Доклад по теме "Работа с одаренными детьми на уроках математики"
статья по теме
Из опыта работы учителя математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokakh_matematiki_erokhina_t.i.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках математики
Выявление одаренных детей, организация системной работы с такими учащимися – одна из главных задач любой современной школы и образовательной практики.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими яркими, очевидными, иногда даже выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, что нам необходимо выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться у детей. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает его интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с такими детьми, тем полнее, шире раскрываются их таланты.
Методы и формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные.
В урочной деятельности развивать математические способности помогают разноуровневые домашние задания, занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках занимательные вопросы, задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности. Применяю на уроках математические софизмы (умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного). Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает ее от повторения в других математических рассуждениях. Разбор таких софизмов, помогает сознательному усвоению материала, развивает наблюдательность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Развивающие задачи – минутки, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также использую упражнения на развитие мышления. Учащимся предлагается ряд, состоящий из 4слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.
Примеры упражнений:
- луч, интервал, отрезок, прямая;
- умножение, квадрат, деление, сложение;
- одночлен, многочлен, модель, множитель;
- функция, уравнение, корень, неизвестная;
Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов.
Большим подспорьем в работе с одаренными детьми является учебный курс «Решение нестандартных задач по математике», на который отводится 1 час в неделю. В 5 классе на таких уроках мы разбирали и решали задачи, развивающие логическое мышление, смекалку, наблюдательность. В 6 классе стали рассматривать задачи геометрического содержания, которые являются хорошей пропедевтикой к изучению геометрии в 7 классе. Уже в 7 классе рассматривали дополнительные главы учебника алгебры и геометрии.
Большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Это кружок «Занимательная математика» для учащихся 5 классов, который я вела три года назад. Ребята с удовольствием посещали занятия кружка. В этом учебном году кружок «За страницами учебника математики» для учащихся 8 классов. Целью кружковой работы является не только овладение учащимися умениями и навыками, но и развитие в них математических способностей, различных качеств ума, вычислительной культуры, элементов творческой деятельности, научного мировоззрения. В работе кружка я использую такие методы, как игровой, групповой, проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы учащихся.
Реализовать свои возможности одаренные дети могут в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Это способствует становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Сознание ребенка находится на стадии становления, и поэтому, необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал его не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Благодаря системной работе одаренные дети становятся более успешными. И естественно такая работа дает свои результаты. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных, межрегиональных предметных олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру».
Результаты такой работы за последние три года представлены в таблице.
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников | II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников | Международный математический конкурс «Кенгуру» (школьный тур) | Межрегиональная заочная олимпиада по математике |
2010-2011 учебный год | |||
| Спиридонов Никита (5Б класс) - призер |
| - |
2011-2012 учебный год | |||
| Спиридонов Никита (6Б класс) - призер |
|
|
2012-2013 учебный год | |||
- | Спиридонов Никита (7Б кл.) - призер |
I место 2) Русяев Иван (6Д класс) - II место 3) Каплина Екатерина (7В класс) - III место |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки для работы с одаренными детьми на уроках математики в 5-6 классах.
Раздаточный материал для работы с одаренными детьми на уроках математики....
Карточки для работы с одаренными детьми на уроках математики 6-7 классах
Раздаточный материал для работы с одаренными детьми на уроках математики...
Работа с одаренными детьми на уроке математики.
Работа с одаренными детьми на уроке математики....
Доклад "Система работы с одаренными детьми на уроках изоискусства".
В докладе говориться о работе с одаренными детьми....
Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»
Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной...
Выступление на заседании РМО учителей математики и информатики по теме: "Особенности работы с одаренными детьми на уроках математики".
Д анная разработка раскрывает систему выявленияодарённых детей, особенности характера и работы с детьми, проявляющими склонность к изучению предмета,...
Доклад "Формы работы с одаренными детьми на уроках обществознания"
Выступление на ШМО...