Выступление на ШМО «Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания»
материал

Добрынина Анна Алексеевна

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_ttollerantnost.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.

  1. Значение  воспитания толерантности в современной школе.

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам Федерико Майора, генерального  директора ЮНЕСКО  “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.              

         О гармоничных отношениях в многонациональном государстве  и говорит председатель правительства  Российской Федерации, Д.А. Медведев: "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу".   Что же такое «толерантность?      “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям”.   Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.    Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа “Я”, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь.  Кто может помочь  подростку преодолеть период интолерантности и  воспитает перечисленные выше качества?

Работая в этом направлении,  необходимо помнить несколько важных моментов:        

  • Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
  • Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
  • Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
  • Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
  • Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
  • Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
  • Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

  • Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
  • Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
  • Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
  • Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
  • Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
  • Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
  • Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
  • Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.      

          Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности.  Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.  В разных языках слово “толерантность” имеет разные значения. Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г. Асмолов проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества.  В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “ толерантность” обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им “отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает способность “терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес ( принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия – наличие у субъекта возможности быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления.

  1. Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.

История и обществознание – это философия жизни, которая  учит жить. На  уроках истории и обществознания необходимо использовать работы и заповеди академика Д. С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”, которые воспитывают толерантное отношение к окружающему миру. Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.  В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет история и обществознание, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали.

    Уроки истории и обществознания призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры.   Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.                                                   Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки истории и обществознания должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь история и обществознание – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения. Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и истории и обществознания, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности. В молодежь надо верить! Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Не менее важно воспитывать с детства толерантность, неравнодушие к чужой беде и умение строить отношения с окружающими людьми. Поскольку в воспитании терпимости, милосердия, доброты нет надёжнее союзника, чем художественная история и обществознание, с каждой страницы которой льётся целительный свет гуманизма. Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. Общаясь со школьниками определённого возраста, учитель всегда остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. Уберечь ребят от излишнего появления «поперечных мыслей», помочь понять, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце» - главная задача учителя. Поэтому расширение границ и многообразие форм современного урока позволяют нам активизировать мыслительную деятельность учащихся, формирует их умение осознавать себя полноправным (а значит, имеющим и права и обязанности) членом общества. Не случайно девиз школы сегодня: «Обучая – развиваем, развивая – воспитываем, воспитывая – формируем личность».Структуру системы развивающего обучения я строю по следующим направлениям: 1) интегрированные уроки; 2) нестандартные уроки; 3) расширение курса школьной программы; 4) изучение литературных произведений в контексте истории и связь их с современностью.

Интересно проходят уроки, в которых присутствуют одновременно элементы следующих дисциплин: история или обществознание и музыка; история или обществознание и живопись; история или обществознание и география, экология, биология.  

         К нестандартным формам уроков я отношу уроки-путешествия, уроки-лекции, кино-уроки, викторины, семинары и другие. В средних классах (5-7ых классах) особый интерес вызывают у ребят уроки-викторины, КВН, также нравятся кроки-конкурсы

Атмосфера таких уроков пробуждает у учащихся чувств сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, что, в свою очередь, ведет к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности. Цель урока истории и обществознания не должна сводиться только к изучению и анализу. Она в том, чтобы подтолкнуть ребенка к пониманию, видению проблемы, направить его работу мысли так, чтобы, прочитав одну, ему хотелось бы взять в руки другую книгу.  

  1. Вывод.

Толерантность – важный компонент жизненной позиции личности. И воспитывать его нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству». Воспитание толерантности – процесс длительный, сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям, ибо является интегрированным качеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания              ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.

Материал региональной научно-практической конференции...