Интерактивная консультация для молодых воспитателей Симферопольского района "Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту".
консультация
Презентация о реализации регионального компонента в МБДОУ "Детский сад "Звездочка" п. Школьное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_v_dou.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонациональной среды.
В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование к готовности к совместной деятельности со сверстниками; -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного края. З адачи : - знакомить детей с особенностями и традициями Крымского региона; - формировать представления о родной поселке, селе, столице Крыма, городах Крыма: истории, улицах , памятниках; - знакомить с именами знаменитых земляков и их профессиях; - формировать знания о живой и неживой природе родного края; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов: принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития; принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства; принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ); принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий : Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города(населенного пункта) в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего края, символике, традициях родного поселка, села, столице Республики, городах героях Крыма и о их героическом прошлом.
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)
Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, День Святого Николаяя , Троица, Масленица , Святки , Курбан Байрам, Наврез , Хыдырлез , Дервиза и др.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
К омплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков: 1. ПОСЕЛОК . ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ . ИСТО РИЯ 2. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА 3. МИР ПРОФЕССИЙ 4. КУЛЬТУРА , ОТДЫХ, СПОРТ 5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ НАШЕЙ СТАНИЦЫ
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями хорошо бы организовать и осуществить следующие проекты: «Что означают наши имена» «Моя семья-мое богатство», «История символов поселка, города, страны» «Горы Крыма и их богатства» «Заповедные места Крыма» и «Красная книга Крыма» «Водные просторы- водопады, реки и моря» «Крым –жемчужинка России» «Пещерные города Крыма» «Подземные красоты крымских пещер» «Лекарственные растения Крыма в оздоровлении детей» и др .
Д ля обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду , направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье », «Курбан Байрам», Наврез », « Хыдырлез » и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном городе, о творческих людях и коллективах.
Региональный компонент может реализовываться как в основной части ООП ДОУ так и в вариативной части, через организацию кружковой работы по крымоведению : Кружок декоративно-прикладного творчества «Мастерская « Глинчика » ( для детей старшего дошкольного возраста по изготовлению изделий из глины); Кружок декоративно-прикладного творчества «Рукодельницы» ( для девочек старшего дошкольного возраста по обучению их вышивки); Кружок декоративно –прикладного творчества «Умелые руки» ( для мальчиков старшего дошкольного возраста по обучению их работе с деревом, выжигание, резьба по дереву); Кружок по физкультурно-оздоровительной работе «Вместе весело шагать по просторам» ( организация детского туризма совместно с родителями); Кружок по физкультурно-оздоровительной работе « Здоровейка » ( организация обучения детей и мам методам дыхательной гимнастики и самомассажа с использованием крымских масел и солевых комнат); Кружок «Юный кулинар» (для девочек и их мам по обучению приготовления национальных блюд); и мн.др .
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Вывод : реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Храмы Апшеронского района. Материал длч проведения классного часа с использованием регионального компонента.
Данныи материал может быть использован для проведения классного часа, мероприятия, общешкольной линейки ит.д....
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ ДОД ДДТ ГОРОДА
Воспитательно-образовательная деятельность ДДТ.На данный момент работа строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени», «Шаг в будущее», и «М...
Консультация для молодых воспитателей «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»
Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....
Интерактивная консультация для молодых воспитателей Симферопольского района "Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту".
Консультационные материалы по реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию "Крымский веночек" под ред. Л.Г.Мухомориной. Основными целями ...
Консультация для молодых старших воспитателей Симферопольского района
Материалы консультации предназначены для молодых начинающих старших воспитателей с целью систематизации знаний по организации методической работы в ДОУ. В презентации представлены формы и методы орган...
Доклад для педсовета по теме "Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе как инструмент воспитания любви к родному краю"
Доклад является обобщением опыта работы по внедрению регионального компонента в школе на базе музея. Указано три формы его реализации: урочная деятельность, в которой предусматривается органическое вп...
Консультации для молодых воспитателей "Речевые игры как средство развития речи дошкольников"
Речевые игры как средство развития речи дошкольников...