Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано»
материал

Хилько Оксана Владимировна

Творчество – это универсальный язык, который понимают во всем мире.                                                                                                                                                        Но как же распознать и правильно развивать творческие способности? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                           «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Методическое сообщение на тему:

«Развитие творческих способностей  учащихся                            в классе фортепиано»

преподаватель музыкального отделения

по классу фортепиано

Хилько Оксаны Владимировны

22.03.2019 г.

Нет на свете людей, у которых бы не было ни одного таланта.                        Творчество – это универсальный язык, который понимают во всем мире.               Но как же распознать и правильно развивать творческие способности? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо раскрыть  само понятие – способности.                                                                                                                            В отечественной психологии ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки способностей человека:

  • индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;  
  • только те особенности, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности или нескольких видов деятельности;            
  • особенности, которые не сводятся к начальным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения новых знаний.

А чем же отличаются  способности человека, от  творческих способностей?                                                                 Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности.                                                                                                       В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать),  обучаемость (способность приобретать знания) и креативность, которая связана с такими процессами как воображение, память и внимание.                                                                                      

 Творческая способность  - это, прежде всего преобразование знаний. Творческие способности относятся к группе,  разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями подразумеваются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Какую же роль играет педагог в развитии творческой деятельности ученика? Ведущую.

Основная задача педагога заключается в следующем:                                                                                             - поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;                                                                                                                                                                         - не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;                                                                        

- уважать точку зрения учащегося, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;                                                                                                                            

- предлагать учащимся  больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;                                                                                                                                                                                              

- безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;                                                          

- не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;                                                                  

- творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;                                                                                                                    

- не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;                                                                                              

- больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;                                                                                                                                        

- развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;                                                                                                                                                                                      

- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Каким же должно быть развитие творческих способностей на уроке фортепиано?

 Очень важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации  и сочинения музыки. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить ребенка из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку.                                  Так, например, на уроках музицирования для развития творческих способностей, я даю своим ученикам задание сочинить подголоски на заданную мелодию, ритмическая импровизация в форме игры-диалога между преподавателем  и учеником, например:  преподаватель играет и поет : Вот стучится кто- то в дверь, ученик хлопает или играет на одном звуке: Тук-тук-тук, тук-тук-тук.(в придуманном им ритме), преподаватель: Открывайте поскорей, ученик: Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Затем можно поменяться ролями. Таким образом, происходит совместное творчество педагога и ученика.                                                                                                                                                               Или же сочинение песенок и попевок на заданные стихи.  Данная форма доступна с самого начала обучения ребенка игре на инструменте. Сначала я сама рассказываю известную ребенку сказку  или историю, свой рассказ на инструменте. Затем это делает ученик, придумывая свой вариант импровизации. Очень часто в средних и старших классах, к определённой мелодии прошу подобрать аккомпанемент с использованием основных кадансовых оборотов, но в различных вариантах (аккорды, арпеджио, вальсовый трёх дольный ритм и.т.д.).                                                                                                                                                                         С учащимися младших классов на уроках музицирования даю такие задания как: досочинение ритмических схем, или музыкальной фразы, предложения.

Так же даю заранее подготовленную  мелодию и прошу найти явные ошибки и отредактировать нотный текст ( с этим заданием хорошо справляются учащиеся средних классов). Или же учащимя предлагается добавить к сочиненному композитором недостающий элемент. Например, динамичские оттенки, штрихи, соответствующие характеру музыки, выбрать более подходящий ритм.  Для старших классов даю определённую цепочку и прошу её регармонизировать и попробовать сыграть  в нескольких вариантах исполнения, то есть ставлю задачу – играть импровизацию.                                                                                                                                   На уроках музицирования вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления и творческой инициативы.                                                                                                        Регулярная работа над развитием творческих способностей учащихся показывает,   что в   результате      целенаправленного  педагогического воздействия,  связанного с  развитием  музыкально – творческих    способностей    эффективно развиваются:  музыкальный  слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический),    музыкальная    память,     музыкальное        воображение, музыкальное мышление.

 Фундамент музыкальности формируется в том случае, если ребенок не перескакивает через ступени развития, музицирует, а не только "интерпретирует". Ученик должен на опыте познать, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Он должен не только знать какие-либо правила и понятия, но и уметь применять эти знания на практике. Ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.

 Задача преподавателя в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.                                                                                                                                                                

В заключении  хочется привести высказывание выдающегося музыканта, композитора и педагога К. Орфа: "Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей"

Литература:

Альтерман С.  «Сорок уроков  начального обучения музыке детей 4-6 лет», Санкт-Петербург, 1999.

Баренбойм Л. А. «Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики», М., 1968.

Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей» М., , 2002.

Выготский Л. С. «Психология искусства», М. 1991.

Кинарская Д. К. «Музыкальные способности», М., 2004.

Киселева Е. А. «Основные концепции творческих способностей»,

Теплов Б.Н. «Психология музыкальных способностей», М., 1947.

Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер», М., 1987.

Яценко Т. «Музыка для детей. Самоучитель игры на форте пиано и клавишных в сказках и картинках», М., 2013

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Методическое сообщение "Техническое развитие учащихся в классе фортепиано"

В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев,  вопросы ра...

Творческое развитие учащихся в классе фортепиано средствами этнокультурного воспитания

На фоне кризиса культуры и дегуманизации проблема сохранения и осознания отечественных традиций имеет общекультурное значение. Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного ...

Творческое развитие учащихся в классе фортепиано средствами этнокультурного воспитания

На фоне кризиса культуры и дегуманизации проблема сохранения и осознания отечественных традиций имеет общекультурное значение. Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного ...

Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»

Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»...

Выступление на методическом объединении. Сообщение на тему: "Развитие музыкальной памяти"

Музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала.Наряду с музыкальным слух...