Формирование здорового образа жизни средствами урочной деятельности.
статья
В статье рассказывается об упражнениях для формирования правильной осанки, о пользе прыжков со скакалкой, о привитии любви к физическим упражнениям на уроках физкультуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_sredstvami_urochnoy_deyatelnosti.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни средствами урочной деятельности.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомандациями по их устранению.
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
На мой взгляд среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
Комплексы упражнений составляю с учетом возраста, они включают доступные упражнения. Упражнения подбираю таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц. Стараюсь разнообразить упражнения. Делаем их и с мячом, и с кеглями, и со скакалками, и с обручами. Часто сами ребята, как правило ,дежурные, проводят разминку и показывают свои упражнения.
О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Часто даю ребятам задание придумать интересное упражнение или найти в интернете, и они с радостью это делают.
При каждой возможности провожу на уроках прыжки со скакалкой.
Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений.
Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей.
В 4-х классах практически все научились прыгать на скакалке (искл. Субботин А.,Яненко М., Никитин Н.) В 1-х классах многие дети купили скакалки и учатся дома прыгать.
Прыжки со скакалкой более эффективны даже по сравнению с применением бега в спортивном зале и вызывают интерес учащихся к этому гимнастическому снаряду.
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.
Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.
Это и многочасовое чтение при плохом освещении, что заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение.
И главная причина – гиподинамия.
Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.
На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:
-Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
-Ходьба на носках, руки в различных положениях.
-Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
-Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
-Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Упражнения для формирования правильной осанки.
УПРАЖНЕНИЕ. Рыбка
Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать с ногами.
УПРАЖНЕНИЕ. Велосипед
Лежа на спине и прижав руки к туловищу поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.
УПРАЖНЕНИЕ. Прямой угол
Лежа на спине, отвести руки за голову.
- поднимать ноги поочередно вверх по возможности под прямым углом;
- горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.
Выводы
Главное для меня, учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.
К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально адаптированного человека.
На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...
Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.
Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...
«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»
Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Доклад-сообщение.
Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демон...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....