Анализ работы школьного методического объединения
статья

Халчевская Виктория Николаевна

Анализ работы ШМО учителей естественно-математического цикла, задачи на следующий учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_shmo_2018-2019.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы ШМО

естественно-математического цикла

за 2018-2019 учебный год

        В 2018-2019 учебном году в состав ШМО естественно-математического цикла входило 8 учителей:

ФИО учителя

Преподаваемый предмет

Квалификационная категория

Самойлова И.А.

Технология, информатика

Высшая

Халчевская В.Н.

Математика 6-11 класс

Высшая

Халчевский В.П.

ОБЖ, физическая культура

Первая

Грибова Н.П.

Химия, биология

Высшая

Кушнарева О.В.

Технология, черчение

Высшая

Рудых А.Я.

Физика, астрономия

Без категории

Соколова О.Ф.

Математика 5 класс

Соответствие занимаемой должности

Емельянова А.С.

Биология

Соответствие занимаемой должности

        Все учителя имеют высшее образование. Средний возраст учителей ШМО – 49 лет, средний педагогический стаж – 20,5 лет.

         В 2018-2019 учебном году учителя ШМО продолжили работу над проблемой «Моделирование творческой образовательной среды на основе использования современных образовательных и информационных технологий в условиях введения ФГОС в основной школе», которая следует из общешкольной методической темы «Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса для развития индивидуальности, самоопределения личности взрослеющего человека в инновационном образовательном пространстве сельской школы». Каждым учителем была выделена своя проблема, имеющая непосредственное отношение к преподаваемому предмету и направленная на решение общей проблемы ШМО естественно-математического цикла, и как результат – методической темы педагогического коллектива школы в целом. Таким образом, целью работы учителей МО в этом учебном году было моделирование творческой образовательной среды путём непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства учителей, роста профессиональной компетентности, построения единого информационного пространства на основе использования современных образовательных и информационных технологий в условиях введения ФГОС в основной школе.

В начале учебного года на заседании ШМО был утверждён план работы. Работа была традиционно запланирована по трём основным направлениям:

  • обновление содержания образования и обучения;
  • отслеживание образовательного стандарта знаний;
  • развитие педагогического опыта и мастерства.

Анализ работы по направлениям

  1. Обновление содержания образования и обучения осуществлялось в ходе изучения нормативно-правовых документов, современных методических рекомендаций по внедрению передовых технологий в учебный процесс и организации внеурочной деятельности. Данная работа осуществлялась как на заседаниях ШМО, так и в ходе самообразования учителей (изучение методической литературы, материалов педагогических  и образовательных интернет-сайтов, посещение районных семинаров, в ходе прохождения курсов повышения квалификации). На заседаниях ШМО были рассмотрены следующие доклады:
  • «Современные подходы к проведению методической и предметной недели ШМО естественно-математического цикла» (Самойлова И.А.);
  • «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала обучающихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности предметов естественно-математического цикла в условиях реализации ФГОС ООО» (Халчевская В.Н.);
  • «Проектирование информационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС  и концепции развития естественно-математического образования»  (Самойлова И.А., Кушнарева О.В., Халчевский В.П., Халчевская В.Н., Рудых А.Я., Соколова О.Ф., Грибова Н.П., Емельянова А.С.  – члены ШМО в ходе семинара);
  • «Изучение единых требований к ведению тетрадей для контрольных работ» (Халчевская В.Н., Самойлова И.А., Кушнарева О.В., Рудых А.Я., Грибова Н.П.).

В течение всего учебного года учителя вели работу по анализу и выбору учебных программ, учебников, коррекции и составлению рабочих программ, проводили анализ УМК с точки зрения эффективности образовательного процесса и качества подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по предметам естественно-математического цикла. В ходе заседаний ШМО анализировали результаты различных видов аттестации обучающихся, а также результаты своей работы по итогам прохождения теоретической и практической частей программы, делились опытом внедрения  формы и методы обучения с учётом использования современных педагогических технологий. Рабочее место каждого учителя оснащено всем необходимым (компьютер, проектор, возможность выхода в Интернет, интерактивные доски в кабинетах физики и информатики, возможность использования мобильного компьютерного класса), поэтому все члены ШМО активно использовали медиа-ресурсы в своей работе.

 

  1. Отслеживание образовательного стандарта знаний осуществлялось в ходе изучения стандартов образования по предметам естественно-математического цикла. На основе этих стандартов учителя проводили различные виды аттестации: входная, промежуточная, потемная, диагностическая (репетиционная), итоговая. Результаты этих работ были проанализированы на заседаниях МО, рассматривались пути ликвидации пробелов в знаниях обучающихся. Экзамен по математике обучающиеся 9 класса сдавали в форме ОГЭ, чему предшествовало проведение репетиционного тестирования. В результате проведённой работы по итогам учебного года все обучающиеся школы имеют положительные годовые отметки по предметам естественно-математического цикла. Все выпускники 9 класса успешно сдали экзамен по математике в форме ОГЭ (средний балл по алгебре – 3,92 , по геометрии – 3,85 , по математике – 3,96). Выпускники 11 класса также успешно справились с экзаменом по математике в формате ЕГЭ (средний балл на базовом уровне – 5, средний балл на профильном уровне – 50,5).

В этом учебном году ребята 5-11классов приняли участие в школьном, районном и областном этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике, биологии, химии, физике и технологии. Следует отметить наличие двух победителей на районном и одного победителя на областном этапах ВсОШ по технологии (учитель Самойлова И.А.). Традиционно по всем предметам естественно-математического цикла обучающиеся принимали участие в заочных и дистанционных олимпиадах, играх, конкурсах и соревнованиях всероссийского и международного уровней, что способствовало созданию среды для самореализации и развития креативных (творческих) способностей каждого обучающегося.

  1. Развитие педагогического опыта и мастерства осуществлялось в ходе изучения методической литературы, обмена опытом в педагогических Интернет-сообществах, посещения очных и дистанционных семинаров различного уровня, проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предметам естественно-математического цикла. Все учителя делились опытом, выступая на заседаниях и семинарах МО, а также общешкольных педсоветах.

Преобладающей формой методической работы являлись семинары, предметные недели. Во время семинаров освещались теоретические вопросы (доклады, выступления, обзор новинок методик преподавания, изучение нормативных документов, информация учителей-участников семинаров при РМК, слушателей курсов ИПК), а также практическая часть (открытые уроки, внеклассные мероприятия, олимпиады и конкурсы, разработка тестовых заданий различного вида контроля и др.).

С 26 по 30 ноября 2018 года в соответствии с планом методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся была проведена предметная неделя методического объединения естественно-математического цикла. В ходе предметной недели были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых учителя представили свою работу по проблеме: «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала обучающихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности предметов естественно-математического цикла в условиях реализации ФГОС ООО». Девизом предметной недели стали слова «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».

Круг задач, которые позволяет решить проведение предметной недели, довольно широк, а именно:

1.Воспитание познавательного интереса.

Мотивация учебной деятельности обучающихся может включать в себя разные аспекты:

  • желание получить высокую отметку;
  • одобрение родителей, преподавателей, сверстников и т.д.;
  • формирование у обучающегося устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания;
  • закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия.

2. Переориентация восприятия учебных дисциплин.

В ходе предметной недели у обучающихся появляется возможность увидеть учебный предмет не как набор правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся, имеющее применение в реальной жизни. В свою очередь это также способствует гуманизации образовательной деятельности учителя на уроках в условиях реализации ФГОС.

  1. Информационное использование учебных знаний, навыков, умений.

Одной из причин «прохладного» отношения школьников к учебе является кажущаяся не востребованность полученных ими знаний в реальной жизни. В ходе предметной недели у ребят появляется возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, что в свою очередь способствует формированию нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому и востребованному не только на уроке, но и в жизни.

  1. Формирование целостного взгляда на мир и человека с помощью объединения и взаимодействия различных учебных дисциплин.

Проведение предметной недели способствует интеграции учебных предметов, что способствует формированию целостной картины миры у подрастающего поколения.

5. Расширение кругозора.

6. Неформальное общение преподавателей и обучающихся.

        В ходе предметной недели традиционно осуществлялся мониторинг деятельности учителя:

  1. проведение открытых уроков, их анализ и самоанализ;
  2. проведение внеклассных мероприятий;
  3. собеседование с учителями по выполнению учебных программ, возникающих затруднений;
  4. консультации по планированию учебной деятельности, методикам проведения учебных занятий и занятий внеурочной деятельности.

Традиционно на высоком уровне прошел месячник военно-патриотической работы, общешкольный День здоровья. В школе проводились тренировочные эвакуации на случай ЧС, уроки безопасности, юноши 10 класса приняли участие в военно-полевых сборах.

Практически все учителя активно в своей работе используют медиа-ресурсы, посещают Интернет-сайты, имеют собственные странички, на которых размещают свои методические разработки, общаются с коллегами из других школ, обмениваются опытом.

Таким образом, подводя итог учебного года, можно считать проблему ШМО частично реализованной. В следующем учебном году необходимо продолжить работу над проблемой: «Моделирование творческой образовательной среды на основе использования современных образовательных и информационных технологий в условиях введения ФГОС в основной школе».

Задачи на 2019 – 2020 учебный год

  1. Продолжить работу по совершенствованию качества преподавания предметов естественно-математического цикла путем внедрения современных образовательных и информационных технологий.
  2. Продолжить работу по повышению профессиональной компетентности учителей ШМО путем посещения уроков коллег, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, а также дистанционных курсов.
  3. Продолжить работу по установлению соответствия содержания образования его целям и познавательным возможностям всех обучающихся через повышение уровня доступности содержания образования, создание дополнительных условий для расширения и углубления компетенций обучающихся по предмету, повышение уровня образования во внешкольной и послешкольной деятельности обучающихся.
  4. Проводить работу по формированию ключевых компетенций у школьников в условиях подготовки к реализации и введения ФГОС ООО (9 класс).
  5. Вести работу по созданию банка оценочных материалов метапредметных и личностных результатов в условиях реализации ФГОС.
  6. При организации образовательной деятельности ориентироваться на личностный подход содержания образования с приоритетом сохранения здоровья обучающихся.
  7. Гуманизация образовательной системы учителя в контексте новых ценностей, отношений и технологий контрольно-оценочной деятельности в логике ФГОС.
  8. Мониторинг результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в части предметов естественно-математического направления с целью определения эффективных механизмов повышения качества естественно-математического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы школьного методического объединения учителей филологии

В данном материале я привожу анализ работы школьного методического объединения учителей филологии за год....

План и анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла

Предложен один из многих вариантов оформления анализа работы ШМО и планирования работы. Краткий план подготовки к ЕГЭ....

Анализ работы школьного методического объединения классных руководителей за 2012-2013 учебный год.

Анализ работы ШМО классных руководителей МБОУ Поздеевской ООШ....

Анализ работы школьного методического объединения учителей иностранного языка за 2013 – 2014 учебный год

Анализ работы школьного методического объединения учителей иностранного языка за 2013 – 2014 учебный год...

Анализ работы школьного методического объединения "МИФ"

Аниз работы школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики "МИФ" за 2013-2014 учебный год....