Выступление на семинаре «Причины, динамика, многообразие конфликтов, как извлечь пользу из конфликта»
материал
Выступление на семинаре «Причины, динамика, многообразие конфликтов, как извлечь пользу из конфликта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.ppt | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями . Основу конфликтных ситуаций в группе или между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. Конфликт
Структура конфликта В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации , связанный со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников , обусловленные их взглядами и убеждениями. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками . И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Педагогу важно помнить! Пока существуют элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Педагогический конфликт - "плюсы" и "минусы" К числу позитивных последствий конфликтов относят, например: 1) разрядку напряженности между конфликтующими сторонами; 2) получение новой информации об оппоненте; 3) сплочение коллектива в борьбе с внешним врагом; 4) стимулирование к изменениям и развитию; 5) снятие синдрома покорности у подчиненных; 6) диагностику возможностей оппонентов.
Однако… какой ценой достаются эти "постконфликтные блага", стоят ли затраченных сил эти "разрядки", "сплочения" и "диагностики"? Любые конфликты травмируют и могут иметь драматичные последствия. Известно, что в ходе конфликта происходит снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата, возникает представление о "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", о побежденных и победителях, как о врагах. После завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества, сложно восстанавливаются доверительные отношения, взаимное уважение. Педагогу и ребенку все это нужно, как говорится, здесь и теперь, на этом уроке, а "шлейф конфликта" тянется довольно долго или не исчезает вовсе.
Учимся предупреждать и разрешать конфликты! Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника , либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики.
Как лучше понять своего собеседника? Метод интроспекции Метод заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность метода интроспекции довольно высока, но не безгранична. Возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли свое субъективное видение на другого человека и как бы заменили его психику, своей, не оставив себе возможности отказаться от принятой схемы, то вы можете построить неправильный образ человека, и между вами возникнет непонимание. Совет: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте свои схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с вашим представлением о нем. Изменяйте ваше представление в случае несоответствия.
Как лучше понять своего собеседника? Метод эмпатии Метод основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если вы человек эмоциональный, склонный к интуитивному мышлению, то данный метод будет для вас полезным. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему интуитивному ощущению и способны вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующее рассуждение «от головы» — ошибочным.
Как лучше понять своего собеседника? Метод логического анализа Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится его собеседник.
Методика «Равновесие» Не всегда в жизни и на работе следует идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых вы должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться принятия своей точки зрения, словом, одержать неоспоримую победу! Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы не закончился конфликтом и в то же время победа была за вами? Ведь по сути дела, конфликт — это поражение, а ваша задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и непременно добиться согласия с вашей позицией.
«Равновесие» психотехническая сторона такого разговора Ваша беседа должна быть «хождением по канату» и удерживанием равновесия на нем. Наклон в одну сторону — конфликт, крен в другую — мирное, но неконструктивное решение проблемы. Смело и уверенно ведите разговор — «идите по канату!» Уступая своему собеседнику в деталях, не уступайте ему в главном. Проявляйте дипломатичность в тех моментах беседы, которые касаются ваших взаимоотношений с ним, но будьте «тверды, как скала», в том, что затрагивает главный предмет разговора. Узнайте аргументы, пожелания, имеющиеся у вашего партнера по общению, и только после этого раскрывайте «чемодан» с собственными предложениями.
«Равновесие» главное в методике Каждый раз вы будете оказываться в различных конкретных ситуациях, и учесть все возникающие условия просто невозможно. Для успеха в деятельности неважно точно и в деталях знать, что делать. Важно правильно подобрать внутреннее состояние и овладеть им, а затем уже фразы, действия и форма поведения будут реализованы вами «по ситуации». Важно выбрать правильный образ, который будет эффективно регулировать вашу деятельность и прочно удерживать этот образ в своем сознании. В данном случае образ «хождения по канату» и фиксация равновесия всегда поможет вам отстоять собственную точку зрения в сложной проблемной ситуации.
Методика « Контексты» Наше общение осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия. Причем информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова. Поэтому если вы как учитель говорите своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передаете им эмоционально отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то ребята не услышат ваших слов, но сразу же почувствуют ваше отношение к ним. Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между учителем и учениками. Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны в откровенной манере, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки.
Методика « Контексты» Следовательно, ваше словесное поведение может реализовываться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но ваш несловесный «язык» должен строиться только на эмоционально теплой ноте: открытости и принятии . Станьте перед зеркалом. Проиграйте сценку, в которой вы хвалите ученика. Скажите несколько Фраз. Посмотрите на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса. А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.
«Переключись на собеседника» 1-й шаг . Укрепите в себе положительное отношение к человеку, которого вы хотите понять. Это делается для того, чтобы раздражение, неприязнь и неприятие, которые вы можете испытывать к нему, не исказили вашего понимания. 2-й шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в которой оказался интересующий вас человек. 3-й шаг. Ответьте на вопросы. Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает? 4-й шаг. Какие желания и потребности человек пытается удовлетворить посредством своих действий? 5-й шаг. Каким образом следует построить общение или взаимодействие с тем человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего можно было бы отказаться? От чего могли бы отказаться вы сами?
Как справиться с собой в конфликте или приемы управления собой Прием рационализации Постарайтесь проанализировать ситуацию, которая вызывает у Вас эмоциональное напряжение, волнение или беспокойство. Задайте себе вопросы: - Что меня раздражает? - В чем причина моего раздражения? - Почему я так реагирую на это? - Как я себя веду при этом? - Не случалось ли со мной нечто подобное прежде? - Почему другие ведут себя иначе?
Как справиться с собой в конфликте или приемы управления собой Прием катарсиса Катарсис – предполагает освобождение от негативной энергии путем направления ее на эрзац-объекты (куклы-противники, создание виртуальной реальности с помощью компьютера). Метод работает, если после парочки разбитых тарелок человек не чувствует напряжения. Более быстрыми способами освобождения от отрицательных эмоций может стать: истерика наедине с собой так, чтобы никто не видел и не слышал. Исходя из сказанного понятно, что негативные эмоции «выплеснуть» можно, достаточно поколотить подушку или разорвать журнал. Помните, что бесконтрольный выход энергии конфликта вовне также опасен, как и ее искусственное сдерживание. Управлять собственной конфликтностью можно, придерживаясь трех правил: 1) использовать конфликтность только в тех случаях, когда другие способы не действуют; 2) уметь направлять активность в другое русло, знать время и место для ее проявления и дозировать эмоции; 3) извлекать из конфликтной ситуации пользу для себя и окружающих.
ПЕРЕГОВОРЫ как выход из конфликта Чтобы переговоры прошли конструктивно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: - к людям следует проявлять мягкость, а к решению проблемы жесткость. Поэтому отделите людей от проблемы; – достигать своих целей легче, опираясь на аргументы. При этом избегайте упрямства, так как в переговорном процессе приказов не отдают. Поэтому ищите то, что объединяет, а не разъединяет людей : спрашивайте «почему?» и «почему нет»; – следует достойно представлять свои интересы, то есть вносить свои предложения в решение обсуждаемой на переговорах проблемы; – стремиться к заключению таких соглашений, которые устраивали бы всех участников переговоров. Поэтому предлагайте варианты; – субъективными составляющими конструктивного решения проблемы являются компетентность, сознательность, реалистичный подход к делу, заинтересованность в разрешении противоречий, сила воображения и дар комбинирования. Будьте гибкими .
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» Дейл Карнеги Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «…не бранитесь и не раздражайтесь».
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Правило 2. «Задержка реакции». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Правило 3. «Перевод реакции». Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя.
Грамотное поведение в конфликте ПАМЯТКА 1) помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом; 2) используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); 3) пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные; 4) постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера); 5) не обвиняйте и не приписывайте ответственность за ситуацию другим людям; 6) ориентируйтесь на достоинства человека и сами старайтесь оправдывать его ожидания; 7) не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы; 8) предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать»; 9) независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Общение без конфликтов"
Тема: ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ(слайд 2) Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание ...
Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Педагогический конфликт и способы его упреждения"
Слайд 1,2Тема: «Педагогический конфликт и способы его упреждения»Разгневан – потерпи, немного охладев,Рассудку уступи, смени на милость гнев.Разбить любой рубин недолго и несложно,Но...
Семинар для педагогов и классных руководителей "Профилактика и разрешение конфликтов с детьми и подростками"
Правильно реагируя на конфликтное поведение ребенка учитель берёт ситуацию под контроль, сохраняет отношения с детьми и восстанавливает порядок!...
Семинар – практикум для классных руководителей « Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »
Семинар – практикум для классных руководителей« Пути и методы решения конфликтов между педагогами и учениками »...