Доклад на тему: "Технология дифференцированного обучения математики"
материал по алгебре (7 класс) по теме
...Что такое дифференцированное обучение?
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Аристотель писал: "Благо везде и по всюду зависит от соблюдения двух условий":
- правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;
- отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели»...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differencirovannogo_obucheniya_matematiki.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Страшная это опасность – безделье,
безделье за партой;
безделье шесть часов подряд ежедневно,
безделье месяцы и годы.
Это развращает, морально калечит человека,
и ни школьная бригада, ни школьный участок,
ни мастерская – ничто не может возместить того,
что упущено в самой главной сфере,
где человек должен быть тружеником, -
в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Ещё Ушинский писал, что ребёнок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет всё делать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развить, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение.
Что такое дифференцированное обучение?
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Аристотель писал: «Благо везде и по всюду зависит от соблюдения двух условий:
- правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;
- отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели»
Актуальность проблемы, вынесенной в содержание моей педагогической работы, бесспорна. Новый век – век технологий. Ни одна конкурентоспособная сфера жизни не может сегодня обходиться без высоких технологий. Это касается и образования.
Современные педагогические технологии должны отвечать требованиям
- гуманности,
- эффективности,
- наукоемкости,
- универсальности,
- интегрированности.
Целью работы любого педагога является повышение уровня обученности учащихся и качества их знаний, осуществление личностного развития учащихся и воспитание адаптированного, коммуникативного, толерантного, умеющего применять свои знания в жизни человека.
Перед учителем встают задачи:
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.
• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться.
• Качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременного выявления и ликвидации возможных пробелов.
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
• Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели:
обеспечение адресного построения педагогического процесса
(подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).
Опирается на принципы:
научности – использование научных данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного обучения;
личностно – деятельностный – самостоятельность и активность при разработке уроков и занятий на основе технологии дифференцированного обучения;
природосообразности – ориентация обучения на человеческий фактор.
Достигается средствами:
Внутренняя дифференциация – учет особенностей класса влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Особенности учитываются как при подготовке, так и при проведении урока.
Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов ( предпрофильное и профильное обучение).
Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых – это негуманно, поверхностно и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «дураков») и возвышение других (группа «элитных»). Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.
Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации:
- возраст;
- пол;
- внимание;
- способности ( учебные, творческие, умственные, специальные, математические);
- типы мышления (образное, логическое, аналитическое, прагматическое, рефлексивное);
- каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);
-уровни понимания (поверхностное- о чем и о чем + что, более глубокое- о чем + что +как и о чем + что + как + зачем);
- уровни общего развития,
- психосоматические типы и темпераменты (холерики, сангвиники, меланхолики,
флегматики).
Объединяя учащихся в группы и микрогруппы по определенным основаниям (например по каналам восприятия, уровням понимания, по психосоматическим типам), излагаю информацию и организую работу с ней с учетом выявленных оснований дифференциации. Учащихся необходимо заинтересовать, помочь им раскрыться, повысить мотивацию.
Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направленно на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Организация учебной деятельности на уроке может быть коллективной, групповой, индивидуальной.
Коллективная форма – перед учеником поставлена цель, как общая цель для всех.
Деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика.
Групповая форма – перед всеми типологическими группами поставлена некоторая учебная цель, содержание заданий дифференцированно с учетом особенностей группы.
Деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика.
Индивидуальная форма – перед всеми учащимися поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого. Содержание заданий одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано.
Деятельность учителя – деятельность ученика.
На уроке создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе.
Дифференциация – учет особенностей класса, влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Учитывать особенности аудитории необходимо как при подготовке, так и во время проведения урока.
Наблюдая за классом, в первую очередь обращаешь внимание на неодинаковость усвоения информации, что естественно – все дети разные, а необходимость овладения базовыми математическими умениями и навыками важна для всех категорий учащихся, так как на их основе формируются повышенные уровни. Некоторым ученикам для получения прочных умений и навыков достаточно интенсивной работы на первоначальном этапе, небольшого количества упражнений на непосредственное применение материала. Однако значительная часть учеников могут достигнуть этого же только в том случае, если за введением нового материала следует этап специального запоминания правила, этап многократных повторений и упражнений. При этом количество и объем необходимых упражнений для каждого ученика различен. Поэтому учет индивидуального темпа продвижения учащихся становится непременным условием достижения обязательных результатов и здесь необходимо уделять серьезное внимание дифференцированному подходу к учащимся. Нельзя упускать учащихся быстро усвоивших информацию, а то они заскучают. Всегда должны быть наготове задания, постепенно повышающие уровень сложности, решать которые учащиеся могут индивидуально, в парах, в группах.
Неэффективность усвоения базового уровня порождает отставание и неуспешность . Поэтому одно из важнейших условий успеха в работе по обеспечению у всех учащихся базовых математических умений заключается в том, что на уроках должно отводиться специальное время отработке умений решать задачи обязательного уровня.
Не следует думать, что обеспечение уровня обязательной подготовки может осуществляться только в ущерб более глубокому усвоению материала, в ущерб интересам сильных учащихся. Никакая творческая инициатива, никакая познавательная самостоятельность не могут быть успешными, если у ученика отсутствуют базовые элементарные умения и навыки. Прочные основы могут только помочь в расширении и углублении познаний, но никак не помешать этому. Пробелы же тормозят продвижение вперед, не дают ученику раскрыться. А еще их «коварство» заключается в том, что они могут сказаться не сегодня и не завтра, а позднее, в самый неподходящий момент, например, при сдаче ГИА или ЕГЭ.
Важно предусмотреть проверку достижений каждым учеником обязательных результатов обучения, а также своевременное выявление и ликвидацию возможных пробелов. Проверка осуществляется путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных и диагностических работ. В письменные работы необходимо включать задания разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. При разработке содержания контроля учитываются следующие требования:
1. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном
уровне.
2. Проверку на повышенном уровне.
Требования к уровням подготовки должны быть открытыми, известными ученикам и понятными, тогда можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда.
Анализ письменных работ лучше всего проводить после их окончания, когда учащиеся проявляют к содержанию повышенный интерес. Позже интерес к содержанию теряется и многие интересуются только оценкой.
Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как с целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащимися умений и навыков. И в том и в другом случае обязательные результаты обучения – это один из основных объектов повторения. Регулярная работа над повторением изученного ранее материала позволяет судить о сохранности знаний учащихся и вносить необходимые коррективы при планировании уроков.
Учитель должен иметь определенную и точную информацию о том, овладел конкретный ученик обязательными результатами обучения или нет. Это важно по отношению к каждому ученику. Проверив письменные работы, учитель заносит результаты их выполнения в индивидуальные диагностические карты учеников. Этот опыт существует уже три года. Цель такой работы – своевременное обнаружение тематических пробелов и их ликвидация, выработка стратегии организации процесса обучения и повторения. Причем необходимо осуществлять дифференцирование не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении, корректируя свои поурочные планы и индивидуальные планы учащихся.
Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.
Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:
• с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);
• с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);
• с технологией обучения и воспитания без насилия;
• с технологией эффективной речевой деятельности
• с технологией диалогового обучения и воспитания.
Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат,если:
1. Технология используется в системе.
2. Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.
3. Интегрируется с другими технологиями.
Вывод
Считаю групповые и индивидуальные консультации самым эффективным средством для решения задач дифференциации обучения, и в конечном итоге, повышения мотивации обучения и его результатов
Список литературы
- Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения //
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения. --Мн., «Народная асвета», 1992.
- Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // 1992, №2.
- Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - Педагогика, 1990.
- Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - Мн., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Технология деятельностного метода обучения"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии". В данном материале описана дидактическая модель деятельностного метода обучения, система дидактических принципов, с помощь...
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Доклад - Показатели и критерии дифференцированного обучения
ДокладПоказатели и критерии дифференцированного обученияАвтор: Учитель высшей категории Теленкова Л.И....
Обобщение опыта по теме"Технология дифференцированного обучения математике"
Исследование психологов и педагогов, опыт учителей новаторов показывает: чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учится, нужно включить их в специально организованную деятельность, сде...
Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"
Спецификация математики такова, что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...
Выступление на районной секции учителей физики. Доклад по теме: Технология блочно - модульного обучения как способ развития навыков учебной деятельности и формирования УУД.
Технология блочно - модульного обучения как способ развития навыков учебной деятельности и формирования УУД....
Доклад "Использование современной технологии дифференцированного обучения на уроках"
дифференцированный подход на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения....