Рабочая программа 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по математике включает в себя два курса «Алгебра» и «Геометрия»
Рабочая программа разработана на основе:
1. Программы для образовательных учреждений: Алгебра 7 /Сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович – М.: Мнемозина, 2011г./
2. . Программы для образовательных школ: Геометрия 7-9 класс /Сост. Т.А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2011г.
3. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебникам: А. Г. Мордкович и др. Алгебра . Задачник М.: Мнемозина, 2001г и Л.С.Атанасян Геометрия 7-9 / Просвещение,2001.
Общая характеристика учебного предмета.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
- Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану школы на изучение математики в 7 классе отводится 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Основные особенности этой рабочей программы
- Данная рабочая программа составлена для класса, в котором 40% учащихся имеют хорошие способности в изучении предмета «Математика», 30% – средние и 30% слабые способности. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Чтобы вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся и их ликвидировать в ходе курса систематически проводятся самостоятельные работы, рассчитанные на 10-15 минут урока.
- Для изучения геометрии выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, в программе для базового изучения отводится 1,5 часа, что составляет 50 час, поэтому я увеличила количество часов в целях более эффективной подготовки обучающихся на темы: «Начальные геометрические сведения» на 5 часов, «Треугольники» на 4 часа, «Параллельные прямые» на 5 часов, «Соотношения между сторонами и углами треугольника» на 3 часа и «Повторение» на 1 час.»
Основное содержание тем учебного курса
Тематическое планирование
По алгебре
(3 часа в неделю, всего 102 часа)
№ | ТЕМА | Кол-во | Контрольные работы | Самостоятельные работы |
1 | Математический язык | 13 | 2 | 2 |
2 | Линейная функция | 11 | 1 | 2 |
3 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 13 | 1 | 2 |
4 | Степень с натуральным показателем | 6 | 1 | 2 |
5 | Одночлены. .Арифметические операции над одночленами | 8 | 1 | 2 |
6 | Многочлены. Арифметические операции над многочленами | 15 | 1 | 2 |
7 | Разложение многочленов на множители | 18 | 1 | 2 |
8 | Функция у=х2 | 9 | 1 | 2 |
9 | Повторение | 9 | 1 | |
102 | 10 | 16 |
Тематическое планирование
По геометрии
(2часа в неделю, всего 68 часов)
№ | ТЕМА | Кол-во | Контрольные работы | Самостоятельные работы |
1. | Начальные геометрические сведения | 12 | 1 | 2 |
2. | Треугольники | 18 | 1 | 2 |
3. | Параллельные прямые | 14 | 1 | 2 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 | 1 | 3 |
5. | Повторение | 5 | ||
итого | 68 | 4 | 9 |
Учебно-тематическое планирование по алгебре.
Номер урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Вид урока Форма урока | Формы, типы контроля | Дата | ||||||
факт | |||||||||||
Математический язык. Математическая модель (13 часов) | |||||||||||
1 | Числовые и алгебраические выражения | 1 | КУ | ФО | Сентябрь 1 нед | ||||||
2 | Числовые и алгебраические выражения | 1 | КУ | ИК | 2 нед | ||||||
3 | Числовые и алгебраические выражения | 1 | КУ | ГК | 2 нед | ||||||
4 | Что такое математический язык | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
5 | Вводный контроль (тест) | 1 | УПЗ | ИК | 3 нед | ||||||
6 | Что такое математический язык | 1 | УО | ФО | 3 нед | ||||||
7 | Что такое математическая модель | 1 | КУ | ГК | 3 нед | ||||||
8 | Что такое математическая модель | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
9 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | УПК | ИК, СР | 4 нед | ||||||
10 | Линейное уравнение с одной переменной | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
11 | Координатная прямая | 1 | КУ | ВК | 5 нед | ||||||
12 | Координатная прямая | 1 | УО | ФО | 5 нед | ||||||
13 | Контрольная работа №1 по теме «Математический язык» | 1 | КУ | ГК | 5 нед | ||||||
Линейная функция (11 часов) | |||||||||||
14 | Координатная плоскость | 1 | УПК | ВК,СР | Октябрь 1 нед | ||||||
15 | Координатная плоскость | 1 | КУ | ФО | 1 нед | ||||||
16 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | УО | ФО | 1 нед | ||||||
17 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
18 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 1 | КУ | ИК,СР | 2 нед | ||||||
19 | Линейная функция и ее график | 1 | УПК | ФО | 2нед | ||||||
20 | Линейная функция и ее график | 1 | УО | ФО | 3 нед | ||||||
21 | Линейная функция и ее график | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
22 | Линейная функция у=kx | 1 | КУ | ИК,СР | 3 нед | ||||||
23 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | УПК | ГК | 4 нед | ||||||
24 | Контрольная работа №2 по теме «Линейная функция» | 1 | УО | ФО | 4 нед | ||||||
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 часов) | 5 нед | ||||||||||
25 | Основные понятия | 1 | КУ | ВК | 4 нед | ||||||
26 | Основные понятия | 1 | КУ | ФО | Ноябрь 2 нед | ||||||
27 | Метод подстановки | 1 | УПЗ | ИК | 2 нед | ||||||
28 | Метод подстановки | 1 | УО | ФО | 2 нед | ||||||
29 | Метод подстановки | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
30 | Метод алгебраического сложения | 1 | КУ | ИК,СР | 3 нед | ||||||
31 | Метод алгебраического сложения | 1 | УПК | ВК | 3 нед | ||||||
32 | Метод алгебраического сложения | 1 | УО | ФО | 4 нед | ||||||
33 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
34 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 1 | КУ | ИК,СР | 4 нед | ||||||
35 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 1 | КУ | ФО | 5 нед | ||||||
36 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 1 | УО | ФО | 5 нед | ||||||
37 | Контрольная работа № 3 по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» | 1 | КУ | ГК | Декабрь 1 нед | ||||||
Степень с натуральным показателем и ее свойства (6 часов) | |||||||||||
38 | Что такое степень с натуральным показателем | 1 | УПК | ВК | 2 нед | ||||||
39 | Таблицы основных степеней | 1 | УО | ФО | 2 нед | ||||||
40 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
41 | Умножение и деление степеней с одинаковым показателем | 1 | УПК | ИК,СР | 3 нед | ||||||
42 | Степень с нулевым показателем | 1 | УО | ФО | 3 нед | ||||||
43 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
Одночлены. Операции над одночленами (8 часов) | |||||||||||
44 | Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 1 | КУ | ГК | 4 нед | ||||||
45 | Сложение и вычитание одночленов | 1 | УО | ФО | 4 нед | ||||||
46 | Сложение и вычитание одночленов | 1 | УПК | ГК | 4 нед | ||||||
47 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | КУ | ФО | 5нед | ||||||
48 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 1 | УПЗ | ИК | 5 нед | ||||||
49 | Деление одночлена на одночлен | 1 | УО | ФО | 5 нед | ||||||
50 | Деление одночлена на одночлен | 1 | КУ | ФО | Январь 2 нед | ||||||
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Одночлены. Операции над одночленами» | 1 | УПК | ИК,СР | 3 нед | ||||||
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов) | |||||||||||
52 | Основные понятия | 1 | УО | ФО | 3 нед | ||||||
53 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | УО | ФО | 3 нед | ||||||
54 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
55 | Умножение многочлена на одночлен | 1 | КУ | ГК | 4 нед | ||||||
56 | Умножение многочлена на одночлен | 1 | УПК | ВК,СР | 4 нед | ||||||
57 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | КУ | ФО | 5 нед | ||||||
58 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | УО | ФО | Февраль 1 нед | ||||||
59 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | КУ | ФО | 1 нед | ||||||
60 | Формулы сокращенного умножения | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
61 | Формулы сокращенного умножения | 1 | УПК | ИК,СР | 2 нед | ||||||
62 | Формулы сокращенного умножения | 1 | УО | ФО | 2 нед | ||||||
63 | Формулы сокращенного умножения | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
64 | Формулы сокращенного умножения | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
65 | Деление многочлена на одночлен | 1 | УПЗ | ИК | 3 нед | ||||||
66 | Контрольная работа №5 по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами» | 1 | УО | ФО | 4 нед | ||||||
Разложение многочленов на множители (18 часов) | |||||||||||
67 | Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
68 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | КУ | ГК | 5 нед | ||||||
69 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | УПК | ВК,СР | Март 1 нед | ||||||
70 | Способ группировки | 1 | УО | ФО | 1 нед | ||||||
71 | Способ группировки | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
72 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | КУ | ВК | 2 нед | ||||||
73 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
74 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | УПК | ВК,СР | 3 нед | ||||||
75 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
76 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | УО | ФО | 4 нед | ||||||
77 | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
78 | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 1 | УПЗ | ИК | 4нед | ||||||
79 | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов | 1 | КУ | ФО | Апрель 1 нед | ||||||
80 | Сокращение алгебраических дробей | 1 | КУ | ФО | 1 нед | ||||||
81 | Сокращение алгебраических дробей | 1 | КУ | ФО | 1 нед | ||||||
82 | Сокращение алгебраических дробей | 1 | 2нед | ||||||||
83 | Тождества | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
84 | Контрольная работа № 6 по теме «Разложение многочленов на множители» | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
Функция у=х2 (9 часов) | 4 нед | ||||||||||
85 | Функция и ее график | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
86 | Функция и ее график | 1 | УПК | ИК,СР | 3 нед | ||||||
87 | Функция и ее график | 1 | КУ | ФО | 3 нед | ||||||
88 | Графическое решение уравнений | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
89 | Графическое решение уравнений | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
90 | Что означает в математике запись | 1 | УПЗ | ИК | 4 нед | ||||||
91 | Что означает в математике запись | 1 | УО | ФО | Май 1нед | ||||||
92 | Что означает в математике запись | 1 | КУ | ГК | 1 нед | ||||||
93 | Контрольная работа №7 по теме«Функция» | 1 | КУ | ФО | 2 нед | ||||||
Итоговое повторение (9 часов) | |||||||||||
94 | Линейная функция | 1 | УО | ФО | 2 нед | ||||||
95 | Линейная функция | 1 | КУ | ВК | 3нед | ||||||
96 | Степень с натуральным показателем | 1 | УПК | ВК,СР | 3 нед | ||||||
97 | Одночлены и операции над ними. | 1 | УО | ФО | 3 нед | ||||||
98 | Многочлены и операции над ними. | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
99 | Разложение многочленов на множители | 1 | КУ | ФО | 4 нед | ||||||
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | УО | ФО | 4 нед | ||||||
101 | Функция и ее график | 1 | КУ | ФО | 5нед | ||||||
102 | Графическое решение уравнений | 1 | УПЗ | ИК | 5нед |
Календарно-тематическое планирование по геометрии.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения | |
План | факт | |||||
Начальные геометрические сведения (12 часов) | ||||||
1 | Точки, прямые, отрезки. | 1 | УО | ФО | Сентябрь 1 нед | |
2 | Луч и угол. | 1 | УО | ФО | 2нед | |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | УО | ФО | 2 нед | |
4 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | КУ | ВК | 3 нед | |
5 | Измерение отрезков. | 1 | УО | ФО | 3 нед | |
6 | Измерение отрезков. | 1 | КУ | ГК | 4 нед | |
7 | Измерение углов. | 1 | УО | ФО | 4 нед | |
8 | Измерение углов. | 1 | КУ | ИК | 5 нед | |
9 | Перпендикулярные прямые. | 1 | УО | ФО | 5 нед | |
10 | Перпендикулярные прямые | 1 | КУ | ФО | Октябрь 1 нед | |
11 | Перпендикулярные прямые | 1 | УПКЗ | ВК | 1 нед | |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | УПЗ | ИК | 2 нед | |
Треугольники (18 часов) | ||||||
13 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | УО | ФО | 2 нед | |
14 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
15 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | УПКЗ | ИК | 3 нед | |
16 | Первый признак равенства треугольников. | 1 | КУ | ВК | 4 нед | |
17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | УО | ФО | 4 нед | |
18 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | КУ | ФО | Ноябрь 2 нед | |
19 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
20 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 1 | УО | ФО | 3 нед | |
21 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | КУ | ВК | 3 нед | |
22 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | КУ | ГК | 4 нед | |
23 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | УПКЗ | ИК | 4 нед | |
24 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | КУ | ФО | 5 нед | |
25 | Задачи на построение. | 1 | УО | ФО | Декабрь 1 нед | |
26 | Задачи на построение. | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
27 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
28 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
29 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
30 | Контрольная работа №2. по теме «Треугольники» | 1 | УПЗ | ИК | 4 нед | |
Параллельные прямые (14 часов) | ||||||
31 | Признаки параллельности двух прямых. | 1 | УО | ФО | 4 нед | |
32 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | КУ | ФО | 5 нед | |
33 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | КУ | ФО | 5 нед | |
34 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | КУ | ФО | Январь 2 нед | |
35 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
36 | Аксиома параллельных прямых. | 1 | УО | ФО | 3 нед | |
37 | Аксиома параллельных прямых | 1 | КУ | ФО | 4 нед | |
38 | Аксиома параллельных прямых | 1 | КУ | ФО | 4 нед | |
39 | Аксиома параллельных прямых | 1 | КУ | ФО | 5 нед | |
40 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | Февраль 1 нед | |
41 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
42 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
43 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
44 | Контрольная работа №3. по теме «Параллельные прямые» | 1 | УПЗ | ИК | 3 нед | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов) | ||||||
45 | Сумма углов треугольника. | 1 | УО | ФО | 4 нед | |
46 | Сумма углов треугольника | 1 | КУ | ФО | 5 нед | |
47 | Сумма углов треугольника | 1 | КУ | ФО | Март 1 нед | |
48 | Сумма углов треугольника | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
49 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | УО | ФО | 2 нед | |
50 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
51 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
52 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | КУ | ФО | 4 нед | |
53 | . Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | УПЗ | ИК | 4 нед | |
54 | . Прямоугольные треугольники | 1 | УО | ФО | Апрель 1 нед | |
55 | Прямоугольные треугольники. | 1 | КУ | ФО | 1 нед | |
56 | Прямоугольные треугольники | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
57 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | УО | ФО | 2нед | |
58/ | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
59 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
60 | Построение треугольника по трем элементам. | 1 | КУ | ФО | 4 нед | |
61 | Решение задач. | 1 | КУ | ФО | 4 нед | |
62 | Контрольная работа №5. по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | УПЗ | ИК | Май 1 нед | |
63 | Решение задач | 1 | КУ | ФО | 1 нед | |
Повторение (5 часов) | ||||||
64 | Признаки равенства треугольников | 1 | КУ | ФО | 2 нед | |
65 | Признаки равенства треугольников | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
66 | Признаки параллельных прямых | 1 | КУ | ФО | 3 нед | |
67 | Прямоугольные треугольники | 1 | КУ | ФО | 4 нед | |
68 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 4 нед |
Примечание
Формы урока
УО – урок ознакомления с новым материалом;
КУ- комбинированный урок;
УПКЗ- урок проверки и коррекции знаний;
УПИ- урок проверки изученного.
Формы и типы контроля
ВК- взаимный контроль;
ФО- фронтальный контроль;
ГК- групповой контроль;
ИК- индивидуальный контроль.
Содержание тем учебного курса
Алгебра.
1. Математический язык. Математическая модель (13 часов)
Числовые и алгебраические выражения. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Основная цель — систематизируя и обобщая сведения о преобразованиях выражений и решении линейных уравнений с одной переменной, полученные учащимися в курсе математики V—VI классов, начать знакомить учащихся с особенностями математического языка и математического моделирования.
Тема занимает ключевое положение во всем курсе алгебры VII—XI классов, во многом определяет отношение учащихся к новому учебному предмету — алгебре. Нельзя начинать изучение нового предмета, не упомянув его основную идею, на раскрытие которой фактически ориентирован весь курс. Поэтому имеет смысл планировать изучение темы так, чтобы, повторяя материал курса математики V—VI классов, постепенно вводить новые термины: математический язык, математическая модель. Школьники знакомятся с оформлением решения текстовой задачи в виде трех этапов математического моделирования: 1) составление математической модели; 2) работа с составленной моделью; 3) ответ на вопрос задачи. Эта схема используется в курсе алгебры VII—XI классов постоянно.
2. Линейная функция (11 часов)
Координатная прямая, виды промежутков на ней. Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Линейная функция и ее график. Отыскание наибольших и наименьших значений линейной функции на заданном промежутке. Прямая пропорциональность и ее график. Взаимное расположение графиков линейных функций.
Основная цель — познакомить учащихся с линейным уравнением с двумя переменными и линейной функцией, выработать умение строить их графики, осознать важность использования математических моделей нового вида — графических моделей.
Сначала изучается не линейная функция, а линейное уравнение с двумя переменными. Это не случайно, а напрямую связано с идейным стержнем всего курса — с математическим моделированием реальных процессов, поскольку равномерные процессы чаще всего моделируются в неявном виде — в виде уравнения ах + Ьу + с = 0, а не в явном виде — в виде линейной функции у = kx + т. Очень ответственно следует подойти к вопросу об адекватности двух моделей: линейного уравнения ах + Ьу + с = 0 и прямой в декартовой прямоугольной системе координат.
Внимание учащихся обращается на то, что график линейного уравнения с двумя переменными проще строить, если уравнение преобразовано к виду у= kx + т, для которого используется термин «линейная функция». Общее определение функции не дается, оно будет введено только в IX классе, после того как учащиеся накопят соответствующий опыт и будут в состоянии полноценно воспринять достаточно сложное математическое понятие. Вообще, не только возможно, но и полезно употребление школьниками, начиная с VII класса, таких, например, терминов, как «функция», «область определения функции», «непрерывность функции», «наибольшее и наименьшее значения функции», без знания строгих математических определений этих понятий, на описательном, наглядно-интуитивном уровне.
3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 часов)
Основные понятия, связанные с системами двух линейных уравнений с двумя переменными. Графическое решение систем. Метод подстановки, метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Основная цель — научить школьников решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными различными способами применять системы при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами VII и ГХ классов. Здесь вводится понятие системы линейных уравнений и ее решения, изучаются графический метод решения систем линейных уравнений, метод подстановки, метод алгебраического сложения. Следует обратить внимание на равноправие трех методов решения систем (графический метод, метод подстановки, метод алгебраического сложения) и на оформление решения текстовых задач в едином стиле — в виде трех этапов математического моделирования.
4. Степень с натуральным показателем и ее свойства (6 часов)
Определение степени с натуральным показателем, таблицы основных степеней, свойства степеней. Степень с нулевым показателем.
Основная цель — выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями и познакомить школьников с понятием степени с нулевым показателем.
В теме 1 курса алгебры учащимся объяснили, что математика занимается математическими моделями и что для составления математических моделей нужно владеть математическим языком. Изучение любого языка начинается с изучения простейших символов этого языка — букв. Таковыми «буквами» в математике являются числа, переменные и степени переменных. Это — основная мысль при изучении темы 2. Здесь впервые в школьном курсе алгебры появляются слова «определение», «теорема», «доказательство». Вряд ли целесообразно уже на этом этапе изучения курса требовать от всех учеников умения воспроизводить доказательства теорем. В то же время абсолютно игнорировать эти доказательства не стоит, тактика учителя должна быть гибкой, а подход к учащимся дифференцированным.
5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами (8 часов)
Понятие одночлена, стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над одночленами.
Основная идея этой темы практически та же, что и в теме 2, где изучались «буквы» математического языка, а здесь будут изучаться «слоги».
В основном материал темы 3 достаточно традиционен, но на два обстоятельства следует обратить внимание.
Во-первых, здесь появляется термин «алгоритм» как синоним понятия «программа действий» или «четко определенный порядок ходов». Желательно, чтобы учащиеся включили этот термин в свой рабочий словарь. При выработке алгоритмов полезно совместное творчество учителя и учащихся. Школьников следует постепенно и без нажима обучать схемам рассуждений, составлению и использованию алгоритмов и алгоритмических предписаний, поскольку этим характеризуется современный стиль обучения математике практически на всех уровнях.
Во-вторых, здесь появляются нетрадиционные для школы термины «корректная» и «некорректная» задача. Учащиеся должны знать, что далеко не всякая задача в математике решаема. Иногда она не решаема вообще, иногда она не решаема в данный момент из-за недостатка знаний у того, кто решает задачу. Наличие в процессе обучения некорректных заданий приносит несомненную пользу, так как у учащихся воспитывается способность критически анализировать ситуацию.
6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов)
Понятие многочлена, стандартный вид многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен. Основная цель — выработать умение выполнять действия над многочленами.
Эта тема играет фундаментальную роль в формировании умений выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Изучаются алгоритмы сложения, вычитания и умножения многочленов. Важно, чтобы учащиеся поняли, что при выполнении этих действий над многочленами в результате получается многочлен, в то время как деление многочлена даже на одночлен создает проблемную ситуацию. Деление многочлена на одночлен дается в ознакомительном и опережающем плане с целью пропедевтики темы «Алгебраические дроби» и с целью показа учащимся динамики и диалектики развития математического языка. Существенную пропедевтическую роль играют вводимые здесь обозначения типа
р(х), р(х, у) — это пригодится позднее, при отработке функциональной символики.
7. Разложение многочленов на множители (18 часов)
Понятие о разложении многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. Комбинирование различных приемов. Понятия тождества и тождественного преобразования алгебраического выражения. Первые представления об алгебраических дробях; сокращение алгебраических дробей.
Основная цель — выработать умение выполнять разложение многочленов на множители различными способами и убедить учащихся в практической пользе этих преобразований.
Первое знакомство с методом вынесения общего множителя за скобки состоялось ранее, при изучении темы «Деление многочлена на одночлен». Поэтому здесь основное внимание следует уделить выработке совместно с учащимися соответствующего алгоритма — алгоритма вынесения общего множителя за скобки.
Что касается метода группировки, то учащиеся должны понимать, что это скорее эвристический, нежели алгоритмический метод, т. е. удачную группировку нужно искать методом проб и ошибок.
Здесь впервые встречаются квадратные уравнения, решаемые методом разложения на множители. Конечно, квадратные уравнения не входят в обязательный перечень первого года изучения алгебры в школе, и учитель может все заготовки на перспективу опускать без ущерба для обучающей линии курса. Однако это обеднит эмоциональный фон курса, ослабит его развивающую линию.
Изучение многочленов в VII классе завершается темой «Сокращение алгебраических дробей». Понятие алгебраической дроби регулярно появлялось в связи с проблемой деления многочленов, и, естественно, нужно подвести какой-то итог в решении этой проблемы, причем именно в разделе о многочленах.
8. Функция у = x2 (9 часов)
Функция у = х2, ее свойства и график. Отыскание наибольших и наименьших значений функции на заданных промежутках. Графическое решение уравнений. Функции, заданные различными формулами на различных промежутках (кусочные функции). Понятие о непрерывных и разрывных функциях. Разъяснение смысла записи у = f(х). Функциональная символика.
Основная цель — показать учащимся, что, кроме линейных функций, встречаются и другие функции; сформировать навыки работы с графическими моделями.
Функция у = х2 вводится, во-первых, для того, чтобы школьник, целый год изучавший курс алгебры, не закончил этот год с убеждением, что в природе существуют только линейные функции, следует приоткрыть ему окно в дальнейшие разделы математики; во-вторых, эта функция помогает более глубокому изучению линейной функции, привлекая ее для графического решения уравнений, для построения графиков кусочных функций; в-третьих, изучение новых функций позволяет естественным образом подойти к одной из основных математических моделей всей математики — к уравнению вида y= f(х).
- Повторение. Решение задач (9 часов)
Геометрия
1. Начальные геометрические сведения (12 часов)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина
угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий. Введение основных свойств простейших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I—VI классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.
Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.
2. Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.
3. Параллельные прямые (14 ч).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.
Знания признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Основная цель — расширить знания учащихся о треугольниках.
В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса — теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия — свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.
При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.
При решении задач на построение в VII классе рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач.(5 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Алгебра
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
- решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- строить графики изученных функций;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- интерпретации графиков зависимостей между величинами.
Геометрия
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
- Настольная книга учителя математики М.: ООО «Издательство АСТ»:
- Тематическое приложение к вестнику образования № 4 2005 г.;
- А. Г. Мордкович Алгебра . 7 класс. Учебник - М.: Мнемозина 2007 г.;
- А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра . 7 класс. Задачник – М: Мнемозина 2007 г.;
- А. Г. Мордкович Алгебра 7-9 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2004 г.;
- А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра 7 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2005 г.;
- .Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2006 г.
- ЭУ «Алгебра, 7-9» из серии «Все задачи школьной математики», - Просвещение-Медиа, 2005
- . ЭУ «Открытая математика 2.6. Алгебра» Настольная книга учителя математики М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель» 2004 г.
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 1997 г.
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2007
- Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса- М. Просвещение, 2008.
- В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса. –М.:Просвещение,2009.
- Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2003.
- А.П. Киселев. Элементарная геометрия.- М.:Просвещение,1980.
- ИНТЕРНЕТ-ресурс «Открытая математика. Планиметрия» - www.college.ru
Список литературы для обучающихся
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение, 2007
- Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса- М. Просвещение, 2008.
- В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса. –М.:Просвещение,2009.
- А. Г. Мордкович Алгебра . 7 класс. Учебник - М.: Мнемозина, 2009
- А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра . 7 класс. Задачник – М: Мнемозина 2009 г.
- Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина, 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...