ПЕНОЛЕНД (описание)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Внедрение в практику работы педагога, работающего с детьми с ОВЗ нетрадиционных, продуктивных приемов, позволяющих повышать уровнь коррекционного воздействия.
ПРОЕКТ «ПЕНОЛЕНД»
(Мотивационные игры с пеной для детей с ограниченными возможностями здоровья)
МОУ «Раменская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Директор, учитель Белозерова Л.В.,
Руководитель службы сопровождения,
психолог, логопед Семенова Е.Н.,
Дефектолог Бубнова О.В.,
Учитель Чуднова О.В.,
Тьютор Тарасенко О.Н.
В процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ мы совершенствуем полученные практические знания для улучшения коррекционного процесса. В современных условиях мы учим ребенка создавать, творить и развиваем индивидуальные возможности каждого. В этом нам всегда помогает наш педагогический опыт, в котором мы находим что-то новое и неизведанное.
Арт - терапия, арт- педагогика это одно из направлений с помощью которого мы внедряем в образовательный процесс новые, интересные, лучшие практики. На протяжении долгого времени успешно реализует себя в педагогике, медицине и психологии являясь наиболее легкой, эффективной и с каждым годом наиболее часто используется в работе с детьми с ОВЗ.
В настоящее время в Арт - терапии существуют разные направления цели, которых развитие, коррекция, воспитание, социализация т.е. развитие личности в целом. Все это напрямую связано с психическим, физиологическим, умственным, социальным здоровьем личности.
Мы предлагаем Вам проект «Пеноленд» который помогает внедрить в практику Арт-терапевтическую технологию, через нетрадиционный материал пену. Актуальность выбранной нами темы обусловлена необходимостью поиска новых нетрадиционных форм работы с детьми с ОВЗ. Внедрение в педагогическую практику продуктивных приемов, позволяющих повышать мотивационный уровень коррекционного воздействия на занятии.
Основная цель нашего проекта с помощью нетрадиционных игровых действий направлять ребенка на продуктивную работу. Способствовать развитию познавательных процессов, коммуникативности и мотивировать ребенка на успех.
Мы поставили ряд задач, которые выполняются в ходе реализации проекта:
- Повышать уровень мотивации к коррекционному процессу.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) и мелкую моторику.
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.
- Развивать зрительно-пространственные ориентации.
- Совершенствовать предметно- игровую деятельность
- Стабилизировать эмоциональное состояние.
- Активизировать речевой центр.
Инновационность игр «Пеноленд» состоит в использовании технологии Арт – терапии, через применение нетрадиционных материалов (пены для бритья) на коррекционно развивающих занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями в Раменской школе - интернате Московской области.
В рамках реализации проекта мы опираемся на основные функции и принципы в Арт- педагогике и Арт-терапиии.
Основные функции при работе с пеной на занятиях:
- Координирующая.
- Развивающая.
- Познавательная.
- Адаптационная.
- Коммуникативная.
- Стимулирующая.
- Психотерапевтическая.
Основные принципы используемые в работе с пеной:
- Творческий.
- Дифференцированный.
- Гуманистический.
- Совместно-разделенных действий.
При работе с пеной нами используются следующие методы и приемы:
- Наглядный.
- Игровой.
- Словесный.
- Практический.
- Эрготерапевтический.
Все действия работы с пеной делятся на 4 типа:
- Манипуляция с пеной.
- Организация сюжетов.
- Рисование.
- Релаксация.
Виды мотивационных игр с пеной применяемые на практике:
- Адаптационные -помогающие адаптироваться к новым условиям(«Прятки»(Ладошки), «Отпечатки», «Тучка с дождем», «Разноцветное мороженное», «Дом для друзей» «Дорожки», «Найди игрушку»).
- Обучающие - направленные на развитие активности, кинестетической чуствительности и мелкой моторики («Считаем вместе», «Пишем. Читаем», ребенок говорит о своих действиях во время игры, пополняет словарный запас и развивает речь в целом. А также «Угадай какая цифра?», «Угадай какая буква?», «Угадай сколько шариков?», «Угадай по описанию», «Пенный мешочек», «Ищи по инструкции» и др.).
- Познавательные -помогают детям увидеть многогранность нашего мира. («Игры -Путешествие, «Я считаю», «Что я нашел?», «Сколько было?», «Весна», «Зима», «Лето» «Осень», «У ежика в гостях» и др.).
- Логопедические - игры для развития диафрагмального дыхания помогают восполнить имеющиеся дефекты (Игры «Пенный ветер», «Пенная буря», «Что под пенной», «Ямки», «Дорога к другу», «Замети следы» и др.).
В логопедических играх также развивается фонематический слух и восприятие. В играх («Два города», «Кто в городе живет?», «Цветы на клумбе») совершенствуется звукобуквенный анализ, слоговая структура.
Применение кинезиологических упражнений, артикуляционных упражнений, также может быть применено в пене.
Графомоторные - направленны на развитие координации движения графомоторных навыков и восприятие пространства. (Игра « Чудо следы», Кроты в пене», « По камешкам», « Строители», « Страна геометрия»).
Рисование является интересным способом мотивации и реализуется в пене по особому.
Мы проводим занятия-игры в которых участвуют все участники образовательного процесса Например«Разноцветные колечки», «Бабочки», «Цветы», «Летний ковер», «Воздушная мозайка», «Фокус») «Дорисуй», «Нарисуй на пене» и тд.
- Тематические (к праздникам)– (Игры« Автогонки», «Узоры на пене», « Елочка ,колкая иголочка».
- Творческие- развивающие воображение эмоциональную отзывчивость, создание картин из пены (Игры «Веселые превращения», «Зимняя сказка»).
Общие рекомендации по введении игр.
- Проводить индивидуально или подгруппой.
- Использовать средство защиты ( фартук, нарукавники, скатерть).
- Перед занятием знакомство с пеной для мотивации.
- Необходимо сопровождение педагога (тьютера), или воспитателя.
Оборудование необходимое для проведения игр в пене.
- Пена для бритья.
-Персонаж –посредник(«Фея –пены»)
- Фартук.
- Нарукавники.
- Поддон, шпатель, стакан непроливайка, салфетки, кисти, краски (гепоаллергенные), клеёнка, бумажные салфетки.
- Набор игрушек по теме.
-Буммага(А4,ватман)
Условие эффективной работы с пеной.
- Согласие желание ребенка.
- Соблюдение правил .
- Отсутствие аллергии на пену, кожные заболевания, порезы на руках.
В ходе реализации проекта «Пеноленд» кроме минут восхищения, дети стабилизируют свое эмоционального состояния которое способствует развитию познавательной активности. Но главное – ребенок учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации и дальнейшей социализации в обществе.
Литература.
Дополнительный материал:
«Игра знакомство с пеной»
Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.
Оборудование: ёмкость для пены, пена.
Ход проведения:
- Прикасаться ладошкой и убирать руку , набирает пену в ладошку и сжимает руку в кулак.
- Растягивать или пропускать пену между пальчиков
Месит.
- Перекладывать в формочки совочком
чтоб найти «маленькие сокровища»
Учитель выдавливает пену в ёмкость, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Учитель предлагает из пышной белой массы совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
«Рисуем пеной по зеркалу»
Цель: развивать творческое мышление.
Оборудование: ёмкость для воды, пена, кисточки или губка, зеркало.
Ход проведения:
Учитель предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти пальчики детей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки у кого что получилось.
«Разложи пену по формочкам»
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства. воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, разные ёмкости, краски, кисточки,
Ход проведения:
Учитель выдавливает пену в емкость, расставляет на столе стаканчики, кружки и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/13/picture-273877-1373740374.jpg)
Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".
Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/13/picture-273877-1373740374.jpg)
Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".
Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-399031-1392831397.jpg)
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
ПЕНОЛЕНД паспорт проекта
Паспорт мероприятия ПЕНОЛЕНД...
ПЕНОЛЕНД (презентация)
Презентация проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-412233-1607110991.jpg)
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...