Мобилизация внутренних ресурсов школы через организацию стажировочных площадок для повышения качества и доступности образования.
статья
Аннотация: статья посвящена проблемам инклюзивного образования в практике современной школы. В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе: особое внимание обращается на недостаток специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции вариантов отклоняющегося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажной проблемой является низкий уровень принятия процессов инклюзии всеми участниками образовательного процесса. Предлагается программа «Творческий поиск» методического сопровождения педагогов-участников инклюзивного образовательного процесса, позволяющая педагогам не только узнать о новых методах работы в условиях инклюзии, но и самим поделиться своим опытом. Представленная программа позволит скоординировать деятельность педагогов образовательного учреждения, обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогов – участников инклюзивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lang_nemchenko_statya.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Ланг Светлана Владимировна, учитель начальных классов,
Немченко Оксана Викторовна, учитель технологии
МКОУ Коченевская СОШ №1
имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
Мобилизация внутренних ресурсов школы через организацию стажировочных площадок для повышения качества и доступности образования.
Аннотация: статья посвящена проблемам инклюзивного образования в практике современной школы. В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этапе: особое внимание обращается на недостаток специалистов, владеющих методиками обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции вариантов отклоняющегося развития и нарушений поведения у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажной проблемой является низкий уровень принятия процессов инклюзии всеми участниками образовательного процесса. Предлагается программа «Творческий поиск» методического сопровождения педагогов-участников инклюзивного образовательного процесса, позволяющая педагогам не только узнать о новых методах работы в условиях инклюзии, но и самим поделиться своим опытом. Представленная программа позволит скоординировать деятельность педагогов образовательного учреждения, обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогов – участников инклюзивного обучения.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный подход в образовании, психолого-педагогическое сопровождение, стажировочные площадки.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Новые образовательные результаты требуют новых технологий, нового педагога, владеющего современными технологиями, дающими гарантированный результат. Отсутствие проектных способностей у педагогов, традиционность подходов к образованию детей, не владение технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, сводит на нет. Попытки дать детям качественное образование – все это проблемы, требующие решений за счет эффективных механизмов повышения квалификации педагогов. Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Проблемой является и ограничение доступа детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам. Как следствие - социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией улучшения положения детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшения их качества жизни. В связи, с чем увеличился заказ общества на инклюзивное образование. Инклюзивное образование касается всех участников образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Необходимость обеспечения механизмов ратификации Конвенции о правах инвалидов, соблюдения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», реализации Регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» и Концепции инклюзивного образования в НСО, требует от педагогов готовности к деятельности в новых условиях.
В нашей школе простроена система психолого-педагогического сопровождения педагогов инклюзивного образования с целью повышения их профессиональной компетентности. Данное сопровождение осуществляется в двух направлениях.
- Внешнее (использование внешних ресурсов):
• курсы повышения квалификации (НИПКиПРО, ОЦДК, НГПУ, дистанционное обучение)
• посещение семинаров, конференций. (НИПКиПРО, ОЦДК, НГПУ)
• вебинары
- Внутреннее (использование ресурса школы)
В школе работает служба научно-методической поддержки педагогов специалистами группы ППМС – сопровождения. На базе школы постоянно проходят областные стажировочные площадки, в которых принимают участие учителя школ Коченевского района и школ области.
Разработана и успешно реализована программа стажировочных семинаров «Творческий поиск», позволяющая педагогам не только узнать о новых методах работы в условиях инклюзии, но и самим поделиться своим опытом, сомнениями или предложить тематику следующего семинара.
Стажировочные площадки не столько дают «знания» в информирующем ключе, сколько создают условия для формирования профессиональных компетентностей учителя - повышение квалификации проходит внутри реального образовательного процесса, где педагоги, с одной стороны, наблюдают, как коллеги решают педагогические задачи (а не только рассказывают об этом), а во-вторых, самостоятельно проектируют образовательные ходы (формирующие ключевые компетенции у ребенка).
Данная программа предполагает работу стажировочной площадки для педагогов и руководителей общеобразовательных школ по проблеме организации учебной деятельности обучающихся в условиях модернизации образования. По нашему мнению, предлагаемый комплекс практик ориентированных образовательных услуг позволит решить задачи внедрения накопленного нами педагогического опыта в практику работы педагогов, обеспечит рост их профессионального мастерства, будет способствовать опережающему развитию общеобразовательных учреждений в вопросах целесообразного управления педагогическим коллективом по повышению учебных достижений учащихся.
Цель стажировочной площадки: совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в форме стажировки по проблеме организации учебной деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями к результатам общеобразовательной подготовки.
Деятельность стажировочной площадки осуществляется в форме семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов, индивидуальных консультаций.
Стажировочная площадка позволит:
- сформировать у педагогов и обучающихся представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
Организация стажировочных семинаров в значительной степени сближает педагогов в решении общих профессиональных вопросов.
Для решения стратегических вопросов построения модели инклюзивного образования важно, чтобы механизм стажировочных семинаров, запущенный в образовательной организации работал не только на административный, но и педагогический ресурс. Причем на педагогический в первую очередь.
Ожидаемые результаты: предполагается, что деятельность стажировочных площадок будет способствовать положительной динамике формирования процессов инклюзии в образовательной организации.
Оценка эффективности деятельности стажировочной площадки осуществляется на основе следующих критериев:
- полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в программе семинара;
- удовлетворенность участников стажировочной площадки (на материале круглого стола и отзывов слушателей);
- масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировочных площадок.
Тем самым, с одной стороны происходит повышение квалификации педагогов за счет активации внутренних ресурсов, с другой стороны идет обобщение и анализ собственного профессионального опыта педагогами, что является мощным фактором их профессионального роста и развития.
Эффективность результатов методического сопровождения заключаются в следующих показателях:
- педагоги школы выходят на открытое обсуждение проблем инклюзивного образования на всех уровнях: школьном, районном, всероссийском, с международным участием. Следовательно, можно говорить о принятии инклюзии педагогическим сообществом;
- разработаны и отпечатаны методические рекомендации по созданию условий для реализации инклюзивного образования в начальной школе и основной школе, 2013;
- педагоги школы приняли участие в г. Москве во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» Некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева, доклад опубликован в сборнике «Современные уроки в условиях реализации ФГОС», 2014г.; 2017г.
- посетили встречу на курсах повышения квалификации с М.М. Семаго г. Красноярск, 2014 г.
- педагоги начальной школы представили опыт работы школы на Всероссийской конференции в г. Сочи, 2015г.
- опубликованы тезисы в сборниках материалов международных конференций г. Уфа (с участием в РИНЦ), 2015;
- подготовлены стендовые доклады, для участия в научно-практических конференциях НИПКиПРО, опубликованы статьи, 2015-2018г.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование является принципиально новой системой, где учителя и учащиеся работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Использование командных стратегий в работе современной школы, реализующей инклюзивную практику, рассматривается нами как специальное условие, создаваемое для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также должно стать ключевым методом организации деятельности такой школы.
Список литературы:
- Научно-методический журнал Методическая работа в школе №1, №2. – М.: Современное образование, 2011 г.
- Проект профессионального стандарта. Вестник образования №7, 2007
- Ярмоленко, Г.Г. Методическая работа образовательного учреждения как условие повышения профессионализма педагогов/Г.Г. Ярмоленко [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...
Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...
Поддержка детского и молодежного технического творчества путем создания стажировочных площадок как элементов развития техносферы дополнительного образования детей.
Удостоверение 2013 год, 72 часа....
Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования
Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...
«Онлайн - технологии как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»
Пандемия, в условиях которой наша страна живет почти год, затронула все сферы жизни, в том числе и образование. Онлайн-техноло...
Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории как способ повышения качества образования обучающихся
В рамках «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-мат...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества и доступности образования в условиях реализации ФГОС
Доклад для выступления на пед.совете....