должен положить статью (книгу) посредине и рассказать то, что проработал с первым партнером. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: «Вопросов нет?». Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй (следующий) абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого переходим к такой же, работе по тексту партнера. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнером. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей), по своей статье, дальше опять — подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь-владельца темы. Затем — работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнером.
Игра «Ручеек»
В ручейке идет общение внутри одного ряда, дети, выполняя задания, свободно двигаются по маршруту освоенному заранее (сначала теоретически, а потом практически).
Работа в четверках, а не парах. Как организовать работу в четверках на уроке?
Четверки можно использовать на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Имя существительное» нужно разделить класс на «четверки» и каждой дать задание:
Расскажите о имени существительном по плану:
- Часть речи, Признаки (род, число, одушевленность, собственное или нарицательное)
- Склонение (склонение, падеж).
- Роль в предложении.
Четверкам предлагаются для рассмотрения разные существительные и т.д. (число четверок зависит от количества детей в классе).
Каждому ученику достается по одному вопросу.
Работа идет в следующем порядке:
Четверки переформируются в группы с одинаковым буквенным литером (А, Б, В, Г).
Каждый ученик:
- готовит ответ на свой вопрос (может использоваться информация как из учебника так и из дополнительной литературы);
- первично проговаривает свой ответ в группе, в которую собираются все дети с такой же буквой вопроса (Например: А ).
- прослушивает ответы всех детей с этим вопросом (Например: вопрос А в группе «А» идет обсуждение разных существительных т. д.)
По сигналу об окончании работы в группе с одинаковым буквенным литером дети меняются заданиями и переходят работать в свою «четверку», где каждый ученик представляет свои знания на всеобщее прослушивание и обсуждение.
Этот прием можно использовать на уроках:
Литературного чтения.
Например, при изучении произведений Л.Н. Толстого, дети получают задания:
- Найти и прочитать рассказы о детях;
- Найти и прочитать рассказы о животных;
- Найти и прочитать сказки писателя;
- Найти и прочитать басни Л.Н. Толстого.
Русского языка.
Например, при изучении темы «Твердые и мягкие шипящие согласные» дети получают задания: Выписать из текста слова:
- С твердым звуком Ж.
- С твердым звуком Ш.
- С мягким звуком Щ.
- С мягким звуком Ч.
Проверять задания можно в своей «четверке».
Дети работают в парах, в группах, в четверках; объясняют, рассуждают, спорят. При всем желании учителю трудно проверить работу каждой группы, пары. Используя опыт Ш.А. Амонашвили, можно дать детям образец (эталон) ответа. Способные учащиеся быстро овладевают умением проверять по эталону, именно они становятся помощниками учителя в группах.
Использование коллективных занятий дает возможность продвинуться каждому ученику в своем темпе, снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта и утомляемости, способствует развитию способностей каждого ученика.
Алгоритм работы в парах:
- Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;
- Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.
Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер. Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка. Рядышком садятся более умелый и менее. Причем обучают друг друга.
Русский язык
Пример 1. Возьмем повторение словарных слов. Даю детям домашнее задание: написать 15 самых сложных словарных слов с пропущенными безударными гласными на листочке. Очень легкое домашнее задание. На уроке каждый меняется со своим соседом для проверки изученной темы. После того, как гласные вставили, подписали листочки и вернули друг другу на проверку. Оценили работу друг друга.
Взаимопроверка используется на разных уроках. Подобные задания даю на уроке математики при изучении таблицы умножения. Дети заготавливают самые сложные примеры для работы в паре. Ребята с удовольствием готовят вопросы по окружающему миру и литературному чтению. При работе с интерактивной доской, используя тренажеры, могут работать тоже в паре. Вариации разнообразные, все зависит от нашего творчества. Можно писать очень много, но мои ребята привыкли работать как в парах, так и в группах.
Пример 2. Каждый урок русского языка начинается с «орфографической минутки», ребята работают в парах по карточкам, потом взаимопроверка, а в конце вывешиваю на доске листочки с наиболее сложными словами, где могут допустить ошибки, чтобы свериться.
Оценка работы:
- «+» — все правильно,
- «+ -» — есть небольшие недочеты,
- «-» — неверно.
Мои трудности:
- Р1 _______
- Р2 _______
Взаимодиктанты
Предварительно заготовить достаточно текстов. Все такие тексты нужно оформить в виде карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику дается текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам.
Работа идет в следующем порядке:
- Один ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
- Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
- Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
- Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично, но уже вместе — сначала один диктант, потом — второй.
- Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.
- Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
- Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверял Петров», «Проверяла Стрельцова». затем пары ищут себе другую пару, обменявшись карточками.
Методику взаимодиктантов можно использовать в работе со словарными словами, деформированным текстом.
Методика «Вопросник»
Работу с вопросниками можно начинать по-разному.Например:
- Учитель отвечает перед классом на все вопросы и каждый ответ иллюстрирует двумя-тремя примерами.
- После этого он предлагает ученикам прочитать про себя все вопросы, подготовить ответы и найти в учебнике или придумать свои примеры к каждому вопросу.
- Затем ученики в парах отвечают друг другу, на каждый вопрос и все определения и правила конкретизируют примерами.
Пример вопросника
- Как называются главные члены предложения?
- Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает?
- Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?
- Как называются остальные части речи?
- Какие слова называются родственными?
- Что называется корнем? Какие слова называются однокоренным?
- Какая часть слова называется окончанием?
- Что такое приставка? Для чего она служит?
- Что такое суффикс? Для чего он служит?
- Как проверить безударные гласные?
- Как проверить парные звонкие и глухие согласные?
- Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и согласные в предлогах и приставках?
- Когда пишется разделительный твердый знак?
Методика ВОЗ
Для формирования орфографической зоркости использую методику ВОЗ, которую использую на различных этапах урока. Виды карточек ВОЗ.
Карточка № 1
1задание
Раскрывая скобки, выпишите слова с раздельным написанием не с глаголами
(Не)проиграл, (не)любит,(не)играет, (не)здоровиться,(не)рисует,(не)долюбливает,(не)доумевает,(не)сможет,(не)годуешь.
2 задание.
Раскрывая скобки, выпишите слова со слитным написанием не с глаголами
(Не)учился, (не)любит,(не)хочет, (не)годовать,(не)пишет,(не)долюбливает,(не)доумевает,(не)сможет,(не)годуешь.
Карточка № 2
Задание 1 Тема: Безударная проверяемая гласная в корне слова
1 с…сна
2 тр…па
3 з…рно
4 гн…здо
5 р…ка Волга
6 зв…зда
7 ст…лбы
Задание 2 Тема Безударная проверяемая гласная в корне слова (орф. №1).
1 н…чной
2 т…желый
3 в…реный
4 д…ждливый
5 м…хнуть
6 оч…рованье
7 пл…сун
Карточка № 3 Тема: Безударная непроверяемая гласная в корне слова
Задание1
1 .м…рковь
2 .м…нута
3 .р…совать
4. п…мидоры
5. м…лина
6 .к…лендарь
7. к…пуста
Задание 2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова
1. к…мандир
2. …ктябрь-месяц
3. с…нтябрь
4.вел…сипед
5.г…мнаст
6. м…ршрут
7. к…чевник
Карточка № 4 Разделительный Ь или Ъ знак
Задание 1.
1 под…езд
2 с…емка
3 сем…я
4 п…еса
5 об…явление
6 сер…езный
7 Тат…яна
Задание 2. Разделительный Ь или Ъ знак
1 вороб…и
2 с…едобный
3 лист…я
4 с…ехал
5 с…ежиться
6 руж…е
7в…юга
Литература:
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991г.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Просвещение, 1993г.
- Лиймктс Х.И. Групповая работа на уроке. — Знание, 1975.
- Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения./ Под редакцией Т.И. Шамовой . — 1993.
- Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина // Частная школа. — 1995. - № 6.
- Коллективная научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.В. Первина — М.: Педагогика, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА
Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...
Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка
"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая работа после прохождения курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...
Употребление предлогов в составе словосочетаний.Урок русского языка в 10 классе
Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов технологии Ю.А.Поташкиной и методики Т.Я.Фроловой...
Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"
Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...
Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.
Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом по различным толковым словарям....
Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?
Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....
"Тропы - " занятие в технологии "работа в парах сменного состава"
Занятие в технологии работы в парах сменного состава предполагает повторение/закрепление темы "Лексические средства художественной выразительности "Тропы". Предназначено для подготовки ...