Исследовательская работа учащихся
статья
Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах деятельности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.pptx | 572.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолог А. Р. Лурия 4 этапа, которые характеризуют самостоятельный поиск ученика: Изучение условий задачи. Выясняется сущность возникшей проблемы, и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения. Создание общего плана будущих действий, т.е. разработка стратегий решения задачи. Разработка тактики решения: выбор того или иного выбора решения. Сопоставление результатов с исходными данными. Если согласованности нет, то умственная деятельность продолжается.
В учебном процессе нужно придерживаться следующих дидактических требований: У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися у них знаниями и представлениями о каком-нибудь предмете, событии; Новая информация и понятия должны быть понятными и доступными для учащихся; Новые идеи должны быть полезнее, чем те, которые уже имеются у учащихся.
Работа должна быть направлена на формирование исследовательских умений: умение формулировать учебную проблему; умение выдвигать предположение, гипотезу; умение осуществлять доказательство в решении учебной проблемы; умение фактически проверять теоретически обоснованную гипотезу, делать обобщающие заключения и выводы.
Применяя исследовательскую работу на уроке, мне удалось: Индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Создать условия для творческого развития учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища) или в группе, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Применяя исследовательскую работу на уроке, мне удалось: Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации на электронном носителе, использование электронных учебников). Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования. Снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки – ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.
Учебная исследовательская работа повысила: информативность урока, эффективность обучения, придаёт уроку динамизм и выразительность.
Ключевые компетенции: Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым. Информационные – владение информационными технологиями. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: Школьном, Учебно-исследовательском Научно-исследовательском
Школьный уровень - позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.
Учебно – исследовательский уровень - обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Научно – исследовательский уровень - требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.
Исследовательская работа проходит в несколько основных этапов: 1 этап Выбор темы исследования, отбор и обработка литературы по теме исследования, подготовка объекта исследования. ( Обоснование актуальности выбранной темы , формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ, указать конкретные задачи, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы).
Исследовательская работа проходит в несколько основных этапов: 2 этап Проведение ученической исследовательской работы (При выборе методики исследования нужно рассчитать, каким должен быть необходимый объём наблюдений или количество опытов)
Исследовательская работа проходит в несколько основных этапов: 3 этап Оформление полученных результатов работы: Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования) Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования) Заключение (выводы и результаты) Список литературы
Защита ученической исследовательской работы На защите учащийся в своем докладе должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования Степень самостоятельности в выполнение различных этапов работы над проектом. Практическое использование предметных знаний, умений, навыков. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта. Степень осмысления использованной информации Оригинальность идеи, способы решения проблемы Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта. Уровень организации и проведение презентации Социальное и прикладное значение полученных результатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях
В юбилейный для Русской Поляны год Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...
Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"
Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции
Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...