Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках английского языка
статья

Плигина Ирина Игоревна

Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том , чтобы сообщить как можно больший объём знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшный день.

Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebno.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках английского языка

Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том , чтобы сообщить как можно больший объём знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшный день.

Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации.

Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождение в открытое информационное пространство, обеспечение поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.

В Российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано , что основное школьное образование по иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход , который порождался и осмысливался не внутри образования , а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы. Иными словами, этот подход ориентирует на такую систему обеспечения качества подготовки школьников, которая бы отвечала потребностям современного мирового рынка труда. Таким образом, компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие , с одной стороны потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.

Целью учителей иностранного языка гимназии является формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает коммуникативное и социокультурное развитие гимназистов средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодёжного туризма, к использованию иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания , в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру.

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании всех её составляющих:

- речевой компетенции

- дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения_

- языковой компетенции ( фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях)

- социокультурной компетенции

- компенсаторной компетенции ( умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации)

- учебно- познавательной компетенции

Одним из важнейших компонентов компетентностного подхода является использование информационно-коммуникативных технологий. Информационная технология – это процесс подготовки и передачи информации ученику. Возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогощать содержаение образования.

Вот некоторые из чаще всего используемых в гимназии технологий:

-использование ИКТ в классе в поддержку основного курса обучения

- использование ИКТ на спец. Курсах и кружковых занятиях

- использование ИКТ на занятиях с одарёнными детьми и при подготовке к ЕГЭ

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что особенностями организации учебного процесса школьников с использованием ИКТ являются:

- большой акцент на самостоятельную работу школьников

- обязательная компьютерная компетентность учащихся

- мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом

Использование информационно- коммуникативных технологий в обучении языку на уроках позволяет достичь две цели:

- совершенствовать навыки владения языком

- повышать уровень компьютерной компетентности , необходимой в жизни и работе в современном обществе

Также ученики гимназии создают презентации с целью представления результатов проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем.

Таким образом , внутренний результат проектной деятельности – накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично.

Что же способствует качественному формированию ключевых англоязычных компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности?

Подготовка к ЕГЭ по пособиям О.В. Афанасьева, В. Эванс, В. В. Копылова «ЕГЭ. Тренировочные задания». Малком Манн, Стив Тейлор Ноулз, Елена Клековкина «Macmillan. Exam Skills for Russia».

Использование обучающих компьютерных программ «Bridge to English»

Использование материалов Интернет ресурсов.

Проведение различных спецкурсов.

Привлечение детей к участию во Всероссийских заочных конкурсах и олимпиадах « Познание и творчество», «Snail», « Британский бульдог», во Всероссийском лингвистическом турнире «Plazma».

Проведение и участие в компетентностной городской олимпиаде.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике формирования у учащихся компетентностей, необходимых им для дальнейшей успешной самореализации.

В заключении необходимо подчеркнуть , что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

Но использование информационных технологий и современных учебников позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учеников к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка и успешному формированию всех необходимых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение

       В  данной  статье раскрываются   приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....

Мастер - класс "Формирование межкультурных и общекультурных компетентностей на уроках английского языка"

Решать задачи современного образования позволяет метод проектов/проектная деятельность. Технология этого метода достаточна, известна и успешно применяется многими педагогами....

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

статья на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"

описание опыта работы. статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

«Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».

В данной статье анализируются результаты исследования выявления степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка; приводитсятеоретический материал п...

Формирование ИКТ - компетентности на уроках английского языка через проектное обучение

Метод проектов на уроках иностранного языка не является новым. Современный учебный проект предполагает метапредметность и ИКТ - компетентность учителя и ученика. Как сформировать ИКТ - компетентность ...