«О представлении опыта работы по теме самообразования»
статья (6 класс)
Моделируя процесс воспитания патриотизма у детей, я использовала методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области
Выступление на методическом совете
«О представлении опыта работы по теме самообразования»
Подготовила
Борзенкова Т.А.,
воспитатель
Верхний Любаж - 2019 г.
«Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой только и может осуществиться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ. Уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Гражданско-патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели я осуществляю через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие воспитанникам чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
К сожалению, на психическое развитие определенной группы детей оказывают негативное влияние некоторые социальные факторы: отчуждение родителей от детей, конфликтные ситуации, неполная семья, алкоголизм родителей, которые ведут к отклонению в неврологическом статусе и задержке в развитии детей. Отсюда не одинаковая «стартовая площадка» для воспитания, а потому, учитывая общие возрастные особенности, необходимо опираться на индивидуальный уровень, путь и темп развития каждого.
Исходя из этого, я определила основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у обучающихся:
1. Воспитание любви к своей Родине.
2. Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.
3. Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
4. Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.
Патриотическое воспитание основывалось на следующих принципах:
- соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей;
- единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
- воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом;
- изучение опыта защиты Отечества.
Моделируя процесс воспитания патриотизма у детей, я использовала методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности.
Основные цели гражданско-патриотического воспитания вижу в повышении чувства ответственности за свои поступки действия, формировании устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота России, социализации личности, неприятии негативного противоправного поведения. Поставленные цели достигаются через тематические мероприятия: «Я – гражданин России!» - цель: идет знакомство воспитанников с государственной символикой (гербом, флагом, гимном страны и малой родины). Эти символы позволяют ознакомить детей с историей происхождения государства, его структурой, целями, принципами, национальными и иными традициями, особенностями хозяйства и природы; «День Конституции»; «Права и обязанности несовершеннолетних»; «Права ребенка».
Считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, история развития конкретной семьи. Воспитанники изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой, изучают историю своего села.
Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых и детей, но и является первым шагом в познании Родины, ее традиций, истории.
В план воспитательной работы я обязательно включаю мероприятия связанные с русской традиционной культурой, несколько бесед посвящаются малой Родине. Их цель: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться, почему Родина дороже всего? На мероприятиях звучат произведения Г.В.Свиридова, русские народные песни, стихи о России, о Курском крае. Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Проводятся занимательные мероприятия в игровой форме. В их содержание включается больше исторического материала. Обязательно дети знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа, рассказывается об историческом прошлом нашего села Верхний Любаж, о людях его прославивших. Стало традиционным посещение сельской библиотеки, где идет работа по изучению истории и социальной сферы села. Также дети участвуют в художественной самодеятельности сельского Дома культуры. Все это, несомненно, помогает детям много узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины, мир своего детства.
Воспитанники принимают активное участие в уборке памятников и захоронений воинов ВОВ на территории села. Во внеурочное время проводятся экскурсии по памятным местам нашего села. После экскурсии мы посещаем школьный краеведческий музей, где дети увлеченно рассказывают о своих наблюдениях.
Велика роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников. Важнейшая задача музея – осуществление связи поколений: подрастающего и непосредственных участников исторических событий (героев войны в Афганистане и Чечне, ветеранов ВОВ и труда Фатежского района). При посещении музея обучающиеся работают с архивными материалами (фронтовые письма, фотографии военного времени, награды участников ВОВ, вырезки из газет) для подготовки к классным часам и мероприятиям.
Наш музей также знакомит воспитанников с творчеством курских писателей. Их жизнь и творчество – яркий пример служения Отечеству, запечатленный в книгах.
В своей работе большое внимание я уделяю воспитанию школьников на примерах изучения жизни знаменитых земляков. Провожу знакомство детей с творчеством великого композитора Г.В.Свиридова, поэта Игоря Ядыкина и других.
Проведенная работа в этом направлении способствует развитию у детей интереса к прошлому, настоящему своего края, учит их любить и оберегать достопримечательности родного края, воспитывает чувство уважения и преклонения перед знаменитыми людьми, нашими земляками. Работа по программе «Малая Родина» будет продолжена.
Большое внимание было уделено подготовке и празднованию 73-й годовщины победы. Дети читали литературные произведения о Великой Отечественной войне. В течение года мы посмотрели и обсудили художественные фильмы о детях войны, прослушали песни военных лет. Мои воспитанники выполняли индивидуальные задания, готовили сообщения о пионерах героях. Итоговым мероприятием стал конкурс рисунков и сочинений на тему: «Дети войны». Все воспитанники 9 мая приняли участие в митинге, посвященном Дню Победы. Там же, около Братской могилы, был дан праздничный концерт для ветеранов и жителей села с участием воспитанников нашей школы.
В системе работы по патриотическому воспитанию школьников особую роль отвожу природе. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.
Во время экскурсий дети собирают природный материал для поделок. Я обращаю внимание на то, как относятся дети к окружающей природе, ощущают ли эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, появляются ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а также контролировать и оценивать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающим. Это и есть черты патриота – разумного хозяина природы, страны, планеты.
Ежегодно мои воспитанники участвуют в благотворительных акциях «Белый цветок», «Рождественская открытка», «Пасхальный звон», что очень важно для развития гражданской ответственности, духовности, высокой социальной активности.
Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает воспитанников знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Какой будет Россия завтра, во многом зависит от того, как мы сумеем воспитать подрастающее поколение, которому суждено сохранять и продолжать национальную культуру, её духовно – нравственные традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...
обобщение опыта работы по теме самообразования
материал представляет обобщение опыта работы учителя математики Шайдуровой Н.М. по теме "Реализация дифференцируемого обучения математики на примере изучения в 6-7 классах уравнений, содер...
Обощение опыта работы по теме самообразования
С 2010 года по 2012 я работала по следующей теме самообразования: " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения". В данной статье представлено обобщение опыта работы....
Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»
Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....
Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"
В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Представление опыта работы по теме самообразования
Представление опыта работы по теме самообразования...