Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему

Вознова Елена Геннадьевна

Материал региональной научно-практической конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно отмечать Международный день толерантности. Это историческое событие произошло, потому что в мире не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Главная причина нетерпимости в мире – различия во внешности, языке, взглядах, ориентации и.т.д.  Проблема воспитания толерантности все более становится актуальным и требует практического решения.  Наша цель - это  воспитание гражданина, готового и способного без протеста воспринимать личность или вещь, уважать свободу другого, проявлять великодушие в отношении других, уметь прощать и сострадать. Задача педагога – постоянно и целенаправленно работать над  формированием таких качеств личности, как уважение, принятие и правильное понимание многообразия мира при сохранении своей индивидуальности.  

Эту работу надо  проводить системно.  Урок за уроком нести  идеи терпимости, гибкости и компромисса,  способности с уважением относиться к ценностям других людей.

В интеллектуальной сфере я стремлюсь формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что обучающиеся осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим обучающимся.

В эмоциональной сфере создаю условия для формирования характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Методы воздействия, на эмоциональную сферу обучающегося предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу обучающегося, является внушение. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда обучающийся пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации преподаватель, или сказали родители?».

   В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование. В результате стимулирования толерантного поведения  формируется устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки обучающихся.  Стимулирование я осуществляю в различных вариациях:  одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда обучающийся изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

   В волевой сфере я стремлюсь формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у обучающихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание).

В сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции я  формирую нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение  навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним  я  отношу метод коррекции поведения, который направлен на то, чтобы создать условия, при которых обучающийся внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Обучающийся часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки.

 В предметно-практической сфере главным я считаю развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности,  умение оценить нравственность поступков, умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. В экзистенциальной сфере я стремлюсь создавать условия для  формирования сознательного отношения к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми.

Продуктивным средством развития экзистенциальной сферы является использование моральных дилемм. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой преподаватель при условии, что каждая дилемма должна: иметь отношение к реальной жизни  обучающегося, быть, по возможности, простой для понимания, быть  незаконченной, включать два или более вопроса, наполненные  нравственным  содержанием, предлагать  на  выбор  обучающимся  варианты ответов,   акцентируя внимание  на  главном вопросе:  «Как должен вести себя центральный герой?» Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Воспитательная деятельность педагога – это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося. Исходным условием развития толерантности у обучающегося я считаю организацию их встреч с иными культурами в специально подготовленной среде, привлекательной и ценной для обучающегося.

Встречи обучающихся с иными культурами я моделирую  в специальных игровых ситуациях, где уже сами обучающиеся берут на себя  роль представителей различных культур и, стараются удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Подобные игровые ситуации  организую в рамках учебных занятий: на уроках обществознания, классных часах. Такие игры позволяют стимулировать познавательную активность обучающихся, расширять полученные ими знания, выполнять функции закрепления пройденного материала по соответствующей теме.

Организация проблемных дискуссий позволяет обучающемуся соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников. Я стремлюсь создать в группе атмосферу взаимопринятия, уважения точек зрения всех участников дискуссий. Подобная атмосфера толерантности создаёт своеобразный образ поведения подростков в ситуации разнообразных взглядов, которого он может придерживаться и за пределами училища. В ходе таких дискуссий обучающийся приобретается опыт учёта иных точек зрения и координация их со своей собственной.

         Организация процесса рефлексии обучающимися своего отношения к представителям иных культур формирую в проблемных дискуссиях с обучающимися, в организуемых  проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах, где позиция обучающегося в отношении представителя иных культур должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет обучающемуся оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений. А это открывает пред ним  возможность заняться самовоспитанием.

          Дополнительным условием формирования толерантности у обучающихся является оказание помощи им в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит обучающемуся научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссное решение, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадёт с мнением сверстника или педагога. Это позволит ему быть активным участником во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии.

Формирование толерантности предполагает развитие активной жизненной  позиции, которая  развивается активными методами.

   Активные методы обучения направлены на активизацию деятельности обучающихся и предполагает активность обучающихся, высокую степень их вовлеченности в учебный процесс, умение самостоятельно вырабатывать решения и наличие обратной связи обучающихся и преподавателей. В методах активного обучения использую имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) т.е. формы проведений занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.

   Игры использую трех основных категорий: оргдеятельностные, деловые, ролевые. Деловая игра - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. В ходе деловой игры использую дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии со сверстниками, обучающиеся отходят от черт эгоцентричного мышления и учатся вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности.

   К неимитационным отношу все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Не все знания даю в готовом виде, в ходе лекции я выдвигаю учебные проблемы, вовлекаю обучающихся в активную деятельность по решению выдвигаемых проблем.

   Еще одним методом активного обучения является социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формирую навыки межличностного взаимодействия, развиваю способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.

   Таким образом, методы активного обучения я использую в образовательном процессе с целью формирования установки на толерантность, состоящую в способности и готовности к равноправному диалогу с другими.

 В каждой теме по  обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: Тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости,  способности реализовать свои личностные позиции, поэтому  у обучающихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.

Тема «Человек как духовное существо» раскрывает духовную жизнь человека, дает  представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.

Тема «Мораль. Религия» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль и религия считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют  формированию моральных принципов.  У нас в группе 1 курса обучаются подростки, исповедующие разные религии: христианство, ислам, буддизм. Используя сходство и различие их вероисповеданий, я обращаю их внимание на вечные ценности: добро, любовь, счастье. «Чтобы поверить в добро, надо начать ее делать», - говорил Л.Н. Толстой.

«Пусть душа найдет кого-нибудь, к кому бы она испытывала почтение, чей пример помогал бы ей очищать самые глубокие тайники. Счастлив тот, кто, присутствуя лишь в мыслях другого, исправит его!  Счастлив и тот,  кто,  может так чтить другого, что даже память о нем  служит образцом для совершенствования. Кто может так чтить другого, тот сам вскоре внушит почтение»- писал Сенека.

Целенаправленный, поступательный путь в обучении и воспитании дает возможность сформировать у обучающихся демократическое, толерантное поведение, понимание индивидуальной неповторимости, взаимовыручку и взаимозависимость как основу совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания              ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Выступление на ШМО «Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания»

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками....