Формирование здорового образа жизни средствами урочной деятельности.
статья

Копылова Лариса Михайловна

В статье рассказывается об упражнениях для формирования правильной осанки, о пользе прыжков со скакалкой, о привитии любви к физическим упражнениям на уроках физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh_sredstvami_urochnoy_deyatelnosti.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни средствами урочной деятельности.

   «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»                                         Жан Жак Руссо

     Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.  Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни.        Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
  Здоровые дети – это благополучие общества. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
    Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

      Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

     На мой взгляд  среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
    Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
    Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

      Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
    Комплексы упражнений составляю с учетом возраста, они включают доступные упражнения. Упражнения подбираю таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц. Стараюсь разнообразить упражнения. Делаем их и с мячом, и с кеглями, и со скакалками, и с обручами. Часто сами ребята, как правило ,дежурные, проводят разминку и показывают свои упражнения.
  О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Часто даю ребятам задание придумать интересное упражнение или найти в интернете, и они с радостью это делают.

   При каждой возможности  провожу  на уроках прыжки со скакалкой.
Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног,  служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений.
     Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей.

      В 4-х классах практически все научились прыгать на скакалке (искл. Субботин А.,Яненко М., Никитин Н.) В 1-х классах многие дети купили скакалки и учатся дома прыгать.
Прыжки со скакалкой более эффективны даже по сравнению с применением бега в спортивном зале и вызывают интерес учащихся к этому гимнастическому снаряду.

      Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.
     Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека.
      Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.
   Это и многочасовое чтение при плохом освещении, что заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение.
   И главная причина – гиподинамия.
Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.
   На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:

-Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

-Ходьба на носках, руки в различных положениях.

-Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.

-Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.

-Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Упражнения для формирования правильной осанки.

УПРАЖНЕНИЕ. Рыбка

     Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать с ногами.

УПРАЖНЕНИЕ. Велосипед

     Лежа на спине и прижав руки к туловищу поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.

УПРАЖНЕНИЕ. Прямой угол

     Лежа на спине, отвести руки за голову.

     - поднимать ноги поочередно вверх по возможности под прямым углом;

     - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

Выводы
      Главное  для меня, учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека. 
        К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально адаптированного человека.
     На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова: 
«Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.   (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»

Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Доклад-сообщение.

Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демон...