Работа с детьми дивиантного поведения
материал по теме

Медведкова Наталья Александровна

В материале кратко изложены определение, причины, профилактика и алгоритм работы с детьми дивиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_diviantnogo_povedeniya.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми дивиантного поведения

Выступление на МО воспитателей.

МОУ Куандинская СОШИ №4

Воспитатель Медведкова Н.А.


Работа с детьми девиантного поведения.

  Трудный ребёнок в учреждениях интернатного типа – это воспитанник, у которого  наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

   Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с воспитателями и учителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

   Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий) – всё это является девиантным поведением.

   Девиантное поведение  - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

   Виды девиантного поведения:

   Деструктивное поведение – причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам.

   Асоциальное поведение – причиняет вред личности и социальному обществу (компании, друзья, соседи).

   Противоправное поведение – представляет собой нарушение моральных и правовых норм.

  Девиантное поведение в форме:

- поступка, проступка  —  противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового  права.

   Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

   Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведении. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия) Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.

Причины девиантного поведения:

- социальное неравенство – отношение детей из благополучных и неблагополучных семей.

- конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества (поселковые дети и дети интерната, эвенки и русские, между  детьми разных посёлков).

- психологические, наследственные, биологические (семья «яблоко от яблони», болезни, слабоумие, психопатия).

- социальная дезорганизация (культурные ценности, нормы разрушаются, ослабевают, становятся противоречивыми).

   Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Профилактика девиантного поведения в учреждениях  интернатного типа.

  1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
  2. Создание благоприятной обстановки в группе, коллективе.
  3. Формирование твёрдых нравственных ориентиров, нравственных позиций.
  4. Побуждение ребёнка к самовоспитанию и обучение его методики работы над собой.
  5. Использование позитивных возможностей СМИ и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Алгоритм работы с воспитанниками «группы риска»

Работа воспитателя по выявлению «трудных» учащихся.

Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4. Составить карту воспитанника.

Шаг 5. Определить формы работы с такими воспитанниками.

1. Каждому воспитателю необходимо:

  1. составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, индивидуальные и групповые беседы с родителями,  педагогические диагностики и т.д.;
  2. вести дневник индивидуального сопровождения на каждого ребенка, где фиксируется вся работа, проводимая с ребенком

Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке воспитанника на внутришкольный профилактический учет.

Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

   В интернате работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности педагога дорого обходятся их воспитанникам.

Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....