Доклад "Формирование и развитие УУД на уроках математики"
статья
Доклад адресован учителям математики, преподающим предмет по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud_na_urokah_matematiki_.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методическом объединении учителей математики
«Формирование и развитие УУД на уроках математики»
Доржиева В.Б.,
учитель МАОУ СОШ № 19
Математическое образование в основной и старшей школе ориентировано на достижение определенных целей. Одна из целей обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.
В основе концепции УУД лежит системно – деятельностный подход.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики: Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:
Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. |
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий | Виды заданий |
Познавательные | «Найти отличия» |
«Поиск лишнего» | |
Составления схем-опор | |
Работа с разными видами таблиц, диаграмм | |
Регулятивные | «Преднамеренные ошибки» |
Поиск информации в предложенных источниках | |
Взаимоконтроль | |
Диспут | |
Контрольный опрос на определенную проблему | |
Коммуникативные | Составь задание партнеру |
Отзыв на работу товарища | |
Групповая работа | |
«Объясни …» | |
Личностные | Участие в проектах |
Подведение итогов урока | |
Творческие задания, имеющие практическое применение | |
Самооценка событий |
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
1-этап - вводное - мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.
Результаты формирования УУД
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы их решения
· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
· различать обоснованные и необоснованные суждения,
· обосновывать этапы решения учебной задачи,
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
· устанавливать причинно-следственные связи
· владеть общим приемом решения задач
· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
· выбирать средства для своего поведения
· планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
· Уровень развития морального сознания
· Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Определяю, какие УУД формируются на каждом этапе урока. Для этого я использую таблицу«Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».
Этапы урока | Формирование УУД |
Психологический настрой. | Личностные Коммуникативные |
2.Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Проверка домашнего задания. | |
4.Актуализация знаний. | Познавательные Коммуникативные Личностные |
5. Физкультминутка. | Регулятивные Личностные |
6.Изучение нового материала. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
7. Закрепление по теме. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Логические |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Логические Коммуникативные |
9. Информация о домашнем задании |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы
В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в сущес...
Развитие памяти на уроке математике
В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным психологом в рез...
Эстетическое развитие ребенка на уроках математики
laquo;Какая красивая задача» или «какое красивое решение» не раз эти фразы можно услышать из уст учителя.А что же ученики? Наверняка, в начале, они с усмешкой или недоумением их вос...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Технология индивидуальных образовательных траекторий(ТИОТ) помогает организовать коррекционную работу как по ликвидации пробелов в знаниях, так и осуществлять работу с детьми имеющими различную ...
Статья "Развитие памяти на уроках математики"
Использование опорных схеми конспектов ....
Способы развития внимания на уроках математики
ак часто, на уроках мы сталкиваемся с невнимательностью наших учеников, в чем их причина?...