«Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Пашина Альфия Ахатовна
«Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта» мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный мастер-класс

«Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта»

Тема проекта: « Портрет идеального человека»

                                       « Идеал – это путеводная звезда.

                                       Без неё нет твёрдого направления,

                                       а  нет направления – нет жизни»

                                                                                                                   (Л.Толстой)

Цели:

  • Дифференциация (деление)  обучающихся на группы.
  • Развитие творческой самостоятельности, коммуникативности.
  • Способствовать формированию умения налаживать связи, работать в команде, работать на результат.

Учитель изо: Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Тема нашего выступления «Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта». Деление детского коллектива на группы является одним из способов достижения лучшего результата в проектной деятельности. Но мы с вами не раз сталкивались с проблемой, как, же правильно разделить детей на группы. Психологи утверждают, что можно разделить детей на группы по интересам, темпераменту, характеру.

И сегодня мы покажем один из примеров, как правильно разделить детей на группы по характеру с помощью системы под названием «Психогеометрия». Данная система была предложена американским психологом Сьюзен Деллингер. Эта методика анализа личности позволяет определить:

  • к какому типу личности относится человек,
  • какие качества ему присущи,
  • предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации

Учитель технологии: Разминка « Улыбнитесь»

Добрый день, предлагаю настроится на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома посмотрел в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог это сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

- Уважаемые коллеги, посмотрите на фигуры, и выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: «это я». Постарайтесь почувствовать свою форму.

Вам кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаём предпочтение тем или иным формам в зависимости от особенностей своего характера. Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест «Гадание по фигурам». Возьмите смайлика той формы, которая вам близка. А теперь на обороте посмотрите номер и займите место за столом в соответсттвии с вашим номером. И так у нас получились три группы.

Люди «КВАДРАТ» - Стабильность  

Жизненные ценности: стабильность, безопасность, надежность.

Роли: Консерватор. Надёжа и опора. Хранитель традиций. Исполнитель.

«Сильные» качества: организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, рациональность, бережливость, практичность.

«Слабые» качества: негибкость, сухость, нерешительность, упрямство, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость

Внешний вид: опрятный, строгий, сдержанный.

Рабочее место: каждая вещь на своём месте, все «параллельно и перпендикулярно».

Речь: медленная, монотонная, логичная, много опор на авторитеты и на то, «как принято».

Телесные проявления: Позы напряжённы. Походка медленная, тяжеловесная, “солидная”. Жестикуляция “небогатая”, но точная. Мимика практически отсутствует - квадрат скуп на проявления чувств.

Как общаться с квадратом. Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Аргументировать свою позицию, лучше всего фактами и цифрами; очень хорошо использовать таблицы. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял (он немного тугодум), но аккуратные, без панибратства. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений.

Люди «ТРЕУГОЛЬНИК» - Целеустремленность  

Жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, победа, будущее.

Роли: Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой.

«Сильные» качества: рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.

«Слабые» качества: властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»).

Внешний вид: в зависимости от обстоятельств: если нужно для дела, то одет броско и «статусно», если нет, то склонен одеваться удобно.

Рабочее место: все в высшей мере функционально, много оргтехники - если позволяют средства, то дорогой, но при этом надежной и удобной.

Речь: быстрая, ясная, четкая, лаконичная, все только «по делу», зачастую «на повышенных тонах» и с использованием сленга и другой «неформальной» лексики.

Телесные проявления: Свободные «широкие» позы. Быстрая, энергичная походка. Уверенные жесты, зачастую похожие на удары. Мимика выразительная, но небогатая.

Подходящие профессии. Руководители, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа.

Как общаться с треугольником. Говорить только по делу, четко, уверенно, но без «наездов». Договариваться, при этом договора записывать, помнить о том, что все спорные моменты треугольник трактует в свою пользу. Мотивировать выгодой. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность».

Люди «Круг» - Миролюбие 

Жизненные ценности: общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.

Роли: Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.

«Сильные» качества: доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

«Слабые» качества: пассивность, подверженность влияниям, склонность к компромиссам,, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.

Внешний вид: зачастую небрежный, мешковатый, главное, чтобы было комфортно; в одежде преобладают мягкие ткани и фасоны.

Рабочее место: уютный беспорядок, сладкие пирожки вперемешку с деловыми бумагами, много старых вещей, которые «жалко выбросить».

Речь: неспешная, миролюбивая, зачастую непоследовательная или «не по делу», довольно эмоциональная, сплошь и рядом используются комплименты и восторженные оценки.

Телесные проявления: расслабленная поза, улыбка, кивки головой в знак согласия, «поддакивания», мягкая походка, мимика довольно богатая, но в основном - миролюбивая.

Подходящие профессии. «Мягкий» секретарь, менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник.

Как общаться с кругом. Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»).

Люди «ЗИГЗАГ» - Непредсказуемость

Жизненные ценности: творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.

Роли: Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип.

«Сильные» качества: спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.

«Слабые» качества: неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.

Внешний вид: экстравагантный, демонстративный, модный, зачастую неряшливый, склонность к сочетанию «несочетаемого».

Рабочее место: фантастический беспорядок в комплексе с кричаще-декоративным оформлением.

Речь: яркая, быстрая, скачущая, образная, зажигательная, много шуток и острот.

Телесные проявления: часто меняющиеся позы, разнообразные движения, оживлённая жестикуляция, стремительная, иногда разболтанная походка, богатая живая мимика.

Подходящие профессии. Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец.

Как общаться с зигзагом. Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзага практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно не надолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора.

Люди «ПРЯМОУГОЛЬНИК» - Неустойчивость

Жизненные ценности: в зависимости от внешних обстоятельств.

Роли: Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа.

«Сильные» качества: доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.

«Слабые» качества: наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».

Внешний вид: зачастую неадекватный ситуации, но при этом не экстравагантный, как у зигзага, а в большой степени зависимый от того «что нашлось в гардеробе».

Рабочее место: смесь порядка и беспорядка.

Речь: неуверенная, неясная, сбивчивая, с большими паузами, внезапные непонятные колебания громкости, скорости и высоты тона, «эканье» и «мэканье», ответы вопросом на вопрос.

Телесные проявления: странные, зажатые позы, неуклюжие, резкие движения, неуверенные жесты, дерганная или шаркающая походка, бегающий или стеклянный взгляд.

Подходящие профессии. Поскольку прямоугольник – переходная, зачастую «кризисная» фигура, то лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет.

Как общаться с прямоугольником. Понять, в каком амплуа он сейчас выступает. Переключить его в удобное для вас состояние. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием.

Учитель изо: И так у нас получились три группы, таким образом, мы готовы к выполнению проекта.

-А проект, над которым мы будем работать, называется «Портрет идеального человека».

1. Группа - составляет коллаж портрет идеального человека.

2. Группа - составляет коллаж портрет реального человека.

3. Группа Эксперты (работают по картам).

А для остальных участников мастер – класса Стихотворная импровизация

Даются рифмы: урок-звонок, работа-забота. Надо сочинить четверостишие.

Время на работу 5 минут. (Работа в группах.)

 Все готовы. Приступаем к защите проекта. (Защита своего проекта.)

Учитель изо: Идеал есть, но для каждого он свой. Идеален тот человек, с которым нам хорошо, комфортно, которого мы любим, а он любит нас, на недостатки которого мы можем не обращать внимания.

А теперь слово экспертам. (Угощают конфетами).

Учитель технологии:

Рефлексия:  

1. Получилось ли у вас создать портрет идеального человека?

2. И портрет реального человека?

3. Комфортно ли вам работалось в группах?

Заключение: Мы показали вам один из способов деления учащихся на группы при работе над проектом. Нам очень приятно было с Вами работать. Вы молодцы.

А теперь, Улыбнитесь! Мир вокруг это зеркало нашего к нему отношения. Зафиксируйте улыбку на лице на 10 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!

Спасибо!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Чистопольского муниципального района РТ

Разработка авторского интегрированного мастер-класса

«Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта»

                                    Работу выполнили:

                                                             Пашина А.А., учитель технологии

                                                                    вышей квалификационной категории;

                                                                                      Есина О.И., учитель изобразительного искусства

                                                                      высшей квалификационной категории

2015 – 2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося

Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.

Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...

Использование метода проектов в формировании экологического сознания и научного мировоззрения у обучающихся

Статья, раскрывающая основы проектной деятельности в школе. Содержит описание социально ориентированного проекта "Глобальный экологический кризис человеческой цивилизации"....

Использование метода проектов в преподавании технологии для девочек как способ повышения качества образования

Предлагаемая статья является  основой для выступления перед коллегами на методическом объединении и содержит краткое описание метода проектов, который широко используется мною в учебной практике...

Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...