Доклад на тему:"Работа с одаренными детьми"
статья

Никитов Сергей Дмитриевич

Тема: "Работа с одаренными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одаренными детьми20.14 КБ

Предварительный просмотр:

(доклад на заседании РМО)
Преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ СШ № 10 г.Павлово
Тема: «Работа с одаренными детьми»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.  Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
               
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Изменения, которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Приоритет ученика, демократизация образования во многом по-новому заставляют взглянуть на проблему развития и поддержки одаренности школьников. Ведь одаренность – это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. Школьная среда призвана не подавлять этот дар, а помогать ему раскрыться. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Именно поэтому в своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.  Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей; 

 · развитие творческих способностей на уроках;

· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.  Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. 

          В целях поддержки интереса к предмету ОБЖ и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи, ресурсы интернета, учебные материалы, предлагаемые РЭШ (Российская электронная школа). Для проведения практических занятий например,  по медицинской тематике, применяется тренажер-манекен для оказания первой помощи  на месте происшествия, имитаторы ранений и поражений для тренажера – манекена.

         На всех этапах урока ОБЖ я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания, ответы на которые можно дать, вспомнив материалы других предметов, даю дополнительные задания. Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного занятия отличаются разнообразием, широкое распространение получили следующие формы и методы работы:

- групповые;

- самостоятельная познавательная деятельность учащегося;

- дискуссии, диалоги;

- творческие задания.

        Большое внимание я придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по ОБЖ.
Учащиеся с удовольствием участвуют в городских соревнованиях: «Зарница», «Призывник», куда входят конкурсы по стрельбе, сборке и разборке автомата, надевании ОЗК и др.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.  Школьная программа ОБЖ не обеспечивает в достаточной мере формирование профессионально значимых качеств и умений в освоении основ военной службы, а подростки стремятся к лидерству, самовыражению, им необходимо реализовать свою творческую активность.

В связи с этим на базе МАОУ СШ №10 г.Павлово организован патриотический клуб «Звезда». Программа клуба, предназначена  для  воспитания в подростках нравственных, морально-психологических и физических качеств, а также приобретения ими специальных профессиональных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

В программе объединены три вида внеурочной деятельности:  

  1. Туристско - краеведческая (краеведение);
  2. Познавательная (основы медицинских знаний и самосохранения);
  3. Спортивно-оздоровительная (основы военной и специальной подготовки).

Цель:         создание условий, способствующих патриотическому,         физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:

  • воспитать у членов клуба гражданственность, патриотизм и любовь к Родине;

-формировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;

  • воспитать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;  
  • развить физические и духовно-нравственные качества детей и подростков;
  • совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности,

обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. В отличие от других предметных олимпиад, олимпиада по ОБЖ имеет ярко выраженную социальную направленность. Характерная черта олимпиады по ОБЖ - это не только просветительский и воспитательный, но и обучающий характер. Воспитанники учатся собирать и анализировать информацию, самостоятельно исследовать проблемные ситуации, формулировать проблемы, закрепляют навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми  занимаюсь во внеурочное время: ищу олимпиадные задания, решаю их сам, потом совместно с учащимися проверяем. 

Невозможно привить интерес к дисциплине учащимся, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, конкурсы, конференции РМО, общение через интернет в сообществах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...

Доклад. "Технология успеха. Работа с одаренными детьми"

Технология успеха.Работа с одаренными детьми.          Профессионализм, инновации, творчество, успех – основа качественной работы с одаренными детьми в ход...

Доклад на тему: «Работа с одаренными и способными детьми на уроках русского языка и литературы».

Доклад содержит рекомендации при работе с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы....

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, .......

Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.

Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...

Доклад "О системе работы с одаренными детьми"

Потребность общества в многочисленных одарённых личностях очевидна. Они являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоёвывая фундаментальные позиции в культуре, науке, образовани...