НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ ДОД ДДТ ГОРОДА
статья по теме

Воспитательно-образовательная деятельность ДДТ.

На данный момент работа строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени», «Шаг в будущее»,  и «Моя будущая профессия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 54969_novye_podhody_k_soderzhaniyu_vospitatelno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ ДОД ДДТ ГОРОДА

Долгова И.С.,

МОУ ДОД ДДТ города Белово, методист, Кемеровская  область

Современные социально-экономические условия заставляют пересмотреть  взгляды  на содержание и качество воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. На сегодняшний день  наиболее актуальны вопросы воспитания экономически грамотного подрастающего поколения; сообразительного, умеющего работать самостоятельно и в достаточной мере адаптированного к окружающей действительности.

В связи с этим, в 2008 году  в содержание воспитательно-образовательного процесса  Дома детского творчества были внесены изменения, которые ориентированы на новый качественный уровень педагогической деятельности, а также  введение нового для нашего учреждения направления деятельности -  предпрофильной  подготовки обучающихся.

Под предпрофильной подготовкой нами понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, соответствующей самоопределению обучающихся относительно профилей дальнейшего обучения и будущей сферы профессиональной деятельности. 

Воспитательно-образовательная деятельность выстраивалась с учетом периодов развития личности обучающихся.

На данный момент работа строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени», «Шаг в будущее»,  и «Моя будущая профессия».

 - «Первые шаги» - это начальный уровень воспитательно–образовательного процесса Дома детского творчества, призванный  способствовать более  раннему  включению ребёнка в  систему  дополнительного  образования.

На этом уровне реализуется комплексная образовательная программа «Первые шаги»,– это развивающие занятия для детей 5-7 лет. Данная программа интегрированная, и является результатом социального запроса по удовлетворению интеллектуальных потребностей и интересов детей дошкольного возраста.  Она состоит из 4 дополнительных образовательных программ, которые знакомят обучающихся  с различными видами творческой деятельности, формирует первоначальное представление о мире профессий. Реализуется с опорой на игровые технологии и  дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности.

В течение 2009-2010 учебного года велось отслеживание результатов педагогической деятельности на формирование первоначальных представлений о мире профессий. Использовался первичный, промежуточный и итоговый контроль. Отслеживание проводилось в форме индивидуального собеседования.  Каждый раз в ходе беседы  были заданы вопросы:  Назови профессии, которые ты знаешь? По каждой названной профессии, ребенку было предложено, рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. И предложено объяснить процесс работы данной профессии. Ответы детей занесены в таблицу.

         Первичные результаты в начале года показали, что примерно каждый обучающиеся смог назвать по 3, 4 профессий.  Оказалось, что у большинства детей вопросы  вызвали некоторое затруднение.

Анализ промежуточного  собеседования  показал, что каждый ребенок называет уже в среднем по 5-6 профессий. Среди новых, названных детьми профессий были названы профессии  строителя, ветеринара, военного,  милиционера , художника.

       Итоговые результаты  в среднем около10 профессий. Среди новых,  были названы профессии:  журналиста, маляра,  певца, актера, портного.

Таким образом,  по средствам  индивидуальной беседы с детьми можно проследить  явный прогресс в информированности детей в области профессий.

Во многом, этому способствовало  проведение  игры  - путешествия «Мы в профессии играем». Где ребята, путешествуя по стране профессий, на каждой станции  с интересом  играли с «Угадайкиным» в игры на знание профессий:  «Посмотри и назови», «Узнай по описанию»,  «Кому, что нужно?»,  « Что лишнее»,  и др.

-        «Первые ступени»

- Это второй  уровень воспитательно-образовательного процесса, который  направлен на приобретение первоначальных умений и навыков в самостоятельной продуктивной творческой деятельности.  

Для этого  уровня разработана и  реализуется комплексная образовательная программа «Первые ступени». Она представляет собой совокупность десяти программ, где ребята пробуют свои силы в разных видах деятельности.

Такое содержание программ не случайно. Оно создает условия для всестороннего развития личности ребенка.

 Реализуя данную программу, Дом детского творчества тесно сотрудничает со школой № 19 (начальное звено). Обучающимся от 7 до11 лет предлагается освоить 8 различных направлений  деятельности. т.е. по 2 направления в год. Профориентация     включена  практически во  все направления, изучаемые в программе. Большое внимание уделяется развитию у обучающихся навыков самостоятельного планирования деятельности; знакомству с различными видами труда, широким кругом профессий (особенно с теми, которые востребованы нашему региону). Сочетание различных форм занятий и воспитательных  мероприятий развивает у обучающихся умения и навыки дисциплинированности, ответственности, формирует самостоятельность и самооценку. При этом активно используются такие методы и формы работы, как, экскурсии, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, беседы, выполнения творческих проектов, выставки.

В рамках профориентационной работы с обучающимися по программе «Первые ступени» были проведены  следующие мероприятия:

- познавательно – игровая программа  «Мы труд воспитаем и славим работу»  для обучающихся 7 - 8 лет,

- парад профессий  «Учись трудиться -  всегда пригодится» для обучающихся 9 -11 лет.

А также экскурсии на предприятия поселка.

Все это способствовало, по наблюдениям педагогов, тому,  что обучающиеся более осознано стали говорить о труде взрослых.

- «Шаг в будущее» третий уровень воспитательно–образовательного процесса - здесь идет реализация образовательных программ, направленных на освоение определенного вида творческой деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения по образовательным программам «Первые шаги» и «Первые ступени». На данном уровне создается внутренняя мотивация творческой деятельности, что способствует личностному и социальному развитию ребенка.

«Шаг в будущее» - можно назвать уровнем самоисследования. С 12до14 лет (период интереса) ребенок, делая выбор, руководствуется своими интересами и склонностями.

На этом уровне обучающиеся «изучают» самих себя, характер различных видов труда, приобретают практические умения и навыки в различных областях деятельности. Основное внимание на данном уровне уделяется практической деятельности («проба пера»).

И последний четвертый уровень воспитательно–образовательного процесса «Моя будущая профессия». В 2009 году на базе нашего учреждения была открыта  городская экспериментальная площадка по организации  предпрофильной подготовки обучающихся 14 - 15 лет. В основу реализации эксперимента была заложена интеграция общего и дополнительного образования, осуществление которой предусматривалось на договорной основе силами  образовательный учреждений Дома детского творчества города Белово и школ №9, №19.

Для организации предпрофильной подготовки в  Доме детского творчества города Белово была  разработана программа экспериментальной площадки и  локальные акты: создана рабочая  группа из числа специалистов учреждения. Были выработаны основные принципы организации предпрофильной подготовки.

В ходе эксперимента предусматривается обновление дополнительных образовательных программ, дающее возможность обучающимся иметь реальный результат, направленный на формирование культуры познания, общения, самореализацию и социально-профессиональное  самоопределение.

Работая в рамках  реализации программы эксперимента, исходя из изучения социального запроса  и склонностей к видам деятельности обучающихся 7  - 8 классов школ № 19 и 9  на курсы по выбору, предварительно были  определены модули и   количество образовательных программ, участвующих в пропедевтической подготовке обучающихся 14  лет. Обучающимся  предлагается  ознакомятся с различными группами профессий по блокам. В результате чего,  они получат возможность пробовать свои силы в разных видах трудовой деятельности.

Для обучающихся 8 классов предусмотрены следующие пропедевтические курсы: на 8 часов обучения в год – по 2 часа в неделю.

При этом стержневой темой для формирования необходимых умений, навыков и отношений является тема «Я и моя профессия». Следующий этап -  предпрофильная подготовка обучающихся 15 лет. Предварительно – был определен перечень программ курсов по выбору  по следующим профилям: социально – экономический, социально – гуманитарный, технологический, художественно – эстетический, которые включают в себя следующие программы:

Курсы по выбору (9 класс) рассчитаны  на 18 часов обучения в год – по 2 часа в неделю.

Работа на этом уровне направлена на актуализацию у обучающихся  профессиональной направленности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на свою будущую профессиональную деятельность.

В следующем году планируется запустить еще ряд курсов по выбору например:

- Режиссерское мастерство

- Народный фольклор

-  Правила дорожного движения

- Спасатель

        «Моя будущая профессия» - уровень реализации углубленных социализированных программ, ориентирующих обучающихся на выбор пути дальнейшего личностного,  профессионального самоопределения и творческого саморазвития.

Таким образом, системный подход к  внедрению профориентации в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях, позволяет обеспечивать преемственность и непрерывность профильного самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...

Интерактивная консультация для молодых воспитателей Симферопольского района "Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту".

Консультационные материалы по реализации региональной парциальной программы  по гражданско-патриотическому воспитанию "Крымский веночек" под ред. Л.Г.Мухомориной. Основными целями ...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии журнал "Дошкольная педагогика" № 5 (140)/май/2018

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии" журнал Коррекционная педагогика № 1

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей ,имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...