НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ ДОД ДДТ ГОРОДА
статья по теме
Воспитательно-образовательная деятельность ДДТ.
На данный момент работа строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени», «Шаг в будущее», и «Моя будущая профессия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
54969_novye_podhody_k_soderzhaniyu_vospitatelno.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ ДОД ДДТ ГОРОДА
Долгова И.С.,
МОУ ДОД ДДТ города Белово, методист, Кемеровская область
Современные социально-экономические условия заставляют пересмотреть взгляды на содержание и качество воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. На сегодняшний день наиболее актуальны вопросы воспитания экономически грамотного подрастающего поколения; сообразительного, умеющего работать самостоятельно и в достаточной мере адаптированного к окружающей действительности.
В связи с этим, в 2008 году в содержание воспитательно-образовательного процесса Дома детского творчества были внесены изменения, которые ориентированы на новый качественный уровень педагогической деятельности, а также введение нового для нашего учреждения направления деятельности - предпрофильной подготовки обучающихся.
Под предпрофильной подготовкой нами понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, соответствующей самоопределению обучающихся относительно профилей дальнейшего обучения и будущей сферы профессиональной деятельности.
Воспитательно-образовательная деятельность выстраивалась с учетом периодов развития личности обучающихся.
На данный момент работа строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени», «Шаг в будущее», и «Моя будущая профессия».
- «Первые шаги» - это начальный уровень воспитательно–образовательного процесса Дома детского творчества, призванный способствовать более раннему включению ребёнка в систему дополнительного образования.
На этом уровне реализуется комплексная образовательная программа «Первые шаги»,– это развивающие занятия для детей 5-7 лет. Данная программа интегрированная, и является результатом социального запроса по удовлетворению интеллектуальных потребностей и интересов детей дошкольного возраста. Она состоит из 4 дополнительных образовательных программ, которые знакомят обучающихся с различными видами творческой деятельности, формирует первоначальное представление о мире профессий. Реализуется с опорой на игровые технологии и дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности.
В течение 2009-2010 учебного года велось отслеживание результатов педагогической деятельности на формирование первоначальных представлений о мире профессий. Использовался первичный, промежуточный и итоговый контроль. Отслеживание проводилось в форме индивидуального собеседования. Каждый раз в ходе беседы были заданы вопросы: Назови профессии, которые ты знаешь? По каждой названной профессии, ребенку было предложено, рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. И предложено объяснить процесс работы данной профессии. Ответы детей занесены в таблицу.
Первичные результаты в начале года показали, что примерно каждый обучающиеся смог назвать по 3, 4 профессий. Оказалось, что у большинства детей вопросы вызвали некоторое затруднение.
Анализ промежуточного собеседования показал, что каждый ребенок называет уже в среднем по 5-6 профессий. Среди новых, названных детьми профессий были названы профессии строителя, ветеринара, военного, милиционера , художника.
Итоговые результаты в среднем около10 профессий. Среди новых, были названы профессии: журналиста, маляра, певца, актера, портного.
Таким образом, по средствам индивидуальной беседы с детьми можно проследить явный прогресс в информированности детей в области профессий.
Во многом, этому способствовало проведение игры - путешествия «Мы в профессии играем». Где ребята, путешествуя по стране профессий, на каждой станции с интересом играли с «Угадайкиным» в игры на знание профессий: «Посмотри и назови», «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», « Что лишнее», и др.
- «Первые ступени»
- Это второй уровень воспитательно-образовательного процесса, который направлен на приобретение первоначальных умений и навыков в самостоятельной продуктивной творческой деятельности.
Для этого уровня разработана и реализуется комплексная образовательная программа «Первые ступени». Она представляет собой совокупность десяти программ, где ребята пробуют свои силы в разных видах деятельности.
Такое содержание программ не случайно. Оно создает условия для всестороннего развития личности ребенка.
Реализуя данную программу, Дом детского творчества тесно сотрудничает со школой № 19 (начальное звено). Обучающимся от 7 до11 лет предлагается освоить 8 различных направлений деятельности. т.е. по 2 направления в год. Профориентация включена практически во все направления, изучаемые в программе. Большое внимание уделяется развитию у обучающихся навыков самостоятельного планирования деятельности; знакомству с различными видами труда, широким кругом профессий (особенно с теми, которые востребованы нашему региону). Сочетание различных форм занятий и воспитательных мероприятий развивает у обучающихся умения и навыки дисциплинированности, ответственности, формирует самостоятельность и самооценку. При этом активно используются такие методы и формы работы, как, экскурсии, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, беседы, выполнения творческих проектов, выставки.
В рамках профориентационной работы с обучающимися по программе «Первые ступени» были проведены следующие мероприятия:
- познавательно – игровая программа «Мы труд воспитаем и славим работу» для обучающихся 7 - 8 лет,
- парад профессий «Учись трудиться - всегда пригодится» для обучающихся 9 -11 лет.
А также экскурсии на предприятия поселка.
Все это способствовало, по наблюдениям педагогов, тому, что обучающиеся более осознано стали говорить о труде взрослых.
- «Шаг в будущее» третий уровень воспитательно–образовательного процесса - здесь идет реализация образовательных программ, направленных на освоение определенного вида творческой деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения по образовательным программам «Первые шаги» и «Первые ступени». На данном уровне создается внутренняя мотивация творческой деятельности, что способствует личностному и социальному развитию ребенка.
«Шаг в будущее» - можно назвать уровнем самоисследования. С 12до14 лет (период интереса) ребенок, делая выбор, руководствуется своими интересами и склонностями.
На этом уровне обучающиеся «изучают» самих себя, характер различных видов труда, приобретают практические умения и навыки в различных областях деятельности. Основное внимание на данном уровне уделяется практической деятельности («проба пера»).
И последний четвертый уровень воспитательно–образовательного процесса «Моя будущая профессия». В 2009 году на базе нашего учреждения была открыта городская экспериментальная площадка по организации предпрофильной подготовки обучающихся 14 - 15 лет. В основу реализации эксперимента была заложена интеграция общего и дополнительного образования, осуществление которой предусматривалось на договорной основе силами образовательный учреждений Дома детского творчества города Белово и школ №9, №19.
Для организации предпрофильной подготовки в Доме детского творчества города Белово была разработана программа экспериментальной площадки и локальные акты: создана рабочая группа из числа специалистов учреждения. Были выработаны основные принципы организации предпрофильной подготовки.
В ходе эксперимента предусматривается обновление дополнительных образовательных программ, дающее возможность обучающимся иметь реальный результат, направленный на формирование культуры познания, общения, самореализацию и социально-профессиональное самоопределение.
Работая в рамках реализации программы эксперимента, исходя из изучения социального запроса и склонностей к видам деятельности обучающихся 7 - 8 классов школ № 19 и 9 на курсы по выбору, предварительно были определены модули и количество образовательных программ, участвующих в пропедевтической подготовке обучающихся 14 лет. Обучающимся предлагается ознакомятся с различными группами профессий по блокам. В результате чего, они получат возможность пробовать свои силы в разных видах трудовой деятельности.
Для обучающихся 8 классов предусмотрены следующие пропедевтические курсы: на 8 часов обучения в год – по 2 часа в неделю.
При этом стержневой темой для формирования необходимых умений, навыков и отношений является тема «Я и моя профессия». Следующий этап - предпрофильная подготовка обучающихся 15 лет. Предварительно – был определен перечень программ курсов по выбору по следующим профилям: социально – экономический, социально – гуманитарный, технологический, художественно – эстетический, которые включают в себя следующие программы:
Курсы по выбору (9 класс) рассчитаны на 18 часов обучения в год – по 2 часа в неделю.
Работа на этом уровне направлена на актуализацию у обучающихся профессиональной направленности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на свою будущую профессиональную деятельность.
В следующем году планируется запустить еще ряд курсов по выбору например:
- Режиссерское мастерство
- Народный фольклор
- Правила дорожного движения
- Спасатель
«Моя будущая профессия» - уровень реализации углубленных социализированных программ, ориентирующих обучающихся на выбор пути дальнейшего личностного, профессионального самоопределения и творческого саморазвития.
Таким образом, системный подход к внедрению профориентации в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях, позволяет обеспечивать преемственность и непрерывность профильного самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.
В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...
Интерактивная консультация для молодых воспитателей Симферопольского района "Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту".
Консультационные материалы по реализации региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию "Крымский веночек" под ред. Л.Г.Мухомориной. Основными целями ...
Интерактивная консультация для молодых воспитателей Симферопольского района "Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту".
Презентация о реализации регионального компонента в МБДОУ "Детский сад "Звездочка" п. Школьное"...
Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии журнал "Дошкольная педагогика" № 5 (140)/май/2018
Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...
Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии" журнал Коррекционная педагогика № 1
Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей ,имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...