ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
консультация
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Выступление на МО
Подготовила и провела воспитатель: Быкова
Валентина Петровна
пгт. Новобурейский
2016 год
Будущее любой страны заключается в её детях. Мир полон детей. Ребёнок в праве ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идёт и вместе с особенностями развития у ребёнка появляются и также социально-психологические трудности. Поэтому у нас педагогов возникают многочисленные вопросы:
Что же включает в себя понятие социально-психологические трудности особой группы детей?
Чаще всего это:
- Отсутствие интереса к учёбе, т.е. нежелание учиться.
- Недисциплинированность, непослушание.
- Трудности контакта с педагогами.
- Нарушение здоровья.
- Нарушение умственного развития.
- Особенности психического и физического развития.
- Несоответствие методик обучения и воспитания индивидуальным особенностям детей.
Поэтому, при правильно проведённой диагностике ребёнок, имеющий специфические особенности развития, может получить образование в специализированном образовательном учреждении.
Такие дети отличаются от других детей, они раздражают окружающих самобытным поведением, сами того не желая, выделяются на фоне принятой в школьной среде нормы, не подчиняются правилам школьного распорядка, не хотят мириться со своими трудностями. Принимают точку зрения других. Именно таких детей принято относить к «группе риска». Чаще всего они попадают в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, их имена звучат на педагогических советах, поступки обсуждаются на собраниях. А в классе воспринимаются как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу.
Личность человека формируется благодаря его жизни в обществе. Ребёнок вступает в отношения с другими детьми, взрослыми. Многие взрослые искренне не понимают, когда и как произошёл переход ребёнка из «зоны риска» в «группу риска», когда ребёнок превратился в неуправляемого, агрессивного. Многие проблемы «трудных детей» такие, как гиперактивность и импульсивное поведение, являются результатом плохого обращения с детьми взрослых. Такие дети не способны усвоить общепринятые нормы поведения и поступать «как все дети». Они становятся нестандартными изгоями, если взрослые не сумели найти с ними общего языка, умения договариваться о правилах, привить самоуважение, помочь усвоить культуру человеческого общения. эти дети переходят из «зоны риска» в «группу риска» , в том случае, если в семье, школе им не будут созданы условия коррекционно-реабилитационные, специальные.
Отсутствие этих условий и станет той границей, которую может пресечь ребёнок и оказаться в «группе риска».
Насилие, как физическое, так и психологическое принуждает ребёнка к поступкам, действиям, которые он не хочет, но вынужден совершать под давлением, обманом или угрозами, манипуляции со стороны взрослых. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребёнка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психоматические заболевания, возникает тяжёлая форма социальной дезадаптации.
Таким образом, границей риска для ребёнка становится отсутствие любви и заботы взрослых, как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие. В ситуации школьного обучения в группе риска оказываются так называемые «педагогически запущенные» подростки или те дети, отношение взрослых к которым на протяжении нескольких лет носило насильственный характер или попустительский характер. В этой связи у детей сформировались стойкие асоциальные формы поведения (агрессивные, девиантные), низкий уровень человеческой культуры. Взрослые должны помнить, что граница перехода ребёнка из «зоны риска» в «группу риска» всегда рядом и шансы переступить её невероятно велики. Они удваиваются с появлением отрицательных воздействий среды. Как известно, многим детям свойственны отклонения в поведении. Как правило они легко преодолеваются усилиями учителей и воспитателей. Но какая-то часть детей выходит за рамки недопустимых шалостей и проступков и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Таких детей относят к категории «трудных». Это дети неуспевающие, недисциплинированные, дезорганизаторы, то есть не поддающиеся обучению и воспитанию. Когда говорят о трудных детях, обычно имеют ввиду педагогическую трудность. При этом чаще берётся за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми, и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с педагогами, товарищами, сверстниками, взрослыми.
Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. И причины этой трудности неодинаковы. Трудность обуславливается тремя основными фактами:
- Педагогической запущенностью.
- Социальной запущенностью.
- Отклонение в состоянии здоровья.
В разряд трудных и неисправимых нередко заносятся те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы. В результате чего нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает всё более отклоняться от общепринятых норм. Ребёнок становится «трудным». Именно поэтому школа должна стремиться создать условия для индивидуального развития каждого школьника с учётом его специальных трудностей, уникальных способностей, специфических проблем, в следствии которых, дети гораздо менее охотно выполняют правила внутреннего распорядка. Усваивают учебные стандарты и нормы поведения.
Можно выделить 5 основных проблемных групп детей в школе, которые находятся в зоне риска и могут перейти в «группу риска», если им не будут созданы благоприятные условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в школе, любовь, понимание и забота, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей:
- Одарённые дети.
- Дети с проблемами в обучении и развитии.
- Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды.
- Дети из проблемных и неблагополучных семей.
- Педагогически запущенные дети.
Пока ребёнок поддаётся педагогическому воздействию, он находится в «зоне риска», неуправляемый переходит в «группу риска». Это подражание детей поведению своих родителей (агрессивность, возбудимость) с целью предотвращения жестокого обращения с собой.
Учебная неуспеваемость может быть спровоцирована хроническим генетическим заболеванием.
Поэтому педагоги школы должны представлять целостную картину детских проблем, для того, чтобы обеспечить продуктивную помощь детям с разными нуждами. А самое главное им необходимо умение составлять и реализовывать целевые комплексные программы, соответствующие условиям школы, учитывающие индивидуальные особенности детей, на основе дифференцированной конструктивно-проектировочной деятельности. Потому что особую сложность представляют наши дети, которые гиперактивные и с нестабильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить вред здоровью других детей.
В школе педагоги не только не выпускают из зоны внимания детей с неадекватными формами поведения, но и находятся в постоянном контакте с медработниками, психологом, логопедом, воспитательной службой, на предмет особенностей развития этих детей, их роста, межличностного общения.
Наиболее распространёнными медицинскими заболеваниями у детей являются: нарушение осанки, плоскостопие, болезни глаз, снижение остроты зрения, нарушения в работе пищеварительных органов, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения.
Что же делать педагогу?
Относиться к школьным трудностям спокойно. Не считать любую трудность непреодолимой преградой. Разобраться в её причинах и если возможно, объяснить эту причину. Не считать возникновение трудностей крахом собственной педагогической компетенции.
Быть терпеливым в стремлении помочь ребёнку. Быть предельно доброжелательным в общении с ним. Не проявлять негативного отношения к ученику, ни словом, не взглядом , ни жестом, не выражением лица. Избегать оценочных суждений. Не сравнивать ребёнка со сверстниками. Предлагать конструктивные варианты помощи. Хвалить ребёнка при всех, обсуждать его проблемы наедине с ним. Сделать всех педагогов союзниками в помощи ребёнку.
Основные принципы работы с детьми «зоны риска»:
- Любой ребёнок имеющий школьные проблемы в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
- Для коррекции комплексных трудностей надо учитывать как внешние, так и внутренние факты.
- Помощь детям – и в первую очередь выявление причин вызывающих трудности.
- Детям, находящимся в зоне риска должна оказываться системная помощь, комплексная, включающая определённую последовательность действий.
- Наблюдение и анализ возникающих проблем, консультации специалистов.
- Чёткое определение цели и конкретных задач помощи. Составление индивидуального плана обучения ( для детей с прогнозом школьных трудностей )
Опора при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций. Постепенность (пошаговость) освоения учебного материала. Переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения).
Регулярное повторение пройденного материала.
Независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребёнка не реже двух раз в год.
И так, классификация проблем школьников, находящихся в «зоне риска», или «группе риска», позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым, даёт возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач преследующих ребёнка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей, их благополучную социализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...
Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения
Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...
Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения
В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....
Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...
Работа с детьми дивиантного поведения
В материале кратко изложены определение, причины, профилактика и алгоритм работы с детьми дивиантного поведения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)
Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:· Продолжать обучать детей уме...
доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....