Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья

Плигина Ирина Игоревна

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым Ж.-Ж. Руссо Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.
         Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»

           Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым Ж.-Ж. Руссо Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.
        Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:

-технологии проблемного обучения,

-игровые технологии,

-технологии критического мышления,

-групповые способы обучения,

-методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар),

-применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),

-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

           Ввиду того что иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока, уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий на уроках чрезвычайно  важно

          В рамках технологии здоровьесбережения необходимо: 
-использовать 
частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской).

-применять не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередую их не позже чем через 10–15 минут; 
-использовать 
методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар. 

- применять динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений). 
-обязательно стимулировать 
внешнюю мотивацию (оценка, поддержка, соревновательный момент). 

-стимулировать внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. 
- поддерживать у детей 
веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе. 

-создавать ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят). 

-справедливо оценивать ответы. Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.
Одним из любимых видов релаксации на уроке являются физкультминутки.

Физкультминутки,  кратковременные перерывы для проведения упражнений, являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление.
Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. 

Основные виды физкультминуток: 
1) упражнения для снятия общего или локального утомления; 
2) упражнения для кистей рук; 
3) гимнастика для глаз; 
4) гимнастика для слуха; 
5) упражнения, корректирующие осанку; 
6) дыхательная гимнастика; 
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.

  Говоря об иных методах технологии здоровьесбережения, следует отметить, что она реализуется главным образом через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка.  Во-первых, урок должен быть зоной психологического комфорта. Здесь невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель!  Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках.

Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения ИЯ и для межличностного общения.

        С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

        Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.

 Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.

        Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

       С целью повышения интереса к английскому языку в урок вводятся занимательные элементы

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.

        Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

Заключение 
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка базируется на учете физиологических и психологических особенностей детей и приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, повышению качества знаний по предмету, укреплению и сохранению здоровья школьников. 
В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Н.М. Амосова:
 “Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными; учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии; использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Принципы здоровьясбережения технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...