разработка программы по работе с одаренными детьми в обшеобразовательных учреждениях
методическая разработка

Нурисламова Эндже Азгамовна

Тема моей  методической  разработки по преподаваемому предмету: «Творческое развитие личности школьника в условиях общеобразовательного учреждения».

Актуальность методической разработки заключается в том, не только требование времени, но и нормативно закрепленное педагогическое действие, которое вошло в силу  с принятием в 2009 году Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, которое определяет: «В образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности», то есть, творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру в современной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Э.А.Нурисламова

МБОУ «Гимназия №2 им. М. Вахитова», учитель татарского языка и литературы, Набережные Челны, Россия

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа стоит перед необходимостью кардинальных преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения. Они обусловлены всем ходом общественного развития, его динамикой, необходимостью не только полнее использовать интеллектуальный потенциал народа, но и всесторонне подготовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому Министерство образования РБ, его научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины.

В современной школе образовательный процесс  направлен не только на передачу (трансляцию) определенных теоретических знаний, умений и навыков, но и на разностороннее  развитие ребенка, на способствование раскрытию его творческих возможностей, индивидуальных способностей.

Тема моей  методической  разработки по преподаваемому предмету: «Творческое развитие личности школьника в условиях общеобразовательного учреждения». 

Актуальность методической разработки заключается в том, не только требование времени, но и нормативно закрепленное педагогическое действие, которое вошло в силу  с принятием в 2009 году Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, которое определяет: «В образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности», то есть, творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру в современной школе.

 Моя задача: через влияние на уровень  культурного и нравственного воспитания учащихся, осуществить процесс формирования духовного облика нового человека в условиях современного демократического общества. 

Методическая разработка основана на принципах системно-деятельностного подхода в обучении, через применение эффективных технологий исследования и проектирования, и воспитания учащихся, способствует формированию духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотическому воспитанию личности гражданина. Развивает личность ученика, формируя универсальные учебные действия, которые являются основой образовательного и воспитательного процессов в  реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Инновационный аспект методической разработки заключается в практической реализации идей проектной и исследовательской технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, максимального использования внутренних резервов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в  формировании творческой личности.

Практикоориентированность методической разработки заключается в возможности применения, полученных знаний и умений всеми участниками образовательных отношений, социумом. Отношения сотрудничества выходят за рамки учебного общения и осуществляются в различных видах деятельности, стимулирующих практическое использование изучаемого предмета: совместное оформление газет, коллажей, работа над мини и макси проектами, участие в исследовательских и творческих проектах, издание сборника.

Цель методической разработки: создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

1.Понятие  общеобразовательное учреждение, его цель, задачи и функции в воспитании одаренной личности. 

Цели, задачи и функции. общеобразовательного учреждения:
Обеспечивать реализацию в полном объеме программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, соответствие качества подготовки воспитанников и учащихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников и учащихся;

 Миссия школы: выпускник - свободно мыслящий, мотивированный на образование в течение всей жизни, способный самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы, принимать независимые решения, выносить обоснованные суждения, с уважением относиться к альтернативной точке зрения. Основными задачами школа видит: формирование функциональной грамотности, навыков рефлексивной самоорганизации, самостоятельного мышления, активной жизненной позиции.

 Цель образовательной деятельности - выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Задачи образовательной программы:

  • Формирование физически здоровой личности: предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе;
  • оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
  • привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, создание групп здоровья для ослабленных детей.
  • Развитие творческих способностей учащихся: выявление уровня развития творческих способностей детей с целью совершенствования программ по предметам;
  •  создание творческой атмосферы в школе путем организации кружков, факультативов по предметам, проведения предметных олимпиад, недель;
  •  привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

 Формирование творчески работающего коллектива учителей:

  • обеспечение оптимальной нагрузки учителей;
  •  совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения;
  •  организация публикаций творческих работ учителей; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творческих поисков учителей.

Организация учебно-воспитательного процесса: развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

  • совершенствование учебного плана и учебных программ;
  •  разработка оптимального сочетания базового и дополнительного образования в старших классах;
  •  дифференцированного обучения; изучение и внедрение в практику технологии коллективного способа обучения.

Воспитательная работа:

  • создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива;
  •  формирование органов ученического самоуправления; совершенствование системы работы классных руководителей;
  • формирование и закрепление традиций школы; усиление воспитательного потенциала уроков.

Совершенствование системы управления школой:

  • усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями;совершенствование системы самофинансирования;
  •  создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе;
  •  оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.

Школа  играет основную роль в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Ценность творческого развития детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.

Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

В связи с этим можно выделить возникающие противоречия:

  1. Между высокими требованиями государства к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и условиями организации образовательного процесса в них;
  2. Между специфичностью развития одарённых детей и условиями организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Реализация направлений “Модели работы с одарёнными детьми” с гимназистами, педагогическими кадрами и родителями учащихся;
  2. Обобщить опыт работы лицея и других общеобразовательных учреждений в данном направлении;
  3. Обеспечить материально-техническую базу проекта;
  4. Создать базу “Одарённые дети”;
  5. Сформировать систему работы по выявлению и сопровождению одарённых детей.

2.Уровни развития способности

В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного. Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу "все или ничего". С одной стороны, к способностям стало относиться всё: вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала и пр. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание.

В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения самого понятия "способности".

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г.Ананьева, Э.А.Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Б.М.Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М. Теплова.

Б.М.Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. )

Данный подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях по дифференциальной психологии и прежде всего в работах Э.А. Голубевой, Е.А.Климова, В.С. Мерлина и других.

Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского и также имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях. (Дьяченко О.М. Проблема развития одарённостей: до и после Л.С. Выгодского)

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают понятиями “талант” и “гений”.

Талант – высокий уровень способностей личности и определенной деятельности, её одаренности, когда они достигают уровня черт характера.

Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. (Современный словарь по педагогике. Автор-составитель Е.С. Рапацевич. Минск, Современное слово, 2001 г., с. 572.)

Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Поддержка творческой активности как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, и так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. И поэтому, педагог, работающий с детьми, одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления развития одаренного ребенка:

  • развитие личностных, коммуникативных, регуляторных универсальных учебных действий;
  • становление социального интеллекта, творческих способностей, целеполагания и рефлексии, умений вести за собой (лидерства), принимать ответственность.

С одарёнными детьми должны работать подготовленные учителя. Это люди, которые обладают определёнными педагогическими способностями, знаниями, умениями, устойчивой психикой, терпением, высокой степенью интеллектуального развития и т.д.

Н. Д. Ливитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Именно:

  1. Способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
  2. Способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
  3. Самостоятельный и творческий склад мышления;
  4. Находчивость или быстрая и точная ориентировка;

Организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. (Детская и педагогическая психология. М., 1960, с. 411)

Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с терминологией, используемой при характеристике познавательных возможностей учащихся, которая включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассматривая систему работы с одаренными детьми, необходимо уделять много времени работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 
К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения   (Пункты из президентской инициативы)

3.Модель работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:

1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.

Координационное направление:

– Организация работы педагогического коллектива.
– Обеспечение нормативно – правовой базы.
– Организация предметных кружков и клубов по интересам.
– Ресурсное обеспечение.
– Контроль и анализ деятельности.
– Формирование банка данных “одарённых детей”.

Диагностическое направление:

- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
– Проведение диагностики учащихся.
– Создание банка данных “одарённых детей”.
– Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление:

– Повышение квалификации педагогов. 
– Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам).

Развивающее направление:

– Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
– Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
– Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
– Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

Информационное направление:

– Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
– Организация работы библиотеки.

Первый этап – диагностико-организационный

– Создание нормативно-правовой базы.
– Создание системы диагностики развития одарённости детей.
– Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
– Организация методического обеспечения. 
– Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно-практический

  • апробация программы работы с одарёнными детьми;
  • мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  • отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно-обобщающий

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка программ.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в олимпиадах различного уровня;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;
  • работа НОУиУ;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских и учительских портфолио.

Ожидаемые результаты:

  • Создание банка данных “Одарённых детей”;
  • Создание портфолио каждого из “Одарённых детей”
  • Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;
  • Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”;
  • Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
  • Конкурентоспособность одарённых учащихся;
  • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
  • Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

МЕРОРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение

2. Разработка Положения о работе с одарёнными детьми

3.Разработка Программы “Одарённые дети”

4. Создание: банка данных одарённых детей, информационной базы по проблемам одарённости детей.

5. Повышение профессиональной квалификации педагогических работников, работающих с одарёнными детьми.

6. Деятельность методического совета.

7. Индивидуальная работа с педагогами.

8. Создание среды общения, самореализации.

9. Работа с родителями.

10. Привлечение внимания общественности к проблемам выявления и сопровождения одарённых детей.

11. Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости.

12. Создание базы данных по методическому обеспечению.

Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Создание банка данных “Одарённые дети”

Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей.

2

Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных “Одарённые дети”

 Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград.

3

Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;

Наличие:

  • НПБ работы с одарёнными детьми;
  • программы психолого-педагогической поддержки одарённых учеников и педагогов;
  • программ работы НОУиУ, кружков, клубов по интересам и т.д.

4

Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”;

Наличие программы работы с родителями детей из банка данных “Одарённые дети”.

5

Конкурентоспособность одарённых учащихся.

Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческой личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений общего образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения и общего  образования и воспитания.

Решение проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающего поколения. Многогранный процесс формирования духовного облика нового человека в условиях современного демократического общества охватывает все стороны его жизни, в том числе и сферу свободного времени. Научить юношей и девушек правильному использованию свободного времени, организовать эту важную для них сферу так, чтобы усилить влияние на уровень их культурного и нравственного воспитания, - задача большой неоценимой значимости.

Использованная литература

1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З.В.Артёменко, Ж.Е.Завадская- Минск: Новое знание,2001.-315с.

2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. - 2000. - № 7. С.50.

3.  Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н.Ш.Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№3.-С.16-22.

4. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. - 2000. - № 3.

5. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Кн. для учителя. - Мн.: Народ. асвета, 1990. - 174 с.

6.Марущак С.В. «Работа образовательного учреждения с одаренными детьми 

https://открытый урок.рф/статьи/615663/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы с одаренными детьми.

Курс ставит своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся....

Программа по работе с одаренными детьми

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Цель программы·         Создание системы деятельности у...

Программа по работе с одаренными детьми

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде  чем говорить о работе с одаренными де...

программа по работе с одаренными детьми

Цели программы по информатике:·                     выявление и поддержка одаренных учеников;·...

Программа по работе с одаренными детьми

программа по работе с одаренными детьми...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели....

: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)

Научно-исследовательская работаТема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)Задачи исследования:Раскры...