: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)
материал
Научно-исследовательская работа
Тема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении
(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие способности и одаренности;
- Изучить существующие методы выявления одаренности и диагностики одаренных детей;
- Сделать анализ эффективности программы «Ступеньки успеха», реализуемой в общеобразовательной школе МБОУ СОШ №2 г. Никольское;
- Дать рекомендации по совершенствованию организации работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 101.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Никольское»
(МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)
Научно-исследовательская работа
Тема работы: «Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении
(на примере МБОУ «СОШ №2 г. Никольское»)
Выполнил: | Дубоусов Михаил Викторович |
Учитель физической культуры, первой категории | |
г. Никольское
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 4
1.1. Способности и одаренность. Признаки и виды одарённости 4
1.2. Анализ деятельности по организации работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях 8
1.3. Существующие методы выявления одаренности и диагностика одаренных детей 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема поддержки детской одаренности очень актуальна в нашем современном мире, общество заинтересовано в людях способных продуцировать новые идеи. В педагогической практике существует множество программ, проектов по развитию детской одаренности. В последние годы интерес к проблеме детской одаренности очень сильно возрос, что легко объясняется общественными потребностями. Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Важнейшим инструментом решения проблем связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, стала Федеральная программа «Одаренные дети» как составная часть программы «Дети России». Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. В настоящее время одновременно с реализацией новых стандартов образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Исходя из вышеизложенного актуальность данного исследования для меня, как для учителя предметника и классного руководителя имеет огромную роль по организации дальнейшей работы с классом в целом. На данный момент Федеральная программа «Одаренные дети» как составная часть программы «Дети России» только внедряется в общеобразовательные школы.
Способности одаренного ребенка необходимо вовремя выявлять, постоянно развивать, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, совместную деятельность с родителями. Вместе с этим существует определенное противоречие: на детей младшего школьного возраста родители оказывают большое влияние в то время, как на ребенка огромную значимость оказывает школа, и родители начинают в меньшей степени чувствовать ответственность за развитие своего ребенка. Данное обстоятельство определило проблему исследования: каковы механизмы взаимодействия школы и семьи для поддержки одаренности учащихся начальной школы.
Сущность понятия «одаренность» раскрыто в работах Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, Р.С. Немов.
В исследованиях Е.С. Белова, А.И. Доровской, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, B.C. Юркевич, А.В. Хуторской дана характеристика работы с одаренными детьми. У В. Шамикаевой выделены основные признаки и предложена классификация видов одаренности.
Объект исследования система воспитания одаренных подростков в образовательной организации.
Предмет исследования увеличение эффективности и результативности процесса воспитания одаренных подростков в образовательном учреждении.
Цель исследования на основе анализа педагогических исследований разработка рекомендаций по поддержке детской одаренности.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие способности и одаренности;
- Изучить существующие методы выявления одаренности и диагностики одаренных детей;
- Сделать анализ эффективности программы «Ступеньки успеха», реализуемой в общеобразовательной школе МБОУ СОШ №2 г. Никольское;
- Дать рекомендации по совершенствованию организации работы с одаренными детьми.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1. Способности и одаренность. Признаки и виды одарённости
Одаренность — это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [18 c.25]
Одаренные дети – какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Впрочем, справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком –либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.
Способности – это такие индивидуально- психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности развиваются его способности.
В психологии различают общие и специальные способности. Общие, или умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к тем или иным видам искусствам, к языкам и т.д.
Проанализировав литературу по проблеме детской одаренности, ближе стало определение, доктора психологических наук Р. С. Немова: «…Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями…» [10]
Многозначность термина «одаренность» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психолого-педагогического.
Наибольший вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми вносят такие ученые, как Е.С. Белова, А.И. Доровской, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, B.C. Юркевич, А.В. Хуторской и др. [9] Исследователи включают в структуру одаренности мотивационные, эмоционально-волевые характеристики, интересы, самооценку, Я-концепцию и другие личностные особенности. В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [8].
Рассмотрев понятие одаренности, хочется также сказать о ее видах. Наиболее часто в работах ученых встречается следующая классификация видов одаренности: художественная, творческая, физическая, двигательная или спортивная, социальная, общая интеллектуальная и академическая в Таблице 1.
Также существуют формы проявления одаренности (явная одаренность и скрытая). Явная одаренность сразу заметна в деятельности ребенка и не вызывает никакого сомнения.
Таблица 1. -Виды одаренности
Виды одаренности | Характеристика |
Художественная одаренность | Дети с художественной одаренностью занимаются дополнительным образованием в специальных школах и кружках. Результатом воспитания и обучение художественно-одарённых детей являются их высокие творческие достижения |
Творческая одаренность | Критерии, по которым определяют творческую одаренность – это способность ребенка нестандартно, оригинально мыслить, создавать новые идеи, осваивать новые виды деятельности, творчески походить к делу. |
Физическая, двигательная или спортивная одаренность | Физически здоровые, развитые силовыми двигательными и координационными качествами, достигающими высоких спортивных достижений. |
Социальная одаренность | «Активная гражданская позиция», наличие собственной гуманистически ориентированной системы ценностей, высокий уровень развития социальной эмпатии, ответственности за результаты своего труда, самостоятельности, самосознания и нравственности, потребность в заботе о других. |
Общая интеллектуальная и академическая одаренность | Высокое интеллектуальное развитие и способность к переработке информации, хорошей памяти и мышлению. Как правило, такие дети относятся к категории одаренных, констатируя их высокий уровень обучаемости и обучения по всем предметам. |
Скрытая одаренность не замечается окружающими людьми, это зависит от воспитания в семье, взаимодействия с окружающими. В этом случае одаренность проявляется не сразу, либо может не проявиться, если ребенку в этом не помочь.
По степени сформированности одаренность можно разделить на актуальную и потенциальную.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами [11]. В категорию актуально одаренных детей относят талантливых детей, которые отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Талант ребенка оценивается высококвалифицированными специалистами.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности [11]. Существует мнение, что все дети имеют определенные задатками к развитию одаренности и талантливости, но одни дети имеют более сильными задатками, чем другие. Все дети, рожденные без патологии головного мозга, от природы одарены некими способностями. Все дети, по природе, обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей (В.И. Панов). "Все дети являются одаренными". Всякий ребенок, в известной мере, есть гений (Шопенгауэр). Таким образом, все дети потенциально талантливы, но этот талант может сдерживаться трудными семейными обстоятельствами, низким уровнем саморегуляции, мотивации, и рядом других причин, негативно воздействующих на развитие ребенка. Для выявления потенциальной одаренности необходимо использовать высоко прогностические, диагностические методики. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка [19].
Проанализировав содержание детской одаренности следующим шагом необходимо рассмотреть организацию работы с одаренными детьми в непосредственно в общеобразовательных учреждениях.
1.2. Анализ деятельности по организации работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Организация работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях воплощается в разных формах. К основным стратегиям обучения относится ускорение и обогащение, углубление и проблематизация.
При разработке учебных программ для одаренных детей в «Рабочей концепции одаренности», разработанной научным коллективом под руководством Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова, выделяется 4 основных подхода: [16]
- Ускорение - подход, который позволяет учитывать потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
- Углубление - подход, при котором происходит более глубокое изучение тем или различных областей с учетом интересов одаренного ребенка.
- Обогащение - подход, при котором изучение многих тем происходит в интеграции с другими предметами.
- Проблематизация - подход, при котором важным становится развитие личности ребенка посредством поиска новых смыслов, альтернативных интерпретаций, развитие рефлексивного плана сознания.
Исследования, проводимые психологами, показывают, что ускорение способствует развитию интеллекта и не наносит вреда в сфере общения. Выделены следующие организационные формы ускорения: ранее поступление в школу; ускорение в обычном классе; «перепрыгивание» через класс; занятия в другом классе; частные школы; профильные классы; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); раннее поступление в высшее учебное заведение. Стратегия обогащения – это прогрессивная альтернатива ускорению, но обогащение в практику преподавания пришло раньше, т.к. обогащение без ускорения дает ребенку созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Стратегия обогащения направлена на: расширение и углубление знаний об окружающем мире и самопознание, кругозора, развитие инструментария получения знаний.
Следовательно, учебную программу надо составлять так, чтобы она основывалась на сочетании двух стратегий: ускорения и обогащения. «…Учитель является координатором усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей…». [14]
Основными принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми являются:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:
• творческие мастерские;
• предметные недели;
• олимпиады (разных уровней);
• факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»);
• кружки (краеведческий, вокальный);
• конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);
• фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
• родительские недели;
• родительские всеобучи;
• работа по индивидуальным планам.
В образовательных учреждениях должны поддерживать детскую одаренность, создавать для таких детей особые условия.
Самое главное должна быть профессиональная и личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми, должны быть созданы благоприятные условия для обучения одаренного ребенка и к каждому индивидуальный подход. Обязательно должно быть дополнительное образование, т.к. одаренный ребенок всегда должен быть чем-то занят и развивать свои способности.
Существуют разные подходы к проблеме одаренности в разных странах. В России в последние годы стали наиболее пристально относиться к данной проблеме, но наблюдается низкое финансирование образовательных учреждений, направленных на создание благоприятных условий для развития одаренности. Немаловажную роль в выявлении и развитии одаренности играет семья. Школа, семья и педагоги должны работать совместно над проблемой одаренности. Необходимо профессиональное обследование одаренного ребенка со стороны психолога, наблюдение педагогов и родителей за ребенком, составление портфолио и индивидуальной программы развития ребенка в конкретном направлении. Также необходимо тесное сотрудничество учреждениями дополнительного образования, где происходит творческое развитие ребенка. Одаренный ребенок должен быть всесторонне развит с высоким интеллектом. Вкладывая в ребенка знания, развивая интеллект, творчество и другие способности мы строим себе будущее.
1.3. Существующие методы выявления одаренности и диагностика одаренных детей
Тестовый подход.
К числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследования на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда сочетание того и другого.
«Принцип турникета».
В условиях этого подхода отпадает необходимость жесткой селекции детей. Это система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Занятия ведут специально подготовленные педагоги. Ребенок может включиться в работу в течение всего года и, в зависимости от собственных достижений, выйти из нее в любое время учебного года.
Иллинойсская модель.
Набирается группа детей в количестве 22 человека в возрасте от 3 до 5 лет. Зачисленные дети, по замыслу авторов, должны опережать сверстников в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления одаренных детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.
Ускорение и обогащение, основные требования:
• учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
• дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
• необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие. [12]
Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам. Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.
Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.
Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Выводы по первой главе:
Одаренность рассматривается, прежде всего, как высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности интеллектуальной, творческой. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Одаренному ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, психолога, педагогов.
Одаренность ребенка, а также область одаренности и степень выраженности, можно выявить с помощью диагностики.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ эффективности программы воспитания детской одаренности, реализуемой в МБОУ СОШ №2 г. Никольское
Педагогический коллектив школы c 2017 по 2021 год работает над реализацией программы «Ступеньки успеха». Программа направлена создавать условия для выявления и развития творческих способностей детей, для активизации познавательного интереса, для формирования ключевых компетентностей, для реализации способностей детей. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и содержит следующие направления:
• аналитический этап - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности, учебной, художественной, физической и т.д. На этом этапе (1-4-й год обучения) необходимо организовать урочную и внеурочную деятельность, направленную на выявление и развитие способностей учащихся. Предложить такое количество дополнительных образовательных услуг (в т.ч. и вне стен школы), что бы каждый ученик смог бы реализовать физические потребности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени. Это этап сбора информации о ребенке, дабы помочь ему в дальнейшем более осознанно использовать и развивать свои способности
• диагностический этап (с 5-9-й год обучения) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности учебную и внеклассную, а также через специализированные стандартизированные методики. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.
Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.
Цель таких объединений по интересам – увлечь ребенка по определенному направлению науки, привести в действие программу творческих и научных открытий, расширить спектр деятельности.
Действовать нужно осторожно, комплектуя предметные кружки. Следует учитывать интересы учащихся, их желание. Задача педагога состоит в том, чтобы внимательно изучить реальные интересы ребят вне школы, затем построить мостики, позволяющие соединить сегодняшние интересы учащихся с содержанием кружка.
Учитель предлагает ребятам работать в кружке не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, включая упражнения на развитие познавательных сил личности: памяти, внимания, мышления и воображения. Механизм обучения на занятиях будет действовать продуктивно, если для ребят будут предложены задания «от простого к сложному». С каждым разом, преодолевая посильные сложности, ребенок с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время педагог использует дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в учении.
Система внеклассной внеурочной деятельности 2017-2021 учебные года направлена на выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их способностей, их активное включение в процесс самообразования и саморазвития, а также на формирование творческой разносторонне развитой личности, ориентированной на познание как ценность. Формы реализации программы по разным направлениям: интеллектуальная, спортивная, творческая и социальная одаренность, которые подробнее будут рассмотрены в Приложении 1.
Анализ результатов 2020-2021 учебного года интеллектуальной одаренности обучающихся МБОУ СОШ №2 г. Никольское показал, что в школьном этапе ВОШ приняли участие 445 человек–50% от общего числа обучающихся школы, призеров: 65, победителей: 70 Приложение 5. В предыдущем 2019-2020 учебном году этот показатель был равен 268-33,8% от общего числа обучающихся, призеров: 64, победителей: 82 Приложение 4. А в 2018-2019 учебном году значительно выше, чем в предыдущие два года 235– 74% от общего количества обучающихся, призеров: 49, победителей: 47. Приняли участие 2017-2018 учебный год: 443-72% обучающихся, призеров: 64, победителей: 42.
Сравнительный анализ числа участников олимпиады на школьном уровне с 2017-2021 учебные годы, указывает на уменьшение количества участников школьного этапа ВОШ, но в тоже время на увеличение количества победителей и призеров. Таким образом, в коллективе имеется довольно стабильная категория одаренных детей. По результатам ШЭ олимпиады были сформированы списки участников муниципального этапа. И проанализированы результаты за четыре учебных года. А именно, участниками муниципального этапа ВОШ в 2020-2021 учебном году стали 23 обучающихся, из них призеров: 15, победителей: 7. В 2019-2020 учебном году всего приняли участие 40 обучающихся, призеров: 15, победителей: 7. Вышел на региональный уровень 1 обучающийся по одному предмету. В 2018-2019 учебном года всего приняли участие 32 обучающихся, из них призеров: 8, победителей: 7. Вышел на региональный уровень 1 обучающийся по трём предметам. Таким образом, видно уменьшение числа обучающихся, которые принимают участие в ВОШ. Но при этом вырастает качество и наблюдается улучшение результативности в работе с одаренными обучающимися.
Анализ результатов творческой и спортивной одаренности обучающихся МБОУ СОШ №2 г. Никольское показывает, что возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать, однако результаты за 2017-2021 учебные годы, в принципе, остаются на стабильно-среднем уровне результативности. Рассмотрим подробнее итоги 2017-2018 учебного года в Приложении 2, всего принимали участие в различных конкурсах 31 обучающихся, из них призеров: 14, победителей: 15. По итогам 2018-2019 учебного года в Приложении 3 видно, что всего принимали участие в различных конкурсах 30 обучающихся, из них призеров: 22, победителей: 8. По итогам 2019-2020 учебного года см. Приложении 4, принимали участие в различных конкурсах 50 обучающихся, из них призеров: 19, победителей: 16. За 2020-2021 учебный год см. Приложение 5, принимали участие в различных конкурсах 133 обучающихся, из них призеров: 17, победителей: 13. В 2017 году количество обучающихся, которые принимают участие в различных конкурсах составлял 5% от общего количества обучающихся, а к 2021 году выросло до 15%. Однако этот результат говорит о недостаточной эффективности работы с одарёнными детьми.
Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков в проектно-исследовательской деятельности. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями. Проведение научно-практической конференции помогает выявить одаренных детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, сформирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в ее востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.
С 2017 по 2021 учебный год В МБОУ СОШ №2 г. Никольское ежегодно проводится научно-практическая конференция, как одна из наиболее эффективных форм педагогического взаимодействия. За это время число участников выросло от 1 ученика (0,1%) до 127 (13,5%). А число победителей и призеров муниципального и регионального уровня выросло от 1 ученика (0,1%) до 25 (2,6%). Не смотря на увеличение показателей, необходимо более глобально внедрять проектную деятельность в образовательный процесс и внеурочную деятельность.
Исследовательская деятельность подразумевает активизацию интереса к обучению через самостоятельное открытие новых знаний. Исследование по своей сути тесно взаимосвязано с понятием «проектная деятельность», но между ними есть существенные отличия. Исследовательская деятельность – процесс поиска новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектная деятельность – объединение усилий для разработки собственного варианта решения по определенной проблеме для получения результата. В отличие от проектирования исследовательская деятельность не ставится в жесткие рамки, она более свободна и вариативна. Все работы должны иметь выход – это школьные, городские и даже областные научно-практические конференции.
Также стоит рассмотреть систему оценки успеха индивидуальной программы работы с одаренными детьми «Ступеньки успеха» которая раскрывается с помощью социальной одаренности, а именно организованного самоуправления ежегодной отчетно-выборной конференции. На протяжении многих лет работы школы была сформирована система оценки успеха:
- размещение на стенде и в социальных сетях результатов участия в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский, международный);
- создан виртуальный и реальный музей, в экспозициях, которых, нашли отражение успехи и достижения учителей и учащихся;
- ведется запись в Книге истории школы;
- публикуются в школьной газете, еженедельной информационной радиолинейке «Взгляд», информационной службе в социальных сетях «Взгляд»;
- достижения учащихся в разных направлениях отражены на стендах в фойе школы «Доска почета», «Отличники школы», «Спортсмены школы»;
- размещение информации на официальном сайте школы, в классных уголках;
- реализация коллективных творческих проектов;
- организация персональных выставок в рекреациях, фойе школы;
- успех ребенка стимулируется вручением благодарственных писем, грамот, дипломов, ценных призов;
Большое внимание уделяется ранней профориентации учащихся. Проводятся встречи с представителями учебных заведений (СУЗов, ВУЗов), участие в Днях открытых дверей, участие в онлайн уроках, в реализации проектов «Билет в будущее», «Проектория», «WorldSkills Russia Juniors», ведется курс «Шаг в будущее», направленный на раннюю профориентацию учащихся.
Особое внимание уделяется работе детских общественных организаций, а именно: РДШ, ЮИД, ДЮП, «Юнармия», волонтерский отряд, казачий отряд «Сапсан». Обучающиеся систематически участвуют в акциях, слетах, смотрах, конкурсах направленных на социальную одаренность различных уровней (муниципальный, региональный, всероссийский).
2.2. Рекомендации по совершенствованию воспитания одаренных подростков в МБОУ СОШ №2 г. Никольское
Обобщив опыт работы по данной теме, можно систематизировать и предложить оптимальную, на мой взгляд, форму работы с одаренными детьми, и детьми, которые имеют повышенную заинтересованность в учебном процессе – открытие на базе школы образовательной площадки «Точка роста».
С января 2019 года в нашей стране начал действовать Национальный проект «Образование», продлится его реализация до конца 2024 года, за это время предполагается освоить четыре образовательных направления:
- внедрение таких механизмов управления, которые будут наиболее эффективны;
- повышение квалификации, подготовка и переподготовка профессиональных кадров;
- создание современной инфраструктуры;
- обновление содержания.
Остановимся на проекте «Успех каждого ребенка», который ориентирован на разработку программ обучения по индивидуальным планам, с возможностью применения дистанционного обучение. Также он связан с профориентацией. В этом плане предлагается создать возможность получать дополнительное образование, посредством создания новых мест, центры поддержки талантливых детей. Таким образом, необходимо решить проблему: чтобы индивидуальные планы были реализованы, необходим комплексный подход, время, меньшая загруженность учителя, чтобы они не были формальными, а чтобы выйти на индивидуальную траекторию.
Основная идея «Успеха каждого ребенка» – создание условий для поддержки талантливых детей. Цель образовательного процесса в рамках реализации проектов - ориентированность на сохранение и укрепление психофизического здоровья, личностный рост.
«Точка роста» – федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля. Цель его создания – сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольское одна из школ Тосненского района, в которой будет создан центр цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». Школа многочисленная, обучается 937 учеников, в которой достаточно высок процент ребят из малообеспеченных и многодетных семей, 10 % детей с ОВЗ.
В первой половине дня в центре будут проходить уроки по технологии, информатике и ОБЖ. А после занятий класс превращается в коворкинг-центр с игрой в шахматы и медиазоной, где главным фактором деятельности детей выступает мотивация. В Центре будут реализовываться ныне существующие программы дополнительного образования: «Виртуальная реальность», «Робототехника», «3-d моделирование», «Фанкластик», «Шахматы», «Знаток», «Компьютерная графика», «Юный исследователь», которые охватывают 50% обучающихся нашей школы. Параллельно педагогом-организатором будет вестись работа по реализации социально-культурных мероприятий для обучающихся и жителей нашего города. Безусловно, создание Центра «Точка роста» в нашей школе – большой шаг вперёд, шаг в будущее, это бренд современного образования. Можно с уверенностью сказать, что жизнь наших школьников существенно изменится, у них появится возможность постигать азы наук и осваивать новые технологии, используя современное оборудование. Центр станет для детей любимым местом в школе. Для каждого ребенка есть ориентир – найти "свою точку роста" и развиваться в том направлении, которое ему интересно, воплощать свои самые смелые мечты. Основная задача открытия этого центра в школе: использование инфраструктуры во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности участников образовательного процесса, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.
Уже, а течение первой четверти, группы учащихся будут иметь возможность пройти путь от самых азов до первых значимых моделей, объектов и результатов. Таким образом, не только дети, но и родители увидят значимость практического применения полученных знаний и навыков. Такая возможность предоставляется ребятам и на уроках математики, окружающего мира, технологии, где их углубленные знания помогают получать более высокие отметки по учебным предметам, помогают развивать метапредметные связи, создают целостную картину мира, где человек может находиться в гармонии с природой, обществом и самим собой. Обращаясь к успехам соседних школ, на базе которых уже функционируют «Точки роста», очевидно, что ученики отличаются более высоким уровнем владения технической терминологией, навыками прогнозирования, планирования, личностного общения.
На площадках «Точки роста» можно задействовать большое количество детей из группы риска, безнадзорных и оставленных без присмотра родителей. Вместо этого - дети будут увлечены конструированием, созданием различных проектов, командной работой, общением друг с другом. Если всячески поддерживать устремления ребят, то их заинтересованность внеурочной деятельностью не пройдёт зря, а может стать базой для будущей профессии, хобби, увлечения на долгие годы.
Проведенный опрос детей и родителей в соседней школе, показал, что уровень удовлетворенности предоставляемых «Точкой роста» образовательных услуг довольно высок; учащиеся овладевают навыками создания безопасной среды, оказания первой помощи, моделирования. Родители приходят к пониманию, что виртуальное пространство может быть не только игровой площадкой, но замечательной образовательной средой. Учащиеся имеют возможность заниматься на современных образовательных площадках наряду со школьниками больших городов и крупных мегаполисов. Школе это помогает решить проблему внеурочной занятости детей и обеспечить профессиональный рост педагогов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, заинтересованных в успешности своих детей.
Для дальнейшей реализации проекта в данном направлении необходимо:
- продолжить работу, направленную на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- модернизировать систему дополнительного образования в соответствии с запросами родителей (законных представителей), требованиями современного времени;
- привлечение учащихся в разные направления реализации проектов ранней профориентации учащихся;
- получение педагогами дополнительного образования в новых областях деятельности.
Выводы по второй главе:
Секрет и залог успеха кроется в преданной любви к детям и к делу, которому призван служить. А если творческое кредо педагога - дарить воспитанникам радость познания и самореализации, то результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно, благодарностью поверившего в себя ученика и его родителей. А это именно то, к чему мы стремимся в своей повседневной, достаточно хлопотной, но очень нужной и интересной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была посвящена особенностям воспитания одаренных подростков в условиях общеобразовательной организации на примере МБОУ СОШ №2 г. Никольское.
Объектом исследования выступала система воспитания одаренных подростков в образовательном учреждении. Предметом исследования увеличение эффективности и результативности процесса воспитания одаренных подростков в образовательном учреждении.
Целью данной работы было проанализировать педагогические исследования и разработать рекомендаций по поддержке детской одаренности.
Анализируя выполнение поставленных целей и задач, можно сказать следующее, что задачи выполнены в полном объеме:
В первой части теоретического раздела была изучена литература по исследуемой проблеме и проанализированы существующие формы организации работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях. В результате чего были сделаны следующие выводы:
Система Российского образования на современном этапе претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма и мастерства.
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся.
Особую роль в развитии личности играет система дополнительного образования. Не зря мы сегодня решают вопросы односменности обучения. У детей появляется больше возможности для занятий внеурочной деятельностью. Задача – им такую возможность предоставить.
С похожей проблемой столкнулся еще в конце 19 века американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи: «Несколько лет тому назад я обходил магазины и склады школьных принадлежностей в городе, пытаясь отыскать столы и стулья, которые бы … могли бы удовлетворить нуждам детей. Мы испытали много затруднений в отыскивании того, в чем нуждались, и в конце концов один купец … сделал замечание: "боюсь, что у нас нет того, что вы желаете. Вы ищете чего-нибудь такого, на чем дети могли бы работать, а все наши столы и парты приспособлены для слушания». [5]
К сожалению, это и сейчас актуально. Действительно, трехрядная расстановка парт в классах не способствует общению и сотрудничеству.
Во второй части практического раздела была проанализирована работа с одаренными детьми в МБОУ «СОШ №2 г. Никольское» и на основе результатов работы были разработаны методические рекомендации, которые получили своё отражение в федеральном проекте «Точка роста». Это уникальный проект: он дает детям из малых городов, таких как г. Никольское, возможность учиться по современным программам, а для взрослых становится открытой площадкой для развития и самореализации.
В заключении, хотелось бы добавить, что чем больше мы будем выявлять и развивать потенциал детей с признаками одарённости, тем радужнее и прекраснее будет будущее нашей страны. Я полностью согласен с Ж. Брюно, который сказал: «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране».[4]
ЛИТЕРАТУРА
- Ахмерова Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
- Байбородова Л. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.]; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 241 с.
- Байбородова Л. В. Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова [и др.]; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 241 с.
- Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4. - с.73.
- Дьюи, Д. Школа и общество: руководство / Д. Дьюи; пер. Г. А. Лучинский. Москва.: Государственное издательство, 1924. 174 с.
- Евгеньева Е.И. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе/ Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – №3. – С. 62-69.
- Журба Н.Н. Педагогическая поддержка одаренных детей Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2010. – №8. – С.421-424.
- Золотарева А. В. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка: учебное пособие для вузов / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 184 с.
- Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / И. Ю. Кулагина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
- Немов Р.С. Психологический словарь // Гуманитарное издательство центр Владос. 2007
- Наумова Д. В. Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде: учебник для вузов / Д. В. Наумова [и др.]; под редакцией Д. В. Наумовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 414 с.
- Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 192 с.
- Рослякова С. В. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 219 с.
- Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184 с.
- Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 334 с.
- Серикова Л.В. Междисциплинарный подход к обучению одаренных и способных детей [Текст]/Л.В. Серикова//Пермский педагогический журнал. – 2011. – №2. – С.31-34.
- Сорокин И.А. Развитие ценностных ориентаций личности в условиях расширенного классического непрерывного образования на основе интеграции педагогической деятельности коллектива и положительного воздействия социума период реализации: 2012 - 2017 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school17.perm.ru/data/html/pr12-17.pdf. (Дата обращения – 12.01.2022).
- Тулькибаева Н.Н., Трубайчук Л.В., Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.
- Шамикаева В. Виды одаренности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mybloginfo.ru/detskiydar/199-vidy-odarennosti.html. (Дата обращения – 12.01.2022).
- Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 334 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
№ | Форма реализации программы по направлениям |
Интеллектуальная одаренность | |
Всероссийские олимпиады школьников | |
Кружок «Умники и умницы»" | |
Интеллектуальные игры по предметам | |
Научно-практическая конференция районного, областного, всероссийского уровня | |
Проектная деятельность | |
Площадка по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи | |
Спортивная одаренность | |
Соревнования школьного, районного, регионального, всероссийского уровня | |
Шахматный клуб | |
Легкая атлетика | |
Баскетбол | |
Кроссфит | |
Отряд «Юнармия» | |
Творческая одаренность | |
Творческие конкурсы школьного, районного, регионального, всероссийского уровня | |
Школьная газета «На первомайской, у реки» | |
Информационная служба «Взгляд» | |
Радиолинейка | |
Виртуальный музей | |
Кружок «Рукоделие» | |
Социальная одаренность | |
Отчетно-выборная конференция | |
Посвящение в старшеклассники, пятиклассники, первоклассники | |
Организация школьного самоуправления | |
«Дебаты» | |
Отряд «Сапсан» | |
Кружок «РДШ» | |
Кружок «ЮИД» | |
Школа «Социального проектирования» | |
Профориентационная деятельность |
Приложение 2
Анализ результативности работы с одаренными детьми за 2017-2018 гг.
№ | Мероприятие | Уровень | Победители | Призёры | Участники | |
Интеллектуальная одаренность | ||||||
Игра-конкурс «Русский медвежонок» | Школьный | 27 | 37 | 176 | ||
Кенгуру - международный математический конкурс | 15 | 27 | 267 | |||
Научно-практическая конференция «Проектная и исследовательская деятельность школьников в системе образования Тосненского района» | Муниципальный | Гаина Даниил | ||||
Игра-конкурс «Русский медвежонок» | 0 | 3 | 176 | |||
Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус» | Всероссийский | 0 | 0 | 0 | ||
Кенгуру - международный математический конкурс | Международный | 0 | 2 | 267 | ||
Творческая одаренность | ||||||
«Азбука русских достижений» и областной литературно-художественный конкурс «Азбука русских путешественников»- | Международный | Такмакова Виктория | ||||
«Страна, читающая» «Читаем Крылова» | Всероссийский | 1 | ||||
«История и традиции Польши и Нижне- Силезского воеводства 19 века» | Региональный | Иванова Елизавета | ||||
Всероссийский конкурс «Живая классика» | Муниципальный | Какава Илона Мисько Иван | ||||
Фестиваль «Молодые дарования» Номинация «Мастер художественного слова»- | Михайленко Анна Алексеев Роман | |||||
Конкурс экологического рисунка | Стариков Константин | |||||
Конкурс детского творчества «Пожарная безопасность» | 1 | |||||
Фестиваль «Молодые дарования»- номинация «Декоративно-прикладное творчество» | Кемпи Ольга Коваленко Анастасия Такмакова Виктория | |||||
Спортивная одаренность | ||||||
Первенство школ по пионерболу | Городской | Сборная команда школы | ||||
Первенство школ г. Никольское по баскетболу | Сборная команда школы | |||||
53-я областная Спартакиада школьников ЛО--Зональные соревнования I группы школ по общей физической подготовке | Муниципальный | Сборная команда школы | ||||
Соревнования по шахматам "16-й Рождественский турнир": | Шележонкова Ксения Фомичев Илья | Забунова Анастасия Запорожко Мария Баранов Иван Цыцан Виталий | ||||
Соревнования по волейболу в 14-х юношеских играх | Сборная команда школы | |||||
Спартакиада на Первенство школ г. Никольское» по волейболу среди юношей | Сборная команда школы | |||||
Первенство Ленинградской области по шахматам среди школьников | Региональный | Шележонкова Ксения | Фомичев Илья | |||
Соревнований по шахматам среди школьных команд «Белая ладья»- | Всероссийский | Сборная команда школы | ||||
Социальная одаренность | ||||||
Военно-исторический форум «Александровский стяг»- | Региональный | Стариков Константин |
Приложение 3
Анализ результативности работы с одаренными детьми за 2018-2019 гг.
№ | Мероприятие | Уровень | Победители | Призёры | Участники | |||
Интеллектуальная одаренность | ||||||||
ВОШ: по математике | Школьный | 2 | 6 | 58 | ||||
ВОШ: по физике | 2 | 1 | 56 | |||||
ВОШ: по биологии | 5 | 4 | 29 | |||||
ВОШ: по ОБЖ | 2 | 1 | 18 | |||||
ВОШ: по физической культуре | 3 | 0 | 164 | |||||
ВОШ: по истории | 3 | 4 | 24 | |||||
ВОШ: по праву | 2 | 2 | 7 | |||||
ВОШ: по литературе | 4 | 3 | 75 | |||||
ВОШ: по информатике | 2 | 0 | 28 | |||||
ВОШ: по географии | 3 | 0 | 34 | |||||
ВОШ: по обществознанию | 2 | 1 | 20 | |||||
ВОШ: по русскому языу | 10 | 25 | 66 | |||||
ВОШ: по химии | 5 | 2 | 15 | |||||
ВОШ: по английскому языку | 2 | 0 | 50 | |||||
Игра-конкурс «Русский медвежонок» | 10 | 17 | 140 | |||||
ВОШ: по истории | Муниципальный | Уколова Елена Стариков Константин | 2 | |||||
ВОШ: по праву | Стариков Константин Кузнецов Андрей | Вольтшлегер Варвара | 3 | |||||
ВОШ: по литературе | Коваленко Анастасия | 4 | ||||||
ВОШ: по русскому языку | Мисько Анастасия | 10 | ||||||
ВОШ: по биологии | Касимов Данил | 5 | ||||||
ВОШ: по обществознанию | Коваленко Анастасия Вольтшлегер Варвара | Уколова Елена | 4 | |||||
ВОШ: по физической культуре | Федорова Виктория | Андреева Алена | 2 | |||||
ВОШ: по математике | Кузнецова Ксения Летелов Ярослав | 2 | ||||||
Исследовательские и проектные работы в области экологии и биологии | Такмакова Виктория Коваленко Анастасия Какава Илона Шувалов Андрей | |||||||
Конкурс краеведческих исследовательских работ «Во славу Отечества» | Стариков Константин | |||||||
ВОШ: по истории | Региональный | Стариков Константин | ||||||
ВОШ: по обществознанию | Стариков Константин | |||||||
ВОШ: по избирательному праву и избирательному процессу | Стариков Константин | |||||||
XII научно-практическая конференция "Молодые исследователи" | Всероссийский | Стариков Константин | Такмакова Виктория Коваленко Анастасия Максименко Арина | |||||
Конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева | Беляева Виктория | |||||||
Научно-практическая конференция с международным участием «Шаг в цифровое будущее» | Стариков Константин | |||||||
Творческая одаренность | ||||||||
Фестиваль «Арт - волна» | Международный | Макарова Анна Пчелкин Дмитрий | ||||||
Конкурс сочинений по русскому языку | Всероссийский | Васильев Роман | Горбунов Глеб | |||||
Региональный | ||||||||
«Поэзия родного края» | Муниципальный | Силиверстов Павел Суетин Егор | ||||||
Конкурса по истории Польши | Такмакова Виктория | Стариков Константин | ||||||
Викторина «Героическое прошлое нашей страны» | Кузнецов Андрей Фетисов Сергей | |||||||
Конкурс «Во славу Отечества» | Стариков Константин | |||||||
«Поэзия родного края» | Селиверстов Павел | |||||||
5-й районный интеллектуальный брейн-ринг «Мы наследники Великой победы» | Сборная команда школы | |||||||
«Любители русской словесности» ЛОИРО | Стариков Константин | |||||||
Фестиваль «Молодые дарования» номинация «Декоративно-прикладное творчество» | Коллективная работа 3б «На дне морском» | Михайленко Анна Петренко Святослав Григорьева Юлия | ||||||
Спортивная одаренность | ||||||||
7 Спартакиада по первенству школ по пионерболу среди 3-4 классов. | Городской | Сборная команда 1-4 классов | ||||||
Соревнования по мини-футболу Х детских спортивных игр | Муниципальный | Сборная команда 1-4 классов | ||||||
10-е Детские спортивные игры по волейболу среди юношей | Сборная команда 5-9 классов | |||||||
Первенство общеобразовательных школ Тосненского района среди учащихся 2-х классов | Сборная команда 2-х классов | |||||||
"Веселые старты" 10-х Детских спортивных игр Тосненского района среди младших школьников | Сборная команда 1-4 классов | |||||||
Зональные соревнования по легкой атлетике. 55 областная спартакиада школьников | Сборная команда школы | |||||||
Зональные соревнования по мини-футболу. 55 областная спартакиада школьников | Сборная команда школы | |||||||
Всероссийские соревнования по шахматам среди школьных команд «Белая Ладья» | Региональный | Сборная команда школы | ||||||
Городской | Сборная команда 3-4 классов | |||||||
Социальная одаренность | ||||||||
Муниципальный | ||||||||
Военно-патриотический форум «Александровский стяг». | Региональный | Сборная команда школы | ||||||
Слет трудовых объединений старшеклассников | Сборная команда 11 класса | |||||||
интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» ЛЭТИ | Сборная команда школы |
Приложение 4
Анализ результативности работы с одаренными детьми за 2019-2020 гг.
№ | Мероприятие | Уровень | Победители | Призёры | Участники | ||||
Интеллектуальная одаренность | |||||||||
Научно-практическая конференция | Школьный | 84 | |||||||
ВОШ: по математике | 5 | 12 | 39 | ||||||
ВОШ: по физике | 0 | 0 | 16 | ||||||
ВОШ: по биологии | 4 | 8 | 18 | ||||||
ВОШ: по ОБЖ | 3 | 2 | 9 | ||||||
ВОШ: по физической культуре | 3 | 3 | 6 | ||||||
ВОШ: по истории | 4 | 11 | 22 | ||||||
ВОШ: по праву | 3 | 4 | 20 | ||||||
ВОШ: по литературе | 4 | 12 | 29 | ||||||
ВОШ: по информатике | 2 | 0 | 18 | ||||||
ВОШ: по географии | 1 | 2 | 24 | ||||||
ВОШ: по обществознанию | 3 | 5 | 20 | ||||||
ВОШ: по русскому языу | 10 | 3 | 17 | ||||||
ВОШ: по химии | 3 | 1 | 7 | ||||||
ВОШ: по технологии | 1 | 1 | 23 | ||||||
Игра-конкурс «Русский медвежонок» | 10 | 17 | 140 | ||||||
ВОШ: по избирательному праву и избирательному процессу | Муниципальный | Беляева Виктория | Иванова Ангелина | 2 | |||||
ВОШ: по истории | Уколова Елена | Вольтшлегер Варвара | 4 | ||||||
ВОШ: по праву | Кожевникова Ольга Андреева Алена | Уколова Елена Вольтшлегер Варвара Кузнецов Полина Беляева Виктория Иванова Ангелина | 10 | ||||||
ВОШ: по литературе | Колдаева Марианна | 4 | |||||||
ВОШ: по русскому языку | Колдаева Марианна | Шележонкова Ксения | 10 | ||||||
ВОШ: по биологии | Колдаева Марианна | Максименко Арина Кожевникова Ольга | 4 | ||||||
ВОШ: по обществознанию | Астошов Даниил | Парамзин Дмитрий Уколова Елена Андреева Алена | 5 | ||||||
ВОШ: по краеведению | Стариков Константин | 1 | |||||||
Конкурс проектных работ по биологии и экологии | Кожевникова Ольга | ||||||||
Региональная олимпиада школьников по инженерному проектированию и компьютерной графике | Лямин Илья | Мещеряков-Корешкин Дмитрий | |||||||
ВОШ: по избирательному праву | Региональный | Стариков Константин | |||||||
Региональный этап всероссийского конкурса научных исследовательских работ обучающихся «Отечество» | Беляева Виктория | ||||||||
Олимпиада общеобразовательных учреждений ЛО по избирательному праву | Беляева Виктория | ||||||||
XV Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева Беляева В. | Беляева Виктория | ||||||||
ВОШ по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Софиум» | Всеоссийский | Стариков Константин | |||||||
«История местного самоуправления моего края | Беляева Виктория Стариков Константин | ||||||||
Творческая одаренность | |||||||||
«Солдатская Каша» | Всероссийский | Савченко Кристина Богданов Михаил Цветкова Полина Пастухова Вероника Кузнецов Андрей | |||||||
«История местного самоуправления моего края» | Беляева Виктория | ||||||||
Телекоммуникационная олимпиада юных журналистов | Джур Ларион Бабийчук Егор Шележонкова Ксения | ||||||||
Художественный конкурс «Не судите по костюму» | Региональный | Федичева Кристина | |||||||
Конкурс чтецов «Молодые дарования» | Муниципальный | Ефимов Иван | |||||||
Конкурс журналистских публикаций «Я здесь живу и край мне этот дорог» | Такмакова Виктория | ||||||||
Конкурс рисунков «Великая война- Великая Победа» | Лобанов Илья Ковтуненко Таисия | ||||||||
Краеведческая викторина «Героическое прошлое Ленинградской области» | Гаина Даниил Парамзин Дмитрий Мунтяну Ярослав Третьяков Никита | ||||||||
«Молодая хозяйка» | Федорова Виктория | ||||||||
Конкурс «Молодые дарования» | Григорьева Юлия | Князева Виктория Шаркаева Алина Григорьева Любовь Минина Мария | |||||||
Фестиваль-конкурс вокального искусства «Песенный звездопад» | 4 | ||||||||
Конкурс чтецов «Слово доброе о маме» | Городской | Кузнецова Полина | |||||||
Спортивная одаренность | |||||||||
XI детские спортивные игры Тосненского района среди младших школьников в 2019-2020 учебном году по мини-футболу | Муниципальный | Сборная команда 1-4 классов | |||||||
Соревнования по баскетболу | Сборная команда 9-х классов | ||||||||
Всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья» | Баранов Иван | Мурашова Ксения | |||||||
Всероссийские соревнования по шахматам среди школьных команд «Белая Ладья» | Региональный | Сборная команда школы | |||||||
Турнир по тяжелой атлетике «Юные штангисты» | Крамарева София | Степанова Екатерина | |||||||
Первенству Санкт-Петербурга спортивной школы Олимпийского Резерва Силовых Видов Спорта им. В,Ф. Краевского по тяжелой атлетики среди девушек | Степанова Екатерина | ||||||||
Первенство школ г,Никольское по пионерболу среди 3-4 классов | Городской | Сборная команда 3-4 классов | |||||||
Социальная одаренность | |||||||||
Осенний военно-спортивный слёт по полиатлону между командами казачьих кадетских классов | Муниципальный | Андреева Алена Кузнецова Полина | |||||||
«Дебаты» | Региональный | 5 | |||||||
«Социальное проектирование» | 5 |
Приложение 5
Анализ результативности работы с одаренными детьми за 2020-2021 гг.
№ | Мероприятие | Уровень | Победители | Призёры | Участники | |
Интеллектуальная одаренность | ||||||
Научно-практическая конференция | Школьный | 127 | ||||
ВОШ: по математике | 7 | 10 | 49 | |||
ВОШ: по физике | 0 | 0 | 56 | |||
ВОШ: по биологии | 5 | 11 | 28 | |||
ВОШ: по ОБЖ | 3 | 4 | 19 | |||
ВОШ: по физической культуре | 3 | 3 | 8 | |||
ВОШ: по истории | 5 | 9 | 32 | |||
ВОШ: по праву | 5 | 6 | 30 | |||
ВОШ: по литературе | 10 | 5 | 39 | |||
ВОШ: по информатике | 2 | 0 | 28 | |||
ВОШ: по географии | 3 | 0 | 34 | |||
ВОШ: по обществознанию | 5 | 7 | 28 | |||
ВОШ: по русскому языку | 13 | 6 | 37 | |||
ВОШ: по химии | 5 | 1 | 10 | |||
ВОШ: по английский язык | 3 | 2 | 19 | |||
ВОШ: по технологии | 1 | 1 | 33 | |||
ВОШ: по праву | Муниципальный | 2 | 3 | 5 | ||
ВОШ: по обществознанию | 1 | 4 | 5 | |||
ВОШ: по истории | 1 | 1 | 2 | |||
ВОШ: по физической культуре | - | 1 | 3 | |||
ВОШ: по русскому языку | 1 | 2 | 2 | |||
ВОШ: по литературе | 1 | - | 1 | |||
ВОШ: по биологии | 1 | 3 | 5 | |||
Региональный этап олимпиады школьников по краеведению | Муниципальный | Беляева Виктория | ||||
"Открытая олимпиада" по русскому языку | Мязина Дарья Инесса Врацян Синько Мария Веселов Григорий | |||||
"Открытая олимпиада" по истории | Тоискин Станислав | Харитонова Олеся Однораленко Елизавета Лядова Анастасия- Туркулец Анна | ||||
"Открытая олимпиада" по обществознанию | Комаров Сергей Лобанов Илья | |||||
"Открытая олимпиада" по математике | Морковникова Валерия Макаров Игнат Синько Мария | |||||
"Открытая олимпиада" по биологии | Лобанов Илья Комаров Сергей | Кожевникова Ольга Андреева Алена Синько Дарья | ||||
Научно-практическая конференция | Снятков Руслан Беляева Виктория Сысоева Ольга | Иванова Ангелина Андреева Алена Макарова Анна Пастухова Вероника Какава Таисия | ||||
«Диктант Победы» | 20 | |||||
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся в области экологии и биологии | Кожевникова Ольга | |||||
Права человека – 2020. Ленинградская область» | Региональный | Беляева Виктория | ||||
Конкурс исследовательских проектов Ленинградской области | Беляева Виктория Иванова Ангелина | |||||
Олимпиада по обществознанию для школьников в ГИЭФПТ | Беляева Виктория Иванова Ангелина | |||||
Олимпиада по праву для школьников в ГИЭФПТ | Беляева Виктория Иванова Ангелина | |||||
Олимпиада школьников СПбГУ по обществознанию | Иванова Ангелина | |||||
XVI соревнования исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе РФ 2021-2022 уч.г. | Цыцан Виталий | |||||
Научно-практическая конференция "АРИСТОТЕЛИКА" в номинации "История, обществознание, краеведение". | Российский | Беляева Виктория | ||||
Открытая интернет-олимпиада по математике для школьников | Спирина Анна Цыцан Виталий Игнат Макаров | |||||
Гуманитарная научно-практической конференции: "Актуальные проблемы гуманитарных наук" | Андреева Алена Сидорова Валерия | Беляева Виктория Савельчева Диана | ||||
Научно-практической конференции: "Человек-Земля-Вселенная" | Цыцан Виталий | |||||
Творческая одаренность | ||||||
Первый образовательный фестиваль | Межрегиональный | Саргсян Арман | ||||
Конкурс видеороликов «Десятая муза» | Всероссийский | 3 | ||||
«Правнуки Победителей» | 1 | |||||
Конкурс рисунков в рамках региональной культурно просветительской программы для школьников "Город Герой-Ленинград" | Региональный | Чабан Вероника | ||||
«Горизонты открытий» | 2 | |||||
Конкурс для детей с ОВЗ «Для всех без исключения есть правила дорожного движения» | 5 | |||||
Конкурс юных вокалистов «Серебряный Орфей» | Саргсян Арман | |||||
"Моё семейное древо 2020. Династия защитников" | Муниципальный | Кузнецова Полина | ||||
Конкурс рисунков «Что я знаю о войне» | Беляева Виктория | |||||
Конкурс сочинений «Без срока давности» | 3 | |||||
«Красота Божьего мира» | Айрапетян Эдуард | |||||
«Мастер художественного слова» | 3 | |||||
«Неопалимая купина» | Синько Мария | Зверева Виктория | 12 | |||
«Дорога и мы» | 3 | |||||
«Природа дом твой – береги его!» | 30 | |||||
Конкурс сочинений «Письмо пожарному» | Кузнецова Полина | |||||
Всероссийский конкурс «Сын России» | Колдаева Марианна | |||||
«Песенный звездопад» | Мкртумян Диана | 2 | ||||
Конкурс чтецов «О войне и победе» | 19 | |||||
«Молодые дарования» | Шаркаева Алина | Федорова Евгения | 20 | |||
Спортивная одаренность | ||||||
Соревнования по легкой атлетике «Кубок СДЮСШОР» | Российский | Рязанова Ангелина | ||||
Соревнования «Лыжня Ульяновки» 2021 | Муниципальный | Гавриленко Алиса Мякота Андрей | ||||
IX Спартакиада по пионерболу | Сборная команда 5-6 классов | |||||
Оборонно-спортивная игра "Зарница-2021" | Сборная команда 9-11 классов | |||||
IX спартакиада среди школьников -Пионербол | Городской | Сборная команда 5-6 классов | ||||
Сборная команда 2-14 классов | ||||||
Культурно-массовое мероприятие "Зарница" | Сборная команда 5-6 классов | |||||
Социальная одаренность | ||||||
Военно-патриотическая квест-игра "Победа" | Городской | Сборная команда 9-11 классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы...
Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.В современном образовании личностно-ориентированная тенденция связана...
"Организация работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения"
Выявление одаренных детей и организация работы с ними в условиях общеобразовательного учереждения....
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...
Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....