ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УУД СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Д. Пойа
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. В основе концепции УУД лежит системно - деятельностный подход. УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 625 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УУД СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
учитель математики МБОУ СОШ№2 Кустова П.А.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Д. Пойа
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. В основе концепции УУД лежит системно - деятельностный подход. УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Регулятивные
- Личностные
- Познавательные
- Коммуникативные
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:
ТИП УРОКА | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
урок усвоения новых знаний | ИКТ, технология проблемного обучения |
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления |
урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | ИГРЫ, групповые формы работы |
урок систематизации и обобщения знаний и умений | ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок | Возможно применение всех технологий |
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1-этап - вводно - мотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)
• 2- этап - открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
• 3- этап - формализация знаний. Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4- этап - обобщение и систематизация. На этом этапе применяются приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Личностные | Участие в проектах. Подведение итогов урока. Творческие задания, имеющие практическое применение. Самооценка событий |
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ:
1 пример: Необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений.
2 пример: Решить задачу древних индусов (геометрия: Практическое применение теоремы Пифагора)
Над озером тихим, с полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом отнес его в сторону. Нет боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной в двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: как озера вода здесь глубока?
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Познавательные |
|
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
1 пример: (квадратные уравнения 8 класс). Решите уравнения и расшифруйте полученное слово.
- 35x² + 2x - 1 = 0; 5) 4 - x² = 0;
- 9y² + 30y + 25 = 0; 6) x²- 9x + 14 = 0;
- 3x²- 15 = 0; 7) 2x² - 11x + 9 = 0;
- 0,5x² - 3,5x = 0; 8) -3x² + 7x + 10 = 0.
Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ. Используя интернет или дополнительную литератору записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.
Пример 2. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.
ПРИМЕРЫ: Пример 1. Правильно прочти высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно поставь запятую. Математикаэтоцепьпонятий:выпадетоднозвенышкоинепонятнобудетдальнейшее.
Пример 2. (ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение)
1. <СЕF=
2. CE:DE = AE:FE = DA:CF 4:8=10:FE=7:СF
Ответ: FC = 3,5 см, FЕ= 5 см.
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Коммуникативные |
|
ПРИМЕРЫ: Пример 1. ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»
Пример 2. Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.
Результаты формирования УУД
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
- выделять тип задач и способы их решения;
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- обосновывать этапы решения учебной задачи;
- производить анализ и преобразование информации;
- проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
- устанавливать причинно-следственные связи
- владеть общим приемом решения задач
- создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
- выбирать средства для своего поведения
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм
- Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
- Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
- Уровень развития морального сознания
- Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
- Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
В заключении хотелось бы сказать, что приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование – преподавание» пришло «образование – созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»
История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

Роль метапредметных компетенций в формировании новых тенденций развития математического образования
Состояние математического образования по исследованиям PISA-2012, метапредметные компетенции в математическом образовании...

Формирование успешной личности средствами дополнительного образования
Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стре...

Методическая разработка «Формирование здоровьесозидающей среды средствами дополнительного образования»
Главная задача при занятиях спортом - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Своими действиями педагог может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить и...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...
Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению
Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...