Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Педагогический конфликт и способы его упреждения"
материал
Слайд 1,2
Тема: «Педагогический конфликт и способы его упреждения»
Разгневан – потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский
писатель и мыслитель
К большому сожалению, сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать в детях доброжелательное и внимательное отношение к своим ближним и к окружающему нас миру.
Слайд 3 Рассмотрим что же означает слово Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил.
Слайд 4
Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения и развития противоречий между ними.
Работа по предотвращению конфликтов может проводиться по четырем основным направлениям:
Слайд 5
- Создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию предконфликтных ситуаций. Это доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка учащихся, личный пример педагогов и родителей).
Слайд 6
- Оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Т.е. не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».
Слайд 7
3. Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов.
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
Подводя итоги по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы: Слайд 8
- специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.
Очень важно взаимодействовать с психологом.
- межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации и т.д.
- профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Слайд 9
Профилактика конфликтного поведения в школе может быть в виде тренингов, которые социальный педагог проводит с учениками. Разнообразные игры на сплочение коллектива, совместная деятельность как учебная, так и внеучебная.
Без знания причин сложно оценить механизмы развития и завершения конфликтов, и одно из самых главных – проводить профилактику. Профилактика – это ликвидация условий и факторов, способствующих появлению конфликтов, управление причинами, их порождающими.
Учителям приходится корректировать поведение обучающихся через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда может быть свидетелем детской жизни, он может лишь догадываться о мотивах поступка, плохо знает отношения между обучающимися, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение обучающихся. Учитель, оценивая поступки обучающихся, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для обучающегося и недостаточно беспокоятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с обучающимся. Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, преподаватель часто дает оценку не столько поступку, сколько личности обучающегося, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у обучающихся, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы он оправдал его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении.
Учителя часто торопятся принять меры, как-то наказать обучающихся, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт, который затягивается порой надолго.
Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности обучающегося.
Уметь предупреждать конфликты – значит, обладать культурой общения, выражать уважение к личности другого человека, владеть собой, искусно использовать психологические методы воздействия.
Слайд 10
Очень много конфликтов происходит в детских школьных коллективах, между взрослыми и детьми. Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений поведения детей.
1) Борьба за внимание. Способ получения внимания непослушание.
2) Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
3) Желание отомстить.
4) Потеря веры в собственный успех.
Наиболее распространенные причины конфликтов в школьной среде это борьба за лидерство, ущемление достоинства или амбиции одного из обучающихся.
Слайд 11
Бывают случаи когда учитель не может наладить взаимоотношения с обучающимися во время уроков и в бессилии ставит плохие отметки по предмету - нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с преподавателем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест обучающегося против несправедливости наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Обучающемуся трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования преподавателей на занятиях и переменах, поэтому естественно незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, смена настроения, обиды.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение обучающегося несправедливостью со стороны преподавателя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Слайд 12
Еще В.А. Сухомлинский писал о конфликтах в школе так: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Большое влияние на конфликтное поведение обучающихся оказывает личность учителя. Стиль взаимодействия учителя с обучающимися служит примером для ребят, когда они строят взаимоотношениях со сверстниками.
Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обуславливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. К сожалению этим стилем владеет незначительное число учителей. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей как в старшем, так и в младшем школьном возрасте.
Учитель обязан вмешиваться в конфликты обучающихся, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других обучающихся, особенно лидеров, и т.д.
Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции. Традиции – это хранители нашей культуры и их надо всячески поощрять, но при этом следует помнить, что возможно возникновение известного психологического феномена, когда традиции становятся самоцелью и выступают как консервативный фактор. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном.
Педагогика сотрудничества невозможна без способности учителя сопоставлять мнения и оценки обучающихся со своими действиями и намерениями. Для этого учителю необходимо соблюдать следующие правила педагогического общения, в частности:
Слайд 13
1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с обучающимися и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.
2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Слайд 14
3. Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия
4. Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет
6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряженность в общении.
Педагогические конфликты не только не вредны, а даже необходимы в школе. Учителю не надо бояться их, следует научиться видеть и классифицировать их, успешно разрешать, а в некоторых случаях содействовать более быстрому развитию конфликтов, чтобы помогать процессу формирования взаимоотношений детей.
Чтобы решить конфликт нужно знать стратегии поведения в конфликте. В основе существующих стратегий поведения в конфликте лежит стремление каждой из сторон выиграть или найти иной способ сосуществования.
Слайд 15
Существуют пять основных способов поведения – противоборство (соперничество), приспособление (уступчивость), избегание, компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (взаимный учет интересов).
С – соперничества, конкуренция или стремление к доминированию. Все усилия направлены на достижение только собственного выигрыша, не учитывая интересы другого, Это стратегия выиграть/проиграть;
П – приспособление, в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого; подчинение, уступчивость, не учитывающая собственных интересов. Это стратегия проиграть/ выиграть;
И – избегание, уход от конфликта, игнорирование интересов своих и интересов другого человека. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Это стратегия проиграть/проиграть;
С – сотрудничество, интеграция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон; не уступая своего, но, не настаивая на своем. Это стратегия выиграть/выиграть;
К – компромисс, урегулирование разногласий через взаимные уступки и взаимные потери. Это стратегия частично проиграть/проиграть и частично выиграть/выиграть.
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при такой стратегии, как соперничество, лишь один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает; приспособление и компромисс – оба выигрывают, так как идут на вынужденные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Стратегия выиграть/выиграть считается сегодня наиболее эффективной. В нашей стране ею профессионально пользуются политики и некоторые бизнесмены, психологи и др. К ее использованию склонны умные женщины и дети, а иногда даже некоторые подростки, в особенности в отношениях с родителями.
Для учителя предпочтительно сотрудничество, но так же можно использоваться и соперничество, когда необходимо, например, отстоять собственную ценность или жизненно важную позицию. Избегание используется для тех ситуации, когда педагог чувствует свою несостоятельность в решении проблем, например, с администрацией, с родителями и даже с учениками, но необходимо помнить, что оно приносит положительные плоды только как временная отсрочка, временный уход от решения проблемы, чтобы со временем разрешить ее окончательно. Это зачастую единственно верная стратегия, позволяющая, избегнув «лобового столкновения», двигаться к сотрудничеству.
Компромисс и уступчивость в работе с классом иногда просто необходимы, а иногда могут использоваться только как тактический прием. Уступчивость естественна в ситуациях, когда затронутая проблема не столь важна для учителя как руководителя детского коллектива, но в целом это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Иногда уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с классом, но иногда может создать почву для эмоционального конфликта.
В целом хотелось бы подчеркнуть, что владение всеми стратегиями поведения в конфликте и умение осознанно ими пользоваться, важны для каждого человека. По сути, нет хороших или плохих стратегий, а есть целесообразное или нецелесообразное их использование.
Конфликты проявляются по разному, и первое из них – это недовольство и разногласие. Жалобы, бурчание под нос, несдержанность реплик – яркие показатели недовольства. Оно возникает тогда, когда нарушается баланс интереса преподавателя и детей. Оставленное без внимания, оно приводит к разногласиям. Обучающиеся принимают в штыки слова учителя, игнорируют его доводы.
За этим следует противодействие: стороны пускают в ход имеющиеся в их арсенале, с одной стороны, варианты административного давления, а с другой – игнорирование требований учителя. Затем конфликт обостряется и приобретает форму противостояния: каждая из сторон настаивает на своем, не желая уступать друг другу. Подобная ситуация быстро развивается и перерастает в противоборство. При этом ни учитель, ни обучающиеся не стесняются в способах выражения обоюдной неприязни, а это ведет к потере их личных достоинств.
Слайд 16
Важным звеном технологии педагогического разрешения конфликта является анализ ситуации. Общение учителя с классом всегда сопровождается реализацией воспитательных целей. Поэтому, анализируя ситуацию, мы должны прогнозировать, что может дать в воспитательном отношении разрешение конфликта для перспективного развития личности ребенка.
Самым простым и доступным каждому способом разрешения конфликта является нежность. Она прекрасно снимает психическое напряжение, гасит экспрессию, снижает агрессивность. В некоторых ситуациях эффективными оказываются шутка и юмор, которые разряжают обстановку, гасят и устраняют конфликт.
Вывод : Слайд 17
УПРЕЖДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИе КОНФЛИКТЫ ОЧЕНЬ ВАЖНО
(Упреждать – проводить своевременную диагностику и профилактику конфликтов в школьных коллективах
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса.
Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem-r_ped.konflikt_i_sposoby_ego_uprezhdeniya_k_29.03.17.docx | 27.57 КБ |
k_sem-ru_ped-kiy_konflikt_i_sposoby_ego_uprezhd-ya_05.04.17g.ppt | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре-практикуме 05.04.17г. (в помощь классным руководителям)
Слайд 1,2
Тема: «Педагогический конфликт и способы его упреждения»
Разгневан – потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский
писатель и мыслитель
К большому сожалению, сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать в детях доброжелательное и внимательное отношение к своим ближним и к окружающему нас миру.
Слайд 3 Рассмотрим что же означает слово Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил.
Слайд 4
Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения и развития противоречий между ними.
Работа по предотвращению конфликтов может проводиться по четырем основным направлениям:
Слайд 5
- Создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию предконфликтных ситуаций. Это доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка учащихся, личный пример педагогов и родителей).
Слайд 6
- Оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Т.е. не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».
Слайд 7
3. Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов.
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
Подводя итоги по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы: Слайд 8
- специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.
Очень важно взаимодействовать с психологом.
- межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации и т.д.
- профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.
- создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Слайд 9
Профилактика конфликтного поведения в школе может быть в виде тренингов, которые социальный педагог проводит с учениками. Разнообразные игры на сплочение коллектива, совместная деятельность как учебная, так и внеучебная.
Без знания причин сложно оценить механизмы развития и завершения конфликтов, и одно из самых главных – проводить профилактику. Профилактика – это ликвидация условий и факторов, способствующих появлению конфликтов, управление причинами, их порождающими.
Учителям приходится корректировать поведение обучающихся через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда может быть свидетелем детской жизни, он может лишь догадываться о мотивах поступка, плохо знает отношения между обучающимися, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение обучающихся. Учитель, оценивая поступки обучающихся, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для обучающегося и недостаточно беспокоятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с обучающимся. Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, преподаватель часто дает оценку не столько поступку, сколько личности обучающегося, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у обучающихся, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы он оправдал его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении.
Учителя часто торопятся принять меры, как-то наказать обучающихся, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт, который затягивается порой надолго.
Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности обучающегося.
Уметь предупреждать конфликты – значит, обладать культурой общения, выражать уважение к личности другого человека, владеть собой, искусно использовать психологические методы воздействия.
Слайд 10
Очень много конфликтов происходит в детских школьных коллективах, между взрослыми и детьми. Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений поведения детей.
1) Борьба за внимание. Способ получения внимания непослушание.
2) Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
3) Желание отомстить.
4) Потеря веры в собственный успех.
Наиболее распространенные причины конфликтов в школьной среде это борьба за лидерство, ущемление достоинства или амбиции одного из обучающихся.
Слайд 11
Бывают случаи когда учитель не может наладить взаимоотношения с обучающимися во время уроков и в бессилии ставит плохие отметки по предмету - нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с преподавателем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест обучающегося против несправедливости наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Обучающемуся трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования преподавателей на занятиях и переменах, поэтому естественно незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, смена настроения, обиды.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение обучающегося несправедливостью со стороны преподавателя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Слайд 12
Еще В.А. Сухомлинский писал о конфликтах в школе так: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Большое влияние на конфликтное поведение обучающихся оказывает личность учителя. Стиль взаимодействия учителя с обучающимися служит примером для ребят, когда они строят взаимоотношениях со сверстниками.
Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничества» обуславливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. К сожалению этим стилем владеет незначительное число учителей. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей как в старшем, так и в младшем школьном возрасте.
Учитель обязан вмешиваться в конфликты обучающихся, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других обучающихся, особенно лидеров, и т.д.
Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции. Традиции – это хранители нашей культуры и их надо всячески поощрять, но при этом следует помнить, что возможно возникновение известного психологического феномена, когда традиции становятся самоцелью и выступают как консервативный фактор. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном.
Педагогика сотрудничества невозможна без способности учителя сопоставлять мнения и оценки обучающихся со своими действиями и намерениями. Для этого учителю необходимо соблюдать следующие правила педагогического общения, в частности:
Слайд 13
1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с обучающимися и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.
2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Слайд 14
3. Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия
4. Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет
6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряженность в общении.
Педагогические конфликты не только не вредны, а даже необходимы в школе. Учителю не надо бояться их, следует научиться видеть и классифицировать их, успешно разрешать, а в некоторых случаях содействовать более быстрому развитию конфликтов, чтобы помогать процессу формирования взаимоотношений детей.
Чтобы решить конфликт нужно знать стратегии поведения в конфликте. В основе существующих стратегий поведения в конфликте лежит стремление каждой из сторон выиграть или найти иной способ сосуществования.
Слайд 15
Существуют пять основных способов поведения – противоборство (соперничество), приспособление (уступчивость), избегание, компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (взаимный учет интересов).
С – соперничества, конкуренция или стремление к доминированию. Все усилия направлены на достижение только собственного выигрыша, не учитывая интересы другого, Это стратегия выиграть/проиграть;
П – приспособление, в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого; подчинение, уступчивость, не учитывающая собственных интересов. Это стратегия проиграть/ выиграть;
И – избегание, уход от конфликта, игнорирование интересов своих и интересов другого человека. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Это стратегия проиграть/проиграть;
С – сотрудничество, интеграция, направленная на поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон; не уступая своего, но, не настаивая на своем. Это стратегия выиграть/выиграть;
К – компромисс, урегулирование разногласий через взаимные уступки и взаимные потери. Это стратегия частично проиграть/проиграть и частично выиграть/выиграть.
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при такой стратегии, как соперничество, лишь один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает; приспособление и компромисс – оба выигрывают, так как идут на вынужденные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Стратегия выиграть/выиграть считается сегодня наиболее эффективной. В нашей стране ею профессионально пользуются политики и некоторые бизнесмены, психологи и др. К ее использованию склонны умные женщины и дети, а иногда даже некоторые подростки, в особенности в отношениях с родителями.
Для учителя предпочтительно сотрудничество, но так же можно использоваться и соперничество, когда необходимо, например, отстоять собственную ценность или жизненно важную позицию. Избегание используется для тех ситуации, когда педагог чувствует свою несостоятельность в решении проблем, например, с администрацией, с родителями и даже с учениками, но необходимо помнить, что оно приносит положительные плоды только как временная отсрочка, временный уход от решения проблемы, чтобы со временем разрешить ее окончательно. Это зачастую единственно верная стратегия, позволяющая, избегнув «лобового столкновения», двигаться к сотрудничеству.
Компромисс и уступчивость в работе с классом иногда просто необходимы, а иногда могут использоваться только как тактический прием. Уступчивость естественна в ситуациях, когда затронутая проблема не столь важна для учителя как руководителя детского коллектива, но в целом это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Иногда уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с классом, но иногда может создать почву для эмоционального конфликта.
В целом хотелось бы подчеркнуть, что владение всеми стратегиями поведения в конфликте и умение осознанно ими пользоваться, важны для каждого человека. По сути, нет хороших или плохих стратегий, а есть целесообразное или нецелесообразное их использование.
Конфликты проявляются по разному, и первое из них – это недовольство и разногласие. Жалобы, бурчание под нос, несдержанность реплик – яркие показатели недовольства. Оно возникает тогда, когда нарушается баланс интереса преподавателя и детей. Оставленное без внимания, оно приводит к разногласиям. Обучающиеся принимают в штыки слова учителя, игнорируют его доводы.
За этим следует противодействие: стороны пускают в ход имеющиеся в их арсенале, с одной стороны, варианты административного давления, а с другой – игнорирование требований учителя. Затем конфликт обостряется и приобретает форму противостояния: каждая из сторон настаивает на своем, не желая уступать друг другу. Подобная ситуация быстро развивается и перерастает в противоборство. При этом ни учитель, ни обучающиеся не стесняются в способах выражения обоюдной неприязни, а это ведет к потере их личных достоинств.
Слайд 16
Важным звеном технологии педагогического разрешения конфликта является анализ ситуации. Общение учителя с классом всегда сопровождается реализацией воспитательных целей. Поэтому, анализируя ситуацию, мы должны прогнозировать, что может дать в воспитательном отношении разрешение конфликта для перспективного развития личности ребенка.
Самым простым и доступным каждому способом разрешения конфликта является нежность. Она прекрасно снимает психическое напряжение, гасит экспрессию, снижает агрессивность. В некоторых ситуациях эффективными оказываются шутка и юмор, которые разряжают обстановку, гасят и устраняют конфликт.
Вывод : Слайд 17
УПРЕЖДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИе КОНФЛИКТЫ ОЧЕНЬ ВАЖНО
(Упреждать – проводить своевременную диагностику и профилактику конфликтов в школьных коллективах
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса.
Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разгневан – потерпи, немного охладев, Рассудку уступи, смени на милость гнев. Разбить любой рубин недолго и несложно, Но вновь соединить осколки невозможно. Саади, великий персидский писатель и мыслитель.
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Цель профилактики конфликтов Создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения и развития противоречий между
1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию предконфликтных ситуаций. Это доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка учащихся, личный пример педагогов и родителей).
2. Оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Т.е. не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».
3. Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов. 4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией , поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики. Очень важно взаимодействовать с психологом.
Профилактика конфликтного поведения в школе может быть в виде тренингов, которые социальный педагог проводит с учениками. Разнообразные игры на сплочение коллектива, совместная деятельность как учебная, так и внеучебная.
Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей . 1) Борьба за внимание. Способ получения внимания непослушание. 2) Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. 3) Желание отомстить. 4) Потеря веры в собственный успех.
Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок.
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Правила педагогического общения 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с обучающимися и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
3. Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия 4. Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряженность в общении.
Существуют пять основных способов поведения – противоборство (соперничество), приспособление (уступчивость), избегание, компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (взаимный учет интересов).
Важным звеном технологии педагогического разрешения конфликта является анализ ситуации. Самым простым и доступным каждому способом разрешения конфликта является нежность. Она прекрасно снимает психическое напряжение, гасит экспрессию, снижает агрессивность. В некоторых ситуациях эффективными оказываются шутка и юмор, которые разряжают обстановку, гасят и устраняют конфликт.
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность. УПРЕЖДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ОЧЕНЬ ВАЖНО (Упреждать – проводить своевременную диагностику и профилактику конфликтов в школьных коллективах)
Используемые источники http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004452_0.html; http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps14.html; http://polbu.ru/konflictology_hrestomatia/ch10_all.html; http://5ballov.qip.ru/referats/preview/101313?referat-pedagogicheskiy-konflikt-reshenie-konfliktnyih-situatsiy-v-pedagogicheskom-protsesse; http://www.bibliofond.ru/view.aspx; http://www.bestreferat.ru/referat-54384.html; http://www.ucheba.ru/referats/7760.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"
Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...
Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"
Данный семинар напрвлен на то, чтобы познакомить классных руководителей с основными теоретическими понятиями по теории конфликтаи ознакомить со способами упреждения конфликтов. Своев...
Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"
Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...
Выступление на СЕМИНАР - ПРАКТИКУМЕ на тему: «Новые подходы в работе с родителями по развитию культа физкультуры и спорта в семье»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и восп...
Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Общение без конфликтов"
Тема: ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ(слайд 2) Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание ...
Приказ "Об организации и проведении городского семинара-практикума по теме «Педагогические и психологические аспекты успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Представлен приказ городского семинара-практикума по теме «Педагогические и психологические аспекты успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ», расписаны роли каждого учителя, выступле...
Семинар-практикум для классных руководителей «Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»
Семинар-практикум для классных руководителей«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»...