Доклад "Классификация игр в педагогических теориях. Краткая характеристика вариантов социально-ориентированных игр для подростков"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Педагогический энциклопедический словар ь Ф. Фребель будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры) , движений (моторные игры). Ф. Фребель
Классификации игр: П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми игры, придуманные взрослыми. Первые называются творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
Классификации игр: С.Л. Новоселовой В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр: 1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры :
Классификации игр: С.Л. Новоселовой 2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями: игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Классификации игр Н.А. Коротковой Игра - как представление – сюжетные; Игра - как борьба за что-то – игры с правилами. Каждый из этих видов развивается независимо и параллельно.
Ермолаева М.Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души.
1. Физические игры или игры тела : двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и экстатические (от греческого – экстаз, восхищение; современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения или наблюдения за движущимися объектами – мыльными пузырями, струями фонтана, залпами фейерверка, вызывающие у участников восторг и наслаждение). 2. Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные). 3. Социальные игры, игры души (сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные , имитационные, организационно-коммуникативные; комплексные игры – коллективно-творческие дела, досуговая деятельность).
Социально – ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.
Что отличает данную игру от других? Во – первых, вариативность выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре: ведущего или ведомого; идти с командой или отстаивать свой интерес одному; какие испытания пройти. Во - вторых, создаваемые ситуации в игре имитируют реальные социальные проблемы с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем. В – третьих, игра содержит комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект. В – четвертых, игра учитывает любовь детей к романтике и приключениям.
Примерами малой ситуационно-ролевой игры являются «Яхта» (Кострома- 1995), и приведенная ниже игра «Замок Янтаря». Ситуационно – ролевые игры. Ситуационно - ролевая игра это – специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Игры - эпопеи по внутренней организации включают, как правило два вида игровой деятельности: интеллектуально-познавательные и ролевые игры - « Хоббитские игры » , виртуальная военно-экономическая игра (типа компьютерной стратегии) и ситуационно-ролевая игра - « Диалог Культур » . В отличие от других игр, игра-эпопея – это, прежде всего, форма организации жизнедеятельности временных летних объединений в условиях загородного детского центра. Она характеризуется тем, что ролевая имитация становится ядром лагерной смены, подчиняя себе деятельность временных объединений и кратковременных групп, общие массовые праздники. Игра – эпопея, по своему сюжету охватывая целый « исторический период » , связанный с героическими подвигами и значительными событиями в жизни игровой страны, обладает рядом особенностей. Игры – эпопеи
Инновационная (продуктивная) игра Инновационная (продуктивная) игра - совместная деятельность направленная на создание информационного продукта (решению какой-либо актуальной проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм инновационной игры предполагает следующие процедуры: 1. Общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил). 2. Работа по группам. 3. Промежуточный сбор (демонстрация состояния информационного продукта группами, его анализ и оценка, прогнозирование, проектирование дальнейшей совместной деятельности по совершенствованию информационного продукта). 3. Общий сбор-финиш (подведение итогов).
Характерными чертами полидеятельностных игр является: разнообразие видов деятельности, их равнозначность в общей конструкции игры, возможность выбора вида деятельности, и характера участия в ней. наличие различных площадок деятельности (на каждой площадке осуществляется «своя» деятельность), игровая идея (сюжет игры) соединяет разнообразные виды деятельности, наличие системы стимулирования участников: игровые звания, очки, баллы. Яркими примерами полидеятельностных игр могут служить «Солнцеворот», «Забава-94», «Марафон игр» (лагерь «Комсомольский» ВДЦ «Орленок» - 1993 –95 гг.). Полидеятельностные (фестивальные) игры
Игра-путешествие Игра-путешествие имеет и другие названия « маршрутная игра » , « игра на преодоление этапов » , « игра по станциям » , « игра-эстафета » . Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться: для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через « проживание » воспитывающих ситуаций, организации коллективного планирования деятельности коллектива.
Список использованной литературы: Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман . Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос , 2000. Панченко С.И. День за днем из жизни вожатого. В помощь тем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М.: НИИ школьных технологий , 2008. 352с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.
Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-404011-1488731257.jpg)
Краткая характеристика речи детей (старшая группа)
Ста Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей дейс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-331710-1384268362.jpg)
Краткая характеристика компетентностно-ориентированных технологий
В статье приведены примеры компетентностно – ориентированных инновационных образовательных технологий для организации учебной работы с обучающимися, с которыми преподаватели смогут не только ознакомит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-142464-1352903773.jpg)
Проверочная работа №1 Тема: Производственные аварии и катастрофы. Краткая характеристика ЧС техногенного характера и основные причины техногенных аварий.
Цель проверочной работы - закрепление и изученных понятий по теме ЧС техногенногот характера....
Эссе: Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика.
Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-623943-1643752130.jpg)
Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения.
Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения.На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для детей учащихся происходит н...